Мотивированное решение составлено 05 декабря 2022 года
Дело № 2-2031/2022
УИД 76RS0017-01-2022-001910-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Богдановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
30 ноября 2022 года
гражданское дело по иску прокурора Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 18 «Теремок» Ярославского муниципального района о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 18 «Теремок» Ярославского муниципального района, с учетом уточнения требований просил:
1. Возложить на Управление образования Администрации Ярославского муниципального района обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по установке 2-х камер видеонаблюдения (электрощитовая, теплоузел), монтаж видеодомофона на входную калитку забора, монтаж домофонов на 4 входные двери (6 трубок) в МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР.
2. Возложить обязанность на МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР в двухмесячный срок после поступления финансирования, провести установку 2-х камер видеонаблюдения (электрощитовая, теплоузел), монтаж видеодомофона на входную калитку забора, монтаж домофонов на 4 входные двери (6 трубок) в МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, обеспечивающего безопасное пребывание несовершеннолетних в МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР.
МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР, расположенное по адресу: <адрес>, является дошкольным образовательным учреждением. Учредитель – Управление образования Администрации Ярославского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что в МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР требуется дополнительная установка 2-х камер видеонаблюдения (электрощитовая, плоузел), монтаж видеодомофона на входную калитку забора, монтаж домофонов на 4 входные двери (6 трубок).
Определением суда от 04.10.2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление финансов и социально-экономического развития Администрации Ярославского муниципального района, Муниципальный Совет ЯМР (л.д. 44).
В судебном заседании помощник прокурора Ермолычев А.С. требования поддержал по указанным в уточненном исковом заявлении основаниям.
Представитель Управления образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Ярцева М.А. возражений по иску не представила.
Остальные участники судебного разбирательства в суд своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, возражений по иску не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 20, 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на жизнь и право на образование.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы, профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу с п. 7 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
При совершении террористических актов возникает угроза гибели неопределенного круга лиц, разрушения или уничтожения инженерных коммуникаций, возможно возникновение пожаров, распространение их на соседние строения и сооружения. Из совокупности указанных выше нормативных положений следует, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов с массовым скоплением людей, обязаны принимать меры, направленные на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (по профилактике терроризма).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса isjep, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения требований законодательства антитеррористической защищенности, установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что в МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР требуется дополнительная установка 2-х камер видеонаблюдения (электрощитовая, плоузел), монтаж видеодомофона на входную калитку забора, монтаж домофонов на 4 входные двери (6 трубок).
В соответствии с Уставом, МДОУ ДС № 18 «Теремок» Ярославского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, является дошкольным образовательным учреждением. Учредитель - Ярославский муниципальный район, функции и полномочия учредителя от имени Ярославского муниципального района осуществляет управление образования Администрации Ярославского муниципального района, функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Ярославского муниципального района осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.
Из приведенных норм права и положений Устава образовательного учреждения следует, что управление образования Администрации Ярославского муниципального района обязан финансировать учреждение, в том числе для выполнения необходимых ремонтных работ.
Недостаточность бюджетных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для содержания в надлежащем состоянии здание муниципального дошкольного образовательного учреждения.
В силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь и здоровье.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 2-░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░ (6 ░░░░░░) ░ ░░░░ № 18 «░░░░░░░» ░░░.
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 18 «░░░░░░░» ░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2-░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░ (6 ░░░░░░) ░ ░░░░ № 18 «░░░░░░░» ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░