Дело № 2-2094/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2014 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Сошко Е.А.,
представителя ответчика Сергеева Д.А., действует на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грициенко А.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным бездействия, понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,
установил:
Грициенко А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Заявленные требования мотивированы тем, что истец является сиротой в связи со смертью родителей, и жилого помещения не имеет. Регистрация в доме бабушки по адресу: <адрес> носит формальный характер, в связи с чем полагает отказ Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в постановлении её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Наосновании изложенного просит суд признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке Грициенко А.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Грициенко А.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Истец Грициенко А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сергеев Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что постановка на учет носит заявительный характер. Грициенко А.В. обращалась с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обращение было рассмотрено. На основании представленных документов Министерство не увидело оснований для постановки на учет.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации, ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений ст.8 вышеуказанного закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации в данном случае относится Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Саратовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Саратовской области №-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Законов Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО).
Согласно части 7 статьи 5 указанного Закона, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если:
1) статус обратившегося не соответствует требованиям статьи 3 настоящего Закона и части 1 настоящей статьи;
2) не выявлены обстоятельства, установленные статьей 4 настоящего Закона (в случаях, когда применяются положения данной статьи);
3) не представлены документы, указанные в части 3 настоящей статьи;
4) не представлены документы, указанные в части 5 настоящей статьи, в случае если законным представителем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, не было дано согласие уполномоченному государственному органу области в сфере жилищных отношений запрашивать указанные документы;
5) в представленных документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и служащие основанием для принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специализированный жилищный учет.
В силу статьи 4 указанного Закона, 1. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;
г) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. м общей площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, других граждан.
2. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством области.
В судебном заседании установлено, что Грициенко А.В. является сиротой, с 2011 года находилась на полном государственном обеспечении. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о смерти Грициенко В.А. (л.д.11), копией свидетельства о смерти Грициенко Л.С. (л.д.12), копией свидетельства о рождении Грициенко А.В. (л.д.13), копией распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 11 07.2011 г. (л.д.14), копиями справок ГБОУ СО НПО «ПУ №» (л.д.21), копией путевки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
Согласно представленным документам, ДД.ММ.ГГГГ Грициенко А.В. обратилась в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с ходатайством о постановке её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в <адрес> (л.д.34-35).
К ходатайству была приложена справка Тростянского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Грициенко А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Владельцем указанного дома является Гриценко В.Я. – бабушка Гриценко А.В. Общая площадь дома составляет 60,7 кв.м. (л.д.48). Также истцом была представлена свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в собственности Гриценко В.Я. находится указанный жилой дом со строениями (л.д.49), а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая наличие в собственности у Гриценко В.Я. жилого дома общей площадью 60,7 кв.м. со строениями и сооружениями (л.д.51).
На основании представленных документов ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительство о жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказало Гриценко А.В. в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, указав, что постановка на учет осуществляется в том случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. м общей площади жилого помещения.
Поскольку из представленных истцом в адрес ответчика документов усматривалось, что Грициенко А.В. зарегистрирована и проживает в составе трех человек в жилом помещении общей площадью 60,7 кв.м. по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Грициенко А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области был законным и обоснованным.
В настоящее время истцом в адрес суда представлены документы, свидетельствующие о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был продан ДД.ММ.ГГГГ Торомыко В.А. Данное обстоятельство подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Администрации Тростянского муниципального образования, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 23, 23).
В судебном заседании установлено, что Гриценко А.В. больше не обращалась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, и данная информация не была доведена до сведения ответчика.
Поскольку постановка на учет происходит в заявительном порядке, Грициенко А.В. обладает правом вновь обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. Данным правом Грициенко А.В. не воспользовалась.
Согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя вышеприведенные нормы права и все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Грициенко А.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Грициенко А.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным бездействия, понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья /подпись/ Ю.Н. Кравцова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>