РЈРР”: 66RS0002-02-2018-004713-94
Дело № 2а-3307/19
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 17 июля 2019 года
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе СЃСѓРґСЊРё Гавриной Р®.Р’., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Екатеринбурга РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Уральского федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено
установил:
заместитель прокурора г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском.
Р’ обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой Рі. Екатеринбурга проведена проверка РїРѕ обращению Шепелева Р’.Р’. Рѕ распространении РІ сети Рнтернет сведений Рѕ реализации медицинских справок Рё медицинских книжек без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врача, выявлена страница сайта <...> РЅР° которой содержится информация Рѕ приобретении медицинских справок Рё медицинских книжек без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врачей. Распространение указанной информации противоречит целям Рё задачам действующего законодательства РІ сфере здравоохранения. Рспользование указанных медицинских документов порождает определенные правовые последствия, дает права Рё возлагает обязанности РЅР° РёС… обладателей, затрагивает интересы РґСЂСѓРіРёС… лиц. Предоставление доступа Рє информации СЃ использованием информационно-телекоммуникационных сети В«Рнтернет», содержащей сведения Рѕ деяниях, Р·Р° совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделка официальных документов, использование заведомо подложного-фактически является распространением запрещенной информации. Р’ С…РѕРґРµ проверки установить владельца сайта РЅРµ представилось возможным. Учитывая положения части 1 статьи 327 РЈРљ Р Р¤, статьи 11.32 РљРѕРђРџ Р Р¤, части 1 статьи 9, части 5 статьи 15 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ, РїСЂРѕСЃРёР» признать указанную информацию, размещенную РїРѕ адресу: <...> информацией, распространение которой РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Представитель административно ответчика Солодкий Р’.Р’. направил письменный отзыв РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ СЃРІРѕРµ отсутствие, исключить Управление РёР· числа лиц, участвующих РІ деле, привлечь правообладателя Рнтернет-ресурса.
Определением суда от 16.07.2019 рассмотрение дела назначено в упрощенном (письменном) порядке.
Рсследовав письменные доказательства РїРѕ делу, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № 149 ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно С‡. С‡. 1, 2 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ, РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система – «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено», РІ который включаются: доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено.
Р’ соответствии СЃ Рї. 13 СЃС‚. 2 Федерального закона в„– 149-ФЗ, сайтом РІ сети В«Рнтернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин Рё РёРЅРѕР№ информации, содержащейся РІ информационной системе, доступ Рє которой обеспечивается через сеть В«Рнтернет» РїРѕ доменным именам Рё (или) РїРѕ сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет»; страница сайта РІ сети В«Рнтернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта РІ сети В«Рнтернет», доступ Рє которой осуществляется РїРѕ указателю, состоящему РёР· доменного имени Рё символов, определенных владельцем сайта РІ сети В«Рнтернет».Р’ соответствии СЃ Рї. 5 СЃС‚. 15 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений РїСЂРё условии соблюдения установленных федеральными законами требований Рє распространению информации Рё охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Частью 5 названной правовой РЅРѕСЂРјС‹ предусмотрено, что РѕРґРЅРёРј РёР· оснований для включения РІ указанный реестр сведений, указанных РІ С‡. 2 настоящей статьи является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено.
РР· материалов дела следует, что прокуратурой Рі. Екатеринбурга проведена проверка РїРѕ обращению Шепелева Р’.Р’. Рѕ распространении РІ сети Рнтернет сведений Рѕ реализации медицинских справок Рё медицинских книжек без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врача, выявлена страница сайта <...>, РЅР° которой содержится информация Рѕ приобретении медицинских справок Рё медицинских книжек без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врачей.
Р’С…РѕРґ РЅР° сайты свободный, ознакомиться СЃ содержанием может любой пользователь, указанный Рнтернет-ресурс доступен для неограниченного РєСЂСѓРіР° лиц.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.
Согласно п. 7 Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации (п. 10 Порядка).
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях.
Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, включая медицинские справки.
Представленные заявителем доказательства - скриншот страницы сайта, контрольный рапорт, подтверждают РІ полном объеме доступность информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Рнтернет, что РїСЂСЏРјРѕ запрещено названными положениями действующего законодательства.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона РѕР± информации РѕРґРЅРёРј РёР· оснований для включения РІ Единый реестр сведений (доменных имен Рё (или) указателей страниц сайтов сети Рнтернет, содержащих запрещенную Рє распространению информацию, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащих такую информацию) является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети Рнтернет, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования заместителя прокурора г. Екатеринбурга обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
С учетом того, что информация размещенная на указанной странице сайта побуждает граждан приобретать медицинские справки и медицинские книжки без прохождения медицинского осмотра наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу об обращении решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 188, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации информацию, содержащуюся РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет РЅР° сайте <...>.
Настоящее решение является основанием для включения указанной страницы сайта РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю.В.Гаврина