2-1043/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Д.Д.,
с участием истца Богатыренко С.Б.,
представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Суроедова Ж.О.,
представителя ответчика УПФР в г. Севастополе (межрайонное) Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богатыренко Станислава Борисовича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю, в котором просит суд:
признать право Богатыренко С.Б. на льготы инвалида войны, установленные в соответствии с законодательством, действовавшем на территории Крыма до ДД.ММ.ГГГГ;
признать бессрочное удостоверение серии С № от ДД.ММ.ГГГГ о праве Богатыренко С.Б. на льготы инвалида войны действующим до момента его обмена на удостоверение установленного в РФ образца;
обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя произвести обмен удостоверения С № от ДД.ММ.ГГГГ о праве Богатыренко С.Б. на льготы инвалида войны в Украине на удостоверение о праве на льготы инвалида войны в РФ;
признать право Богатыренко С.Б. на статус ветерана военной службы в РФ;
признать бессрочное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ о праве Богатыренко С.Б. на льготы ветерана органов внутренних дел действующим до момента его обмена на удостоверение установленного в РФ образца;
обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя произвести обмен удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ о праве Богатыренко С.Б. на льготы ветерана органов внутренних дел в Украине на удостоверение о праве на льготы ветерана военной службы в РФ;
признать не соответствующими законодательству Российской Федерации действия ответчиков, принявших решение об отказе с ДД.ММ.ГГГГ предоставлять Богатыренко С.Б. социальный пакет инвалида войны, в том числе прекратить соответствующие выплаты;
обязать ответчиков возобновить предоставление Богатыренко С.Б. социального пакета льгот инвалида войны с ДД.ММ.ГГГГ, применив для пропущенных денежных выплат механизм индексации;
взыскать с ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя в пользу истца моральный вред в сумме 500 000 рублей.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ответчики прекратили истцу предоставлять пакет социального обеспечения инвалида войны вследствие отказа обменять бессрочное удостоверение о праве на льготы инвалида войны, выданного в соответствии с законодательством, действовавшем на территории Крыма до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец был уволен из МВД СССР по <данные изъяты>, связанной с исполнением служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и ему были предоставлены льготы инвалида войны.
С ДД.ММ.ГГГГ истец ежедневно на территории промплощадки ЧАЭС исполнял обязанности оперативного помощника начальника штаба пожарной охраны зоны отселения. Лично участвовал в ряде особо опасных работ на аварийном блоке ЧАЭС, в том числе откачке жидких ядерных отходов от поврежденного ядерного реактора за пределы промплощадки станции и очистке территории вокруг поврежденного реактора для возведения объекта «Укрытие».
ДД.ММ.ГГГГ истец принял участие в тушении пожара в машинном зале аварийного четвертого энергоблока ЧАЭС, по окончании тушения которого был экстренно эвакуирован в Госпиталь МВД УССР (<адрес>), вследствие пятикратного превышения предельно-допустимой дозы облучения организма военнослужащего.
Истцу был установлен статус ветерана органов внутренних дел как лицу, ставшему инвалидом в связи с исполнением обязанностей военной службы, награжденному медалью СССР «За отвагу на пожаре» и двумя орденами Украины «За мужество» (третьей и второй степени), что соответствует требованиям к категории ветеранов в Российской Федерации, изложенным в статье 5 закона 5-ФЗ «О ветеранах».
В 1990 году у истца возникло право на получение "Удостоверения о праве на льготы инвалида войны" в Российской Федерации. Истец заявление об отказе от социальных услуг инвалиду войны не подавал, действия ответчиков повлекут за собой физические и нравственные страдания. Нанесенный ответчиком моральный вред истец оценивает в сумме 500 000 рублей.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ ОПФ РФ в г. Севастополе на УПФ РФ в г. Севастополе (межрайоннное).
В судебном заседании истец требования иска поддержал.
Представители ответчиков возражали в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода (пункт 3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Закон Севастополя №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ. Действие норм статей 9 и 10 настоящего Закона распространяется на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные указанными статьями Закона.
Согласно 1.1 Закона на лиц, изменивших место жительства с территории Республики Крым на новое место жительства - город Севастополь после дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, распространяются нормы II и IV разделов настоящего Закона при условиях: 1) постоянного проживания на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя; 2) наличия права на меры социальной защиты (поддержки) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
К категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся, в том числе граждане из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ (п.4 ст.17 раздела IV закона).
Гражданам, указанным в пункте 4 статьи 17 настоящего Закона, из числа участников боевых действий, жертв нацистских преследований, бывших несовершеннолетних (которым на момент заключения не исполнилось 18 лет) узников концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, а также детей, родившихся в указанных местах принудительного содержания их родителей, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 1000,0 рубля; 2) снижение в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; 3) снижение в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; 4) первоочередное обслуживание лечебно-профилактическими учреждениями, предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта; 5) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также обслуживание службами социальной защиты населения на дому.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность инженера испытательной пожарной лаборатории УПО УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне.
Согласно акту о несчастном случае, утвержденному начальником УПО УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, истцу ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> вследствие воздействия ионизирующих излучений.
ДД.ММ.ГГГГ Богатыренко С.Б. установлен статус инвалида войны.
ДД.ММ.ГГГГ Богатыренко С.Б. Ворошиловским Управлением труда и социальной защиты <адрес> выдано удостоверение о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Богатыренко С.Б. был зарегистрирован в Ворошиловском управлении труда и социальной защиты населения как <данные изъяты>, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ пребывал на персонифицированном учете как льготник <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ УМВД Украины в <адрес> истцу выдано удостоверение о праве на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов органов внутренних дел.
ДД.ММ.ГГГГ решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Богатыренко С.Б. на территории города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу как ставшего инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выдано удостоверение о праве льготы, с ДД.ММ.ГГГГ на него распространены меры социальной поддержки согласно п.2 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Письмом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцу на его обращение об установлении статуса инвалида войны сообщено, что представленные документы не являются основанием для установления статуса инвалида Великой отечественной войны.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Исчерпывающий перечень субъектов, которые могут быть отнесен к категории "инвалиды Великой Отечественной войны" и "инвалиды боевых действий" (совместно именуются "инвалиды войны") закреплен в статье 4 указанного закона. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". В силу абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцу назначена пенсия с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как инвалиду Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации истцом не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, учитывая, что Богатыренко С.Б. имел статус ветеранов войны – инвалидов войны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, истец имеет право на меры социальной поддержки для граждан из указанной категории, в связи с чем, суд признает за истцом право на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны согласно Закону Севастополя №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».
В остальной части заявленных требований суд отказывает, поскольку, в части требований касательно обмена удостоверения, выданного в соответствии с законодательством Украины, на удостоверение о праве на льготы инвалиды войны в РФ, истцом не представлены документы для установления статуса инвалида Великой отечественной войны. Для реализации права на замену документов в порядке, предусмотренном Правилами замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1532, заявителем должны быть предоставлены вместе с соответствующим заявлением, в том числе, подтверждающий документ, подлежащий замене, и документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов (пункт 4 Правил).
Требования о признании права за истцом статуса ветерана военный службы и выдачи соответствующего удостоверения истцом предъявлены к ненадлежащим ответчикам.
Требования о признании не соответствующими законодательству Российской Федерации действий ответчиков, принявших решение об отказе с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Богатыренко С.Б. социального пакета инвалида войны, в том числе прекращении соответствующих выплат подлежат отклонению. В судебном заседании не нашли своего подтверждения факты, что истцу предоставлялись на территории города Севастополя указанные льготы, после чего было принято решение об отказе в предоставлении Богатыренко С.Б. социального пакета и прекращении соответствующих выплат. Также не представлено доказательств тому, что истец обращался за предоставлением мер социальной поддержки, вместе с тем предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.
В связи с чем, подлежат отклонению требования и о возобновлении предоставления льгот с применением механизма индексации.
Правовых оснований для взыскания с Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в пользу истца компенсации морального вреда суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богатыренко Станислава Борисовича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать право Богатыренко Станислава Борисовича на льготы инвалида войны, установленные в соответствии с законодательством, действовавшем на территории Крыма и Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2020.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н. Кныш