Гр.дело №2-2718/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. ... Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника,
УСТАНОВИЛ:
И.о. ... Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Правительство РБ организовать мероприятия по приведению 5 скотомогильников, расположенных на территории ... Республики Бурятия в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В обоснование требований истец указал, что при проверке выявлены 9 действующих на территории ... скотомогильника – МО СП «...», МО СП «...», МО СП «...», МО СП «...», МО СП ...», МО СП «...», МО ГП «...», МО СП «...», МО СП «...».
Эксплуатация пяти скотомогильников осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрации МО СП «Баргузинское», МО СП «Улюнское», МО СП «Сувинское», Министерство имущественных и земельных отношений РБ; в качестве соответчиков Администрации МО СП «Баянгольское», МО СП «Хилганайское», МО «Баргузинский район».
Определением суда от 17.10.2017г. производство по настоящему гражданскому делу прекращено в связи с отказом истца от иска в части возложения обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников расположенных в МО СП «Баргузинское», МО СП «Улюнское», МО СП «Сувинское».
В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Юрьева М.Н. заявленные требования, с учетом их уточнения по кадастровым номерам скотомогильников и земельных участков, расположенных в МО СП «Баянгольское», МО СП «Хилганайское», поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что прокуратурой ... РБ была проведена проверка, в ходе которой выявлены указанные в иске нарушения.
Представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, просила в иске отказать, сославшись на бездоказательность доводов стороны истца, а также, что Правительство РБ не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель СП «Хилганайсткое» по доверенности Жаркой П.В. в судебном заседании требования иска не признал. Суду пояснил, что действительно земельный участок под скотомогильником находится в их собственности. Однако, право собственности было зарегистрировано исходя из сложившихся обстоятельств для последующей передачи в республиканскую собственность.
Представитель Управления ветеринарии РБ Якимова А.А., действующая на основании доверенности, также просила в иске отказать.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... и ... Баженова Н.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования прокурора заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ по доверенности Николаева Н.Б. в судебном заседании суду пояснила, что поскольку земельные участки находятся в муниципальной собственности сельских поселений, существует проблема их постановки на кадастровый учет в качестве бесхозяйных.
Администрации МО СП «Баянгольское», МО «...», МО СП «Баргузинское», МО СП «Улюнское», МО СП «Сувинское», своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории ... РБ имеютсяскотомогильники (биотермические ямы), с кадастровым номером ..., площадью 23,3 кв.м. в местности «...» сельского поселения «...» в 1000 метрах от ... в 1000 метрах от дороги ..., земельный участок с кадастровым номером ... площадью 956 кв.м. и с кадастровым номером ..., площадью 38,1 кв.м. в местности «...» сельского поселения «...» в 1200 метрах от ... в 1200 метрах от дороги ..., земельный участок с кадастровым номером ... площадью 700 кв.м.
Фактическое наличие скотомогильников сторонами по делу не оспаривается. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы о ликвидации и закрытии скотомогильника, суд приходит к выводу, что скотомогильники являются действующими.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно: скотомогильник, площадью 800 квадратных метров, введенной в эксплуатацию в 2008 году, расположен в ... МО СП «Баянгольское», местность «...», в 1 000 метрах от ..., в 1 000 метрах от дороги ..., земельный участок с кадастровым номером ... в нарушение п. 5.6. ветеринарно-санитарных правил территория скотомогильника полностью не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, траншея по всему периметру выкопана менее 0,8 метра и шириной менее 1,5 метра без устройства вала из вынутого грунта. Скотомогильник, площадью 600 квадратных метров, введенный в эксплуатацию в 1975 году, расположен в ... МО СП «...», местность «...», в 1 200 метрах от ..., в 1 200 метрах от дороги ..., земельный участок с кадастровым номером ... в нарушение п. 5.6. ветеринарно-санитарных правил территория скотомогильника полностью не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, мост расположенный на траншее требует ремонта.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки государственными ветеринарными инспекторами Управления ветеринарии РБ представлена справка, согласно которой скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Тем самым, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в судебном заседании подтверждено несоответствие указанных скотомогильников ветеринарно – санитарным правилам.
Из пояснений допрошенного в судебном заседании специалиста Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером ... не является земельным участком. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером ... поставлен на государственный кадастровый учет 13.10.2016г. как сооружение с назначением иное сооружение (скотомогильник) на основании технического плана сооружения. Площадь застройки составляет 23,3 кв.м., год завершения строительства - 1999 ... строения: Респ. Бурятия, район Баргузинский, у. Баянгол. Сооружение расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером ..., поставленного на учет 02.06.2016г. со статусом «временный» (дата истечения «временного» статуса - ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок расположен в Республики Бурятия, район Баргузинский, ОКХ « » (бывший колхоз им. ), уточненной площадью 956 кв.м. Право собственности ни на сооружение, ни на земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок с кадастровым номером ..., поставлен на
государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Местоположение земельного участка: ... земельного участка составляет 700 кв.м. Также земельный участок входит в особо ценные сельскохозяйственные угодья, и его использования для целей не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, в связи с чем установлено ограничение прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации. На указанный земельный участок 30.01.2016г. зарегистрировано право собственности муниципального образования сельское поселение «Хилганайское» .... На регистрацию права представлялись следующие документы: заявление о государственной регистрации права собственности Муниципального образования сельское поселение «Хилганайское» ... от представителя правообладателя - б; кадастровый паспорт земельного участка ... от ДД.ММ.ГГГГ; Решение от ДД.ММ.ГГГГ ... «О регистрации избранных выборных должностных лиц - глав городских и сельских поселений муниципального образования «...». В пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером ..., поставленный на государственный кадастровый учет 31.01.2016г. Назначение - иное сооружение (скотомогильник). Площадь застройки составляет 38.1кв.м., год завершения строительства - 1974 ...». Право собственности на сооружение не зарегистрировано.
Кроме того, в материалах дела имеется решение Советского районного суда ... от 20.01.2014г., которым постановлено, с учетом изменений на основании апелляционного определения Верховного Суда ... от ДД.ММ.ГГГГ: обязать Правительство Республики Бурятия обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, шести скотомогильников, расположенных на территории ... РБ: 1) в 2 км. от ..., в 2 км. от дороги, площадью 600 кв.м., 2) в 2 км. от ..., в 2,5 км. от дороги, в 1 км. от ..., площадью 600 кв.м., 3) в 3 км. от ..., в 1,2 км. от дороги, в 3 км. от ..., площадью 600 кв.м., 4) в 2 км. от ..., в 1 км. от дороги, в 2 км. от ..., площадью 600 кв.м., 5) в 1,8 км. от ..., в 0,08 км. от дороги, в 1,8 км. от ..., площадью 600 кв.м., 6) в 5 км. от ..., в 1 км. от дороги, площадью 600 кв.м.
Скотомогильники, расположенные в местности «...» и «...» предметом рассмотрения не являлись, что также следует из представленных представителем Управления ветеринарии РБ справок и контрактов, во исполнение вынесенного судом решения.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в ..." к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).
Ветеринарно – санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее Правила) определяют требования к размещению, эксплуатации скотомогильников.
Как указано в п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из указанных выше норм и обстоятельств дела следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что содержании скотомогильника, не являющегося государственной собственностью, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, суд во внимание не принимает, поскольку к полномочиям Правительства РБ отнесено обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия. Расходные обязательства субъекта возникают по основаниям, предусмотренным ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, в том числе при принятии законов.
Также не соглашается суд с доводами стороны ответчика о том, что с регистрацией права муниципальной собственности земельный участок расположенный под скотомогильником в СП «Хилганайское» обязанность по его содержанию и приведению в надлежащее состояние имеется только у администрации муниципального образования исходя из следующего.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Тем самым, суд полагает обоснованными доводы представителя ответчика СП «Хилганайское» о том, что регистрация права собственности на земельный участок под скотомогильником обусловлена необходимостью последующей передачи его в собственность РБ.
Доказательств передачи полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника, муниципальному образованию в материалы дела не представлено.
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Прокурором какие – либо требования к остальным ответчикам в ходе всего рассмотрения дела не заявлялись.
Учитывая, что в ведении муниципальных образований скотомогильники не находятся, принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к выводу, что организация мероприятий, связанных с устройством и содержанием, в том числе определением лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники является обязанностью субъекта Республики Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия.
Скотомогильники не соответствуют требованиям ветеринарно - санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, предполагает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Ввиду изложенного, требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд, принимая во внимание объем работ и финансирования, необходимые для устранения выявленных нарушений, считает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, который суд считает достаточным и разумным, поскольку полагает, что в пределах этого срока ответчик должен и может принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ N 13-7-2/469 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
1. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ 23,3 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ «...» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░░░ 956 ░░.░.;
2. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ 38,1 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ «...» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░░░ 700 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░