Дело № 33-7639/2024 (№ 2-485/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 21.05.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кучеровой Р.В.,
судей Орловой Е.Г.,
Фефеловой З.С.
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи, видеоконференц-связи помощником судьи Дружининой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евтеевой Галины Витальевны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа о признании действий незаконными, возложении обязанности, компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 27.12.2023.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения истца, возражения третьего лица Афониной О.С., судебная коллегия
установила:
Евтеева Г.В. обратилась в Нижнетуринский городской суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа о признании действий незаконными, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований указано, что 04.09.2018 ей было согласовано отведение земельного участка № 39 на второе захоронение рядом с захоронением умершего супруга Евтеева Ю.В., на котором в июле 2023 года между могилами ее супруга и матери была захоронена Корюкова А.В. Своего согласия на захоронение Корюковой А.В. ни истец, ни дети ее мужа не давали. По ее обращению прокуратурой г. Нижняя Тура проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответственным должностным лицом при выдаче разрешения на захоронение Корюковой не были проверены записи в журнале учета зарезервированных мест, а адрес главы Нижнетуринского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений. Руководителем Комитета ЖКХ, ТиС истцу было предложено предоставить дополнительный земельный участок с левой стороны от могилы Евтеева Ю.В. в пределах дополнительного места под организацию семейного захоронения, что противоречит положениям ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Просила признать действия должностных лиц Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа незаконными, возложить на ответчика обязанность освободить место № 39 от незаконного захоронения Корюковой А.В. путем эксгумации с последующим погребением на свободном месте городского кладбища, зарезервированное место привести в прежнее состояние путем очистки глины с могил, памятников и оградки, подсыпки гравия, возврата на прежнее место скамейки, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 5000 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины и получению справки в ОЗАГС.
Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 27.12.2023, в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласилась истец, которая в апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, принять новое об удовлетворении иска. В обосновании жалобы, повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает на то, что суд первой инстанции допущено неправильное применение и толкование ном материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, которые являются существенными, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца. Судом первой инстанции не приняты во внимание результаты прокурорской проверки, которой установлено, что в нарушение законодательства, а также в противоречие выданному согласованию об отведении бесплатного участка земли на второе захоронение рядом с захоронением умершего Евтеева Ю.В. с сотрудниками Комитета ЖКХ, ТиС Нижнетуринского городского округа принято и рассмотрено заявление Афониной О.С. о захоронении умершей А.В. на участке земли рядом с захоронением умершего Евтеева Ю.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Евтеева Г.В. наставала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третье лицо Афонина О.С. возражала против доводов жалобы, указала на отсутствие оснований для отмены решения, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах своей неявки судебную коллегию не известили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует.
В соответствии с Положением о КЖКХ, ТиС НТГО, утвержденным решением Думы Нижнетуринского городского округа № 57 от 27.02.2018, Комитет создан в целях осуществления полномочий администрации Нижнетуринского городского округа по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе вопросов организации погребения и похоронного дела. В пределах предоставленных полномочий в соответствии с п. 3.1.4 Положения Комитет осуществляет обязанности по содержанию мест захоронения, находящихся в ведении Нижнетуринского городского округа; осуществлению контроля за выделением земельных участков для захоронения, инвентаризацией захоронений, регистрацией захоронений умерших, соблюдением порядка захоронений, и иных вопросов (л.д. 74-84).
Администрацией Нижнетуринского городского округа 30.09.2021 принято постановление № 1193, которым утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг, погребения, содержания мест захоронения и посещения кладбища на территории Нижнетуринского городского округа», согласно которому предоставление участка земли для захоронения тела (останков) или праха умершего на общественных кладбищах осуществляется на безвозмездной основе размером не менее 1,0 х 2,0 м. По заявлению гражданина, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, рядом с ранее умершим предоставляется бесплатно дополнительный участок земли для второго захоронения размером 1,0 х 2,0 м. Захоронение на дополнительно отведенном участке производится только по письменному заявлению лица, ответственного за захоронение, или в соответствии с высказанным и подтвержденным свидетелями представленным в письменной форме волеизъявлением умершего. При этом расстояние между могилами в ряду должно быть не менее одного метра, расстояние между рядами не менее 0,5 метра (п. 6.2 Положения, л.д. 101-135).
Согласно п. 7.4 Положения перезахоронение или эксгумация допускается в случае ликвидации кладбища или его участка, в случае нарушения правил содержания захоронений по истечении кладбищенского периода, а также по постановлению правоохранительных органов или по решению суда в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 7.6 Положения разрешается погребение тел (останов) умерших в оградах захоронений близких родственников вплотную к ранее погребенному, без увеличения территории существующего захоронения и без учета истечения кладбищенского периода.
Порядок оформления захоронений регламентирован разделом 8 Положения, в соответствии с которым погребение производится не ранее 24 часов после наступления смерти и предъявлении свидетельства о смерти после оформления заказа на основании письменного заявления заказчика при предъявлении документа, удостоверяющего личность, подлинного гербового свидетельства о смерти. Каждое захоронение подлежит регистрации администратором кладбища – специалистами КЖКХ, ТиС НТГО и территориального управления администрации НТГО, в книге установленной формы, являющейся документом строгой отчетности и хранящейся в органе местного самоуправления бессрочно. Лицу, ответственному за место захоронения умершего, выдается удостоверение о захоронении с указанием данных умершего лица, номера участка, сектора, могилы и даты захоронения. Отвод земельных участков для погребения на кладбищах оформляется и указывается по согласованию со смотрителем кладбища. Погребение в родственные могилы, на которые нет архивных документов, или на свободные места рядом с ранее умершим с такими могилами производится на основании письменных заявлений родственников при предъявлении документов, подтверждающих захоронение на этом кладбище их родственников (п. 8.1, 8.4, 8.5, 8.7, 8.9, 8.11 Положения).
Из выписок ОЗАГС о рождении, заключении брака, смерти следует, что Евтеева Тамара Васильевна, умершая <дата>, и Евтеев Виктор Терентьевич, умерший 20.06.1996, являются родителями Евтеева Юрия Викторовича, умершего <дата> и Корюковой Алевтины Викторовны, умершей <дата>.
Дьячкова Нина Семеновна, умершая <дата>, являлась матерью истца Евтеевой Г.В., состоявшей в браке с Евтеевым Ю.В. (л.д. 21-24, 49-59).
Истцу Евтеевой Г.В. выдано удостоверение о захоронении Евтеева Ю.В., зарегистрированного за № 377 от 20.12.2016, произведена регистрация захоронения в соответствующем журнале (л.д. 35, 151, 155-156, 158).
04.09.2018 истец Евгеева Г.В. обратилась в КЖКХ, ТиС НТГО с заявлением об отводе ей бесплатного участка земли на второе захоронение размером 1,0 х 2,0 м рядом с захоронением умершего <дата> супруга Евтеева Ю.В. По вышеуказанному заявлению Евтеевой Г.В, согласован и зарезервирован земельный участок № 39 заявленным размером рядом с захоронением Евтеева Ю.В. При этом в согласовании, выданном КЖКХ, ТиС НТГО, конкретное местонахождение участка слева или справа относительно могилы Евтеева Ю.В. не указано (л.д. 163).
По заявлению Афониной О.С. от 14.07.2023 на захоронение Корюковой А.В. разрешено захоронение последней на земельном участке с регистрационным номером 1103 с регистрацией в журнале захоронений под тем же номером (л.д. 159-160, 161-162).
В судебном заседании на основании объяснений сторон, представленных сторонами документов и фотоматериалов установлено, что на территории Нижнетуринского городского кладбища рядом слева направо произведены захоронения супруга истца Евтеева Ю.В., сестры Евтеева Ю.В. - Корюковой А.В., матери истца Дьячковой Н.С., родителей Евтеева Ю.В. и Корюковой А.В. - Евтеевых Т.В. и В.Т.
Номера захоронений присваиваются сквозным учетом в книге регистрации захоронений и фактически на местности нумерация является хаотичной: захоронению Евтеева Ю.В. присвоен номер 377, а рядом расположенному захоронению Корюковой А.В. присвоен номер 1103. Нумерация зарезервированных земельных участков ведется в отдельном регистрационном журнале, а определение участка на местности привязано только к фамилиям ранее захороненных лиц.
Из объяснений представителя ответчика, истца, третьего лица Афониной О.С., и представленных по запросу суда документов следует, что схема кладбища, позволяющая определить документально местонахождение конкретных захоронений, зарезервированных под захоронение мест, у ответчика отсутствует, удостоверение на семейное захоронение ни Евтеевой Г.В., ни Афониной О.С. не выдавалось (л.д. 153-154).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 5, 7, 16, 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Положением «Об организации ритуальных услуг, погребения, содержания мест захоронения и посещения кладбища на территории Нижнетуринского городского округа», утвержденного постановлением №1193 от 30.09.2021 Администрации Нижнетуринского городского округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установив, что захоронение Корюковой А.В. рядом с могилой Евтеева Ю.В. фактически является родственным (семейным), в выданном Евтеевой Г.В. согласовании на резервирование участка под второе захоронение его конкретное положение слева или справа от могилы Евтеева Ю.В. не указано, слева от его могилы имеется свободное место, на котором может быть произведено новое захоронение в соответствии с предоставленным резервом участка земли, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле", данный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожелания родственников; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
Статьей 5 указанного Закона закреплено понятие волеизъявления лица о достойном отношении к его телу после смерти как пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе, по вопросу быть погребенным на том, или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.
Частью 1 статьи 7 Закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантировано погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с указанным федеральным законом.
При этом, как следует из части 2 статьи 7 Закона, исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Пунктом 5 статьи 16 Закона установлено, что размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В соответствии со статьей 18 Закона, общественные кладбища, предназначенные для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела, находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Статьей 29 Закона на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов возложена обязанность создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также закреплено, что порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьей 21 Закона предусматривается возможность предоставления гражданам Российской Федерации участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, из смысла и содержания вышеуказанного Федерального закона следует, что закон определяет погребение как захоронение тела (останков) человека после его смерти. Одним из видов погребения является предание тела умершего человека земле (захоронение в могилу). Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Таким образом, под местом погребения закон понимает кладбища, а не конкретные земельные участки на его территории.
Устанавливая гарантии каждому человеку быть погребенным после смерти с учетом его волеизъявления, а в случае его отсутствия, волеизъявления супруга, близких родственников умершего, либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, на том или ином месте, по тем или иным обычаям, традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, закон определяет, что это право не является абсолютным и гарантируется при наличии на данном месте погребения свободного участка земли.
На основании изложенного, с учетом того, что в согласовании, выданном КЖКХ, ТиС НТГО, конкретное местонахождение участка слева или справа относительно могилы Евтеева Ю.В. не указано, захоронение Корюковой А.В. рядом с могилой брата Евтеева Ю.В. фактически является родственным (семейным), суд первой инстанции обоснованно не признал нарушенным право Евтеевой Г.В. быть погребенной в указанном ею месте.
Доводы жалобы истца о наличии прокурорской проверки о нарушении прав Евтеевой Е.Г. на получении возможности быть захороненной рядом со своим близким родственником – супругом Евтеевым Ю.В. не являются основанием для перезахоронения тела Корюковой А.В., поскольку это не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Перезахоронение тела Корюковой А.В. (эксгумация для целей перезахоронения), который не является родственником истца, возможно только при личном волеизъявлении родственников умершего, процессуальный порядок эксгумации и перезахоронения регламентируется Санитарными правилами и нормами 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 28. Согласно пункту 3.13 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством: погибших при защите Отечества (ст. 4 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»), старых военных и ранее неизвестных захоронений (ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), при необходимости извлечения трупа из места захоронения (ст. 178 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации).
В указанной связи оснований руководствоваться при постановке решения результатами проверки по жалобе истца у суда не имелось.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 27.12.2023, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий Р.В. Кучерова
Судьи Е.Г. Орлова
З.С. Фефелова