РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2015 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Якименко Л.А.
с участием:
представителя прокуратуры ЦВО г. Краснодара Эркаевой Н.А.,
представителя ответчика Капитан М.Б.,
при секретаре Мелкумян А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерной фирме «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО о признании незаконным бездействия в части невыполнения законодательства в области транспортной безопасности, законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации Анапского автовокзала по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, 11, а также об обязании устранить допущенные нарушения требований закона о транспортной безопасности при эксплуатации Анапского автовокзала, а именно обеспечить сотрудников Анапского автовокзала в соответствии с п. 5.30 Требований Приказа №42 едиными видами пропусков, в соответствии с п.п. 5.35 – 5.37 Требований Приказа №42 обеспечить контроль пропускного и внутриобъектового режимов в Анапском автовокзале, создать контрольно-пропускной пункт, обеспечить контроль за проходом граждан через металлоискатель в автовокзале, а также об обязании устранить нарушения требований закона о пожарной безопасности при эксплуатации Анапского автовокзала, а именно помещение склада и помещение старшего кассира огородить между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной безопасности или противопожарными преградами, на втором этаже не допускать устройство выхода на чердак или кровлю из лестничной клетки не через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6х0,8 м по закрепленной стальной стремянке, обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности.
В обоснование исковых требований указано, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, законодательства о пожарной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования город-курорт Анапа. На территории муниципального образования город-курорт Анапа имеется объект транспортной инфраструктуры - Анапский автовокзал, деятельность по эксплуатации которого осуществляет АФ «Кубаньпассажирсервис» ОАО. Автовокзал обществу принадлежит на праве собственности (свидетельство о праве собственности № дата выдачи 06.08.2008 г). По результатам проверки в деятельности Анапского автовокзала AФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО выявлены нарушения закона, выразившиеся в следующем. В соответствии с положениями статей 1 и 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статей 2 - 4, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «O транспортной безопасности» обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности, оборудованию объектов транспорта комплексной системой защиты возложены на субъекты транспортной инфраструктуры, в том числе на предприятия и организации, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа. Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности установлены Федеральным законом от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». Среди основных принципов обеспечения безопасности статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» установлены такие, как соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В тоже время, в ходе проверки установлено, что уровень защищенности территории и объектов автовокзала не в полной мере обеспечивает исключение свободного доступа к объектам транспортной инфраструктуры автовокзала, что не обеспечивает должного уровня безопасности. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Положениями данного правового акта определяется система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Приказом Федерального дорожного агентства от 09.06.2011 г. по результатам оценки автовокзалу присвоена четвертая категория объекта транспортной инфраструктуры, реестровый номер - АТАОООО133. Утвержденные Федеральным дорожным агентством Минтранса России (Росавтодор) результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры поступили в субъект транспортной инфраструктуры - АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО 02.07.2012 (вх. №168/2012.1). Вместе с тем проверкой установлено, что АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не получен паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ, является нарушением п.5.8. Требований Приказа №42 обязывающего субъект транспортной инфраструктуры разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. Установлено, что АФ «Кубаньпассажирввтосервис» ОАО план обеспечения транспортной безопасности автовокзала первоначально 06.07.2012 г. отправлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство Минтранса России (Росавтодор). План возвращен с приложением заключения об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с указанием причин отказа (исх. №10-29/1218 от 31.01.2013). После доработки повторно направлен на утверждение в Росавтодор (исх 519/25 от 26.06.2013). План возвращен с приложением заключения об отказе в утверждении (от 18.10.2013 №10-29/16747), в АФ «Кубаньпассажвравтосервис» ОАО не утвержденный план поступил 11.11.2013. После доработки повторно направлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство Минтранса России (Росавтодор) (исх. №427/25 от 19.05.2014), находится по настоящее время. Субъектом транспортной инфраструктуры АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО нарушены сроки разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (план ответчиком разработан в течение б месяцев при норме 3) установленные п.5.8. Требований Приказа №42, а Федеральным дорожным агентством Минтранса России (Росавтодор ) - срок принятия решения об утверждении плана либо об отказе в его утверждении, не превышающий 30 дней, который установлен п.б порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 №34. При таких обстоятельствах оценить полноту осуществляемых на автовокзале мероприятий по обеспечению транспортной безопасности не представляется возможным. Проведенным осмотром автовокзала и прилегающей к нему территории показало, что руководством автовокзала и АФ «Кубаньпассажиравтоеервис» ОАО не в полном объеме принимаются меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности. Проверкой выявлены недостатки в организации пропускного внутриобъектового режима. В соответствии с п. 5.30 Требований Приказа №42 субъектом транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, однако постоянные пропуска персоналу автовокзала не выданы, в деятельности автовокзала установленные виды про пусков, в соответствии с п.п. 5.30.1 - 5.30.23 Требований не используются. Кроме того, не реализованы в полном объеме требования п.п. 5.35. - 5.37 Требований Приказа №42 в отношении нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, лиц, проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и/или критический элемент ОТИ. Штатом автовокзала подразделение транспортной безопасности не предусмотрено. Договор с частной охранной организацией или органами внутренних дел МВД России для выполнения требований пропускного режима в зону транспортной безопасности не заключался. Контрольно-пропускной пункт не создан. Проход граждан через металлоискатель в автовокзале не контролируется. Указанное позволяет судить о неприятии ответчиком достаточных мер по обеспечению безопасности граждан. В автовокзале не исполняются требования ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-Ф3, предусматривающей принципы противодействия терроризму, к числу которых относится: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма. В законе дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. По информации начальника ОНД г. Анапа (от 29.10.2014 №23-1304-9-8) автовокзал осуществляет свою деятельность с нарушениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме». Помещение склада и помещение старшего кассира автовокзала не отгорожено между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 ст 4; СНиП 21-01-97* п. 7.4.; п. 7.18. Также на втором этаже допускается устройство выхода на чердак или кровлю из лестничной клетки не через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6х0,8 м. по закрепленной стальной стремянке, нарушение ст. 4 Закона №12-ФЗ; СНиП 21-01-97* 8.4*. Руководитель автовокзала не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, что является нарушением п. 20 ППР.
Представителями АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО проверки исполнения требований пожарной безопасности в автовокзале не проводились, в связи с чем вышеуказанные нарушения своевременно не устанавливались. Поскольку бездействием ответчика нарушаются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, кроме того количество жителей муниципального образования город-курорт Анапа не постоянно, их численность меняется, то указанные обстоятельства позволяют прокурору в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской федерации и неопределенного круга лиц.
В последующем в ходе рассмотрения дела Анапский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и в связи с устранением нарушений требований пожарной безопасности, просил суд признать бездействие АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО в части невыполнения законодательства в области транспортной безопасности незаконным и обязать устранить допущенные нарушения, а именно, обеспечить сотрудников Анапского автовокзала в соответствии с п. 5.30 Требований Приказа №42 едиными видами пропусков, в соответствии с п.п. 5.35 – 5.37 Требований Приказа №42 обеспечить контроль пропускного и внутриобъектового режимов в Анапском автовокзале, создать контрольно-пропускной пункт, обеспечить контроль за проходом граждан через металлоискатель в автовокзале.
В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального округа г. Краснодара Эркаева Н.А. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Капитан М.Б. возражал против удовлетворения исковых требований. При этом он пояснил, что во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса России от 08.02.2011 №42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», а также на основании образца оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции), опубликованным на официальном сайте ФДА 17.04.2013, и Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», разработан План обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Анапа и отправлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Утвержденного плана на сегодняшний день не поступало. В компетенцию АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, как субъекта транспортной инфраструктуры, входит разработка Плана и его последующая передача на утверждение. Принятие мер, направленных на утверждение Планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, с нашей стороны не представляется возможным. Дальнейшее утверждение Плана находится полностью в ответственности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и неподконтрольно субъекту транспортной инфраструктуры. Во исполнении Требований, разработаны внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в том числе номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, положение подразделения транспортной безопасности ОТИ, а также положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 №1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности». Согласно Требованиям, пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ организовывается в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (п.5.27. Приказа Минтранса России от 08.02.2011 №42). Приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России (Росавтодор) от 09.06.2011 №117 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» автовокзал г. Анапа внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта с присвоением четвертой категории, которая не предусматривает проведение мероприятий по досмотру транспортных средств, груза, багажа, ручной клади, личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов или веществ? которые запрещены в зоне транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с Требованиями, подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства образовываются (формируются) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО принимает все необходимые меры для выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, требований пожарной безопасности на эксплуатируемом объекте транспортной инфраструктуры. Кроме того, он пояснил, что в случае удовлетворения исковых требований, просит возложить на АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО обязанности по выполнению мероприятий, указанных в исковом заявлении, после утверждения Плана обеспечения транспортной безопасности Анапского автовокзала.
Выслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Как усматривается из материалов дела, Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры — Анапском автовокзале.
В нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, в числе которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не обеспечены в полной мере мероприятия по противодействию терроризму при эксплуатации Анапского автовокзала.
Законом дано понятие террористического акта – угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, к числу основных задач противодействия терроризма отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Этой же Концепцией определена ответственность хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных объектов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения. Последствия терактов являются не менее значимыми чрезвычайными ситуациями.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Как следует из материалов дела АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, согласно свидетельству о оправе собственности №23-АЕ 090813, дата выдачи 06.08.2008, является собственником здания Анапского автовокзала, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Красноармейская, 11. В настоящее время объекту АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО по результатам оценки уязвимости присвоена четвертая категория.
Судом также принимается во внимание тот факт, что оценка уязвимости проводится с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. План обеспечения транспортной безопасности на момент проверки не утвержден Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта России, что негативно влияет на состояние антитеррористической защищенности объекта. С целью обеспечения антитеррористической защищенности автовокзала акционерной фирмой проведен ряд мероприятий.
Однако, на момент проверки, уровень защищенности территории и объектов автовокзала не в полной мере обеспечивает исключение свободного доступа к объектам транспортной инфраструктуры автовокзала, что не обеспечивает должного уровня безопасности.
Кроме того, проверкой выявлены недостатки в организации пропускного внутриобъектового режима на ОТИ:
- в соответствии с п. 5.30 Требований Приказа №42 субъектом транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, однако постоянные пропуска персоналу автовокзала не выданы, в деятельности автовокзала установленные виды про пусков, в соответствии с п.п. 5.30.1 - 5.30.23 Требований не используются;
- не реализованы в полном объеме требования п.п. 5.35. - 5.37 Требований Приказа №42 в отношении нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, лиц, проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и/или критический элемент ОТИ. Штатом автовокзала подразделение транспортной безопасности не предусмотрено. Договор с частной охранной организацией или органами внутренних дел МВД России для выполнения требований пропускного режима в зону транспортной безопасности не заключался. Контрольно-пропускной пункт не создан. Проход граждан через металлоискатель в автовокзале не контролируется.
Таким образом, допущенные нарушения требований действующего федерального законодательства о транспортной безопасности влекут неустойчивое функционирование объекта транспортной инфраструктуры АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, создают угрозу нарушения интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства. Кроме того, указанные нарушения препятствуют предупреждению террористических актов на объекте транспортной инфраструктуры.
Судом установлено, что АФ «Кубаньпассажиравтосервис» не приняты достаточные меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, создают опасность жизни и здоровью пассажиров и работников предприятия, а также людей находящихся вблизи данного объекта, то есть. неопределенного круга лиц.
Как установлено в судебном заседании во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 6-ФЗ «О транспортной безопасности» и Приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», полученных результатов проведенной оценки уязвимости, а также согласно Приказу Министерства транспорта России от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств» и Образцу оформления плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции) разработан План обеспечения транспортной безопасности Анапского автовокзала, который направлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России.
Однако в настоящее время утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности в адрес ответчика не поступало, в связи с чем, требование Анапского межрайонного прокурора об обращении к немедленному исполнению решения суда удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности удовлетворить.
Признать бездействие акционерной фирмы «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО в части невыполнения законодательства в области транспортной безопасности при эксплуатации Анапского автовокзала по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, 11, незаконным
Обязать АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры устранить допущенные нарушения требований закона о транспортной безопасности при эксплуатации Анапского автовокзала по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, 11, а именно обеспечить сотрудников Анапского автовокзала в соответствии с п. 5.30 Требований Приказа №42 едиными видами пропусков, в соответствии с п.п. 5.35 – 5.37 Требований Приказа №42 обеспечить контроль пропускного и внутриобъектового режимов в Анапском автовокзале, создать контрольно-пропускной пункт, обеспечить контроль за проходом граждан через металлоискатель в автовокзале.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено в окончательной форме 05 марта 2015 г.