Дело №2а-1720/2020
УИД 91RS0022-01-2020-002335-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием административных истцов Литвиновой Т.М., Литвинова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Литвиновой Т.М., Литвинова Н.В., Петровой Е.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Литвинова Т.М., Литвинов Н.В., Петрова Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным и его отмене, мотивируя тем, что на основании Свидетельства о праве собственности на жилье, выданного совхоз-заводом «ФИО20» ДД.ММ.ГГГГ и решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) они являются собственниками одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с местоположением: <адрес>, и предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Постановлением Администрации города Феодосии Репсублики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 10.11 Земельного Кодекса Российской Федерации: не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
С данным постановлением административные истцы не согласны, так как согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, принадлежащий им жилой дом лит. «А» по адресу: ФИО6, <адрес>, является одноквартирным отдельно стоящим жилым домом.
В связи с чем, обращаясь в суд, истец просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ протокольно к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым».
Административные истцы Литвинова Т.М., Литвинов Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный истец Петрова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, ходатайств, заявлений об отложении судебного разбирательства не просила.
Представитель административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований административных истцов отказать в полном объеме и рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» и МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений не направили.
Заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав пояснения административных истцов, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно Свидетельству о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданному совхоз-заводом «ФИО21 на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира № дома № по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности, по <данные изъяты> доли квартиры Литвиновой Т.М., Литвинову Н.В., ФИО10 и Литвиновой К.Н. Право собственности зарегистрировано в Феодосийском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ за №.
Решением 40-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО22 Литвинову Н.В., Петровой Е.В., Литвиновой К.Н. дано разрешение на составление технической документации по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право совместной собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), с последующей передачей в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла в г.<адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства обратилась ее мать Литвинова Т.М. и ее отец Литвинов Н.В., просили выдать свидетельство о праве на наследство по закону в причитающихся им долях на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности, в том числе на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия. Отказ мотивирован тем, что при правовом изучении документов, подтверждающих состав и место нахождение наследственного имущества было установлено, что истцами предъявлено в качестве правоустанавливающего документа Свидетельство о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, в котором объект недвижимого имущества, подлежащий наследованию указан как «квартира №», расположенная по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. В соответствии с ответом Филиала ГУП РК Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, имеются сведения о регистрации права общей совместной собственности на квартиру № 1 за Литвиновой К.Н. Согласно выписке из ЕГРН от 05 октября 2018 года, объект кадастрового учета с кадастровым номером №, является жилой дом лит. «А,а,а1,а2». Согласно данной выписке регистрации права в ЕГРН не проводилась. В связи с тем, что в бесспорном порядке невозможно установить, что является объектом наследования, выдать свидетельство о праве на наследство по закону на указанное имущество не представляется возможным.
Указанные обстоятельства установлены решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, которым исковые требования Литвиновой Т.М., Литвинова Н.В. удовлетворены. В состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включена <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. За Литвиновой Т.М. и Литвиновым Н.В. признано право собственности на <данные изъяты> долю, за каждым, в праве общей долевой собственности на квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
В рамках рассмотрения гражданского дела № была назначена и произведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом литер «А» с пристройками литер «а», «а1», верандой литер «а3» (квартира №) по <адрес> согласно п.3.5 СП 55.13330.2016 «СНИП 31-0202001 «Дома жилые одноквартирные» является одноквартирным отдельно стоящим жилым домом (домовладением). Согласно данным БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка, на котором расположено вышеуказанное домовладение составляет <данные изъяты> кв.м. Границами земельного участка домовладения по <адрес> на местности является установленное ограждение (забор № из сетки – рабицы) и частично – стена жилого дома литер «А». Согласно данным БТИ забор № входил в состав строений и сооружений данного домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. На дату осмотра все строения и сооружения домовладения по <адрес> расположены в границах установленного ограждения (забор №).
По данным инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в состав домовладения входят:
- жилой дом литер «А» (выполнена перепланировка, разрешение не предъявлено);
- пристройка литер «А»;
- пристройка литер «а1» (разрешение на строительство не предъявлено);
- веранда литр «а3» (разрешение на строительство не предъявлено);
- гараж летняя кухня литр «К» (2х этажный);
- пристройка литер «к3» (второй этаж);
- терраса литер «к1» (первый этаж);
- веранда литер «к2» (второй этаж);
- летняя кухня литер «В»;
- летняя кухня литер «В»;
- сарай литер «Л» (разрешение на строительство не предъявлено);
- навес литер «Н» (разрешение на строительство не предъявлено);
- уборная литер «У»;
- 1-забор;
- 2- калитка;
- 4 – калитка;
- 5 – колодец.
Согласно данным БТИ (технический паспорт № на квартиру № по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) жилой дом литер «А» с пристройками литер «а», «а1», верандой литер «а3» (квартира №) состоит из следующих помещений:
Пристройка литер «а1»:
- 1 – коридор, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- 2- котельная, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- кухня, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- 4 санузел, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- 5- жилая комната, площадью <данные изъяты> кв.м;
Жилой дом литер «А», пристройка литер «а1»;
- 6- коридор, площадью <данные изъяты> кв.м;
Жилой дом литер «А»;
- 7- подсобное помещение, площадью <данные изъяты> кв.м;
- 8 – жилая комната, площадью <данные изъяты> кв.м;
Пристройка литер «а»:
- I – коридор, площадью <данные изъяты> кв.м;
Веранда литер «а3»;
- II – веранда, площадью <данные изъяты> кв.м.
Общая площадь помещений жилого дома литер «А» с пристройками литер «а», «а1», верандой литер «а3» по <адрес> (квартиры №) составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе без учета веранды литер «а3» (некапитального строения) – <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, объектом кадастрового учета является жилой дом литер «А,а,а1,а2», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый №.
Аналогичные сведения имеются в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №, л.д.№
В связи с чем, судом установлено, что истцы Литвинова Т.М., Литвинов Н.В., Петрова Е.В. являются собственниками одноквартирного отдельно стоящего жилого дома с надворными строениями, расположенными на земельном участке по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданного совхозом-заводом «ФИО27» и решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
После вступления указанного решения суда по делу № в законную силу, Литвинов Н.В. и Петрова Е.В. обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности, в связи с чем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право собственности на жилое помещение – квартиру № дома № по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Литвинову Н.В. - <данные изъяты> доли, Петровой Е.В. - <данные изъяты> доли.
Из технического паспорта № на жилое помещение (квартиру) № по <адрес>, изготовленного филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Феодосия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в связи в самовольной перепланировкой, переоборудованием, возведением пристройки лит «а1» и веранды лит. «а3», общая площадь помещений жилого дома лит «А» стала составлять <данные изъяты> кв.м.
Согласно справке-выписке из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, за домовладением, расположенным по адресу: <адрес>, закреплен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га. основание выдачи: Похозяйственная книга №, лицевой счет №, страница №, закладки ДД.ММ.ГГГГ гг. МКУ «ФИО28 администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» (гражданское дело №, л.д№)
В материалах инвентарного дела №, а также в приложениях к заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №, л.д.№) имеются схематические планы земельного участка и строений домовладения по <адрес>, из которых следует, что на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м. находится один жилой дом литер «А» с пристройками и строениями.
Из домовой книги зарегистрированных лиц в доме № по <адрес>, а также, из адресной карточки, следует, что по указанному адресу значатся зарегистрированными ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Петрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Литвинова Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Литвинов Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации содержатся требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу части 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно части 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В соответствии с частью 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно статье 8 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 17 ноября 2014 года № 65, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Феодосия относится принятие Устава городского округа Феодосия и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», в который постановлениями администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения (далее - Административный регламент).
ДД.ММ.ГГГГ Литвинов Н.В., Литвинова Т.М. действующая от своего имени и от имени Петровой Е.В. на основании нотариально заверенной доверенности, обратились в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания индивидуального жилого дома.
К данному заявлению административный истец, помимо прочего, приложил копию решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, заключение экспертизы, которым за истцами признано право собственности на жилой дом (квартиру№1) в порядке наследования.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам Российской Федерации Литвиновой Т.М., Петровой Е.В., Литвинову Н.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с местонахождением: <адрес>, кадастровый квартал № на основании пп.1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Также, со ссылкой на пп.3 п. 16 ст. 11.10, п.4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в вышеназванном постановлении указано, что предоставление земельного участка с целью обслуживания индивидуального жилищного строительства приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости - многоквартирного дома.
Согласно подпункту 1 Административного регламента, административный регламент определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также муниципальных служащих.
В силу пункта 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является получение Заявителем одного из следующих документов:
- постановление Администрации города Феодосии Республики Крым о предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к постановлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
- постановление Администрации города Феодосии Республики Крым об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 (тридцати) дней со дня поступления в Администрацию заявления с приложением пакета необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.10.
Пункт 2.10 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.16 Административного регламента в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Администрация возвращает заявление заявителю в случае если оно не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2.10 настоящего административного регламента.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.17 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное также согласуется с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 1 статьи 11.2., пункта 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч. 2 - 4 ст. 11.10. ЗК РФ).
Частью 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, пунктом 29 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
На основании статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N 44 утвержден Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, согласно которому обеспечение подготовки схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченным органом - органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Статьей 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2023 года.
В силу части 2 названной статьи основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации (пункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом (пункт 2).
Однако в рамках настоящего дела вопрос о предоставлении планируемого земельного участка истцам не разрешается.
Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем указанных действий.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Обязанность утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителям. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
При этом, схема расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте, исходя из толкования норм действующего законодательства, по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом приведенной нормы утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Вместе с тем, права на земельный участок должны соответствовать правам на находящиеся на участке строения, сооружения. При этом права на участок являются вторичными по отношению к правам на объект недвижимости.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а также согласно схеме расположения земельного участка, об утверждении которой обратились административные истцы, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, находится одноквартирный отдельно стоящий жилой дом, принадлежащий административным истцам на праве собственности и не является вновь образуемым.
Основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка административным истцам административным ответчиком о том, что предоставление земельного участка с целью обслуживания индивидуального жилого строительства приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости – многоквартирного дома не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительное согласование предоставления спорного земельного участка заявителям приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости - многоквартирного дома не нашли своего подтверждения, основаны на неверном толковании действующего законодательства и нарушают права административных истцов.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанных норм административными ответчиками допустимых доказательств суду не представлено.
Учитывая установленные обстоятельства, изложенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований административных истцов.
В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При этом суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административных истцов, на ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление Литвинова Н.В., Литвиновой Т.М. и Петровой Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания индивидуального жилого дома, с учетом установленных обстоятельств, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административным истцам об исполнении решения по административному делу с принятием по нему решения по существу.
Административное исковое заявление подано в установленный срок.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Литвиновой Т.М., Литвинова Н.В., Петровой Е.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным и его отмене удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам Российской Федерации Литвиновой Т.М., Петровой Е.В., Литвинову Н.В.» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Литвиновой Т.М., Петровой Е.В., Литвинова Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №
Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Литвиновой Т.М., Литвинова Н.В., Петровой Е.В. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>) рублей, в равных долях по <данные изъяты> рублей каждому.
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить Феодосийскому городскому суду Республики Крым, а также административным истцам Литвиновой Т.М., Литвинову Н.В., Петровой Е.В. об исполнении решения суда по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 05 октября 2020 года.