Дело №3а-8/2021
(3а-94/2020)
УИД 70OS0000-01-2020-000100-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 г. Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Кутлубаевой К.В.,
с участием представителя административного истца ООО «Строительная компания «Строй Комплект» Ереминой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-8/2021 по административному по административному иску ООО «Строительная компания «Строй Комплект» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости
установил:
ООО «Строительная компания «Строй Комплект» обратилось в суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу г. Томск, ул. Мичурина, 110, строение 15 в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности указанное нежилое здание; кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 1 января 2019 г., в размере 190395387 рублей 02 копейки значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке в размере 46109736 рублей, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением суда от 27.07.2020 по делу привлечено в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра»
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков: Управления Росреестра по Томской области, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и представителя заинтересованного лица областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представителем административного истца представлено заявление об уточнении административных исковых требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В судебное заседание представителями административных ответчиков и заинтересованного лица представлены пояснения об отсутствии возражений относительно заявленных административных исковых требований и относительно заключения судебной оценочной экспертизы.
Изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Административному истцу с 18 июля 2019 года принадлежит на праве собственности нежилое 5 – этажное здание с кадастровым номером /__/, по адресу г. Томск, ул. Мичурина, 110, строение 15, площадью 11916 кв.м (л.д.9-11).
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 190395387 рублей, 02 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.05.2020, копией приказа № 41 от 22.11.2019 (л.д. 8,194).
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 23 января 2020 г.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно ч.1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта, который в силу требований ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ прилагается к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Геодезия и Картография» отчет № 02/2020 от 25 мая 2020 года, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019г. составляет 46109736 рублей.
В связи с возражениями представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО « Центр независимой экспертизы и оценки», по результатам которой составлено заключение эксперта № 0522-Э/20 от 15 февраля 2021 года, в соответствии с которым рыночная стоимость указанного выше нежилого здания по состоянию на 1 января 2019г. составляет 49380000 рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Геодезия и Картография» отчет № 02/2020 от 25 мая 2020 года, и возражения относительно данного отчета представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Согласно заключению эксперта эксперт при оценке нежилого здания использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж) и доходный подход. Экспертом в заключении мотивирован отказ от затратного подхода. При проведении исследования экспертом проведена выборка относительно объектов аналогов (в том числе земельных участков) (таблица 27, 30, 31) и определены 5 объектов аналогов для доходного подхода и 5 объектов аналогов для сравнительного подхода. На различия объектов оценки с объектами аналогами экспертом применены соответствующие корректировки.
В результате проведенного исследования экспертом определена стоимость единого объекта оценки доходным подходом и сравнительным подходом, и проведена очистка объекта оценки от стоимости земельного участка, путем применения корректировки на долю стоимости земельного участка в общей стоимости объекта недвижимости (принятой равной 10%) в результате чего эксперты пришли к выводу о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, указанной в заключении экспертизы.
У суда нет оснований сомневаться в размере рыночной стоимости указанной заключении судебной оценочной экспертизы, поскольку она соответствует приведенному расчёту, который проверен судом в ходе судебного заседания.
Из письменных пояснений представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» следует, что административный ответчик и заинтересованное лицо возражений относительно выводов судебной оценочной экспертизы не имеют.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на дату утверждения его кадастровой стоимости (1 января 2019 г.) может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 23 июля 2020 г.
В соответствии с требованиями ст. 24.18, 24.20 и п.1 ч.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.
В силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 110, ░░░░░░░░ 15, ░░░░░░░░ 11916 ░░.░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 49380000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1.01.2019 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░ 2020.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░