Дело № 2-11/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 04 апреля 2019 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего - судьи Яхина В.М.
при секретаре Горбатюк О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круковец Н.В. к администрации Кежемского района об обязании совершить определенные действия,-
У С Т А Н О В И Л:
Круковец Н.В. в лице своего представителя по доверенности Кужлева Г.А. обратилась в суд с иском к администрации Кежемского района, просив (с учетом уточнения): обязать произвести корректировку правил землепользования и застройки Тагарского сельсовета Кежемского района, исключив из рекреационной зоны земельный участок находящийся в аренде Круковец Н.В.; обязании выдать Круковец Н.В. градостроительный план застройки земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке. В обоснование исковых требований указано, что 28.08.2012 года Круковец Н.В. решением администрации Кежемского района в аренду для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды. Круковец Н.В. провела подготовку участка для строительства, завезла материал, подвела электроэнергию и весной 2017 года обратилась в районную администрацию за выдачей градостроительного плана для получения разрешения на строительство жилого дома. В администрации ответили, что согласно Правил землепользования и застройки Тагарского сельсовета утвержденных решением Тагарского сельсовета депутатов № от 30.11.2014 года выделенный ей земельный участок отнесен к ландшафтно-рекреационной зоне, в которой запрещено жилищное строительство. Ей также сказали, что к концу 2017 года земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства будут выведены из этой зоны и тогда ей будет выдан градостроительный план на ее земельный участок. Прошел год, но корректировка Правил землепользования и застройки, несмотря на обращение жителей д. Тагара и администрации Тагарского сельсовета не произведена. Причина в отсутствии денежных средств на ее проведение. Стоимость корректировки 1 800 000 рублей. В бюджете Тагарской администрации таких денег нет, а районной администрации край отказал в выделении таких денег в ближайшее время.
Истец Круковец Н.В. в зал суда не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца – Кужлев Г.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным при подаче иска в суд. Дал пояснения по существу дела. Дополнительно пояснил, что истец не может приступить к строительству дома на земельном участке, так как ответчик не выдает ей разрешение на строительство, поскольку зона, на которой находится земельный участок относится к категории земель на которых жилищное строительство запрещено.
Представитель ответчика администрации Кежемского района Бабкина В.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование возражений на иск указала, что изменения в Правила землепользования и застройки можно внести путем участия в подпрограмме «Стимулирование жилищного строительства на территории Красноярского края» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», финансирование для этого край до настоящего времени не выделил.
Представитель третьего лица администрации Тагарского сельсовета Кежемского района Красноярского края в зал суда не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании представитель пояснил, что Круковец Н.В. не дали разрешение на строительство, так как зона на которой расположен земельный участок – эта зона на которой запрещено строительство домов, это зона рекреации по Правилам землепользования и застройки. Проектному институту, который разрабатывал эти Правила было указано на необходимость внесения изменений, чтобы земельные участки предоставленные гражданам для строительства не попали в эту зону. Институт заверил что изменения внесены, однако этого не сделал. Никто не проверил. Совет депутатов утвердил эти правила. В результате много земельных участков попали в зону рекреации, где строительство жилья запрещено. С 01.01.2017 года полномочия по земле передали в Кежемский район. В настоящее время только районный Совет депутатов может внести изменения в Правила землепользования и застройки.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, полагает отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся, в частности, генеральные планы поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частями 2 и 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Судом установлено: на основании постановления администрации Кежемского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, утверждена схема расположения земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м, для индивидуального жилищного строительства. Предоставить данный земельный участок Круковец Н.В. на праве аренды без проведения торгов сроком на 10 лет (л.д.11).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, имеет кадастровый № и площадь 2000+/- 16 кв.м (л.д.10).
13.10.2015 года между МО Кежемский район (арендодателем) и Круковец Н.В. (арендатором) заключен договор № аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
Указанный договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке.
22.03.2017 года Круковец Н.В. обратилась с заявлением о выдаче ей градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
19.04.2017 года Круковец Н.В. предоставили ответ об отказе в предоставлении градостроительного плана, поскольку предоставленный ей земельный участок отнесен к ландшафтно-рекреационной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тагарского сельсовета, утвержденными Тагарским сельским Советом депутатов от 30.11.2014 года № и карты градостроительного зонирования и зон особых условий использования территории д. Тагара. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (л.д.6).
Как следует из Правил землепользования и застройки Тагарского сельсовета Кежемского района Красноярского края, утвержденных Тагарским сельским Советом депутатов от 30.11.2014 года №, карты градостроительного зонирования и зон особых условий использования территорий, земельный участок с кадастровым номером 24:20:1100002:214 отнесен к ландшафтно-рекреационной зоне.
Суд отмечает, что Правила землепользования и застройки Тагарского сельсовета Кежемского района Красноярского края, утвержденные Тагарским сельским Советом депутатов от 30.11.2014 года № приняты уполномоченным органом на дату его издания органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, 32 ГрК РФ, в установленной форме и официально опубликован в установленном порядке.
Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 стать 23 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Из ст. 8 Устава Кежемского района Красноярского края следует, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования Кежемский район составляют: Кежемский районный Совет депутатов; Глава Кежемского района, Администрация Кежемского района; Контрольно-счетный орган Кежемского района. В соответствии с п. 9 Устава, Администрация района, районный Совет депутатов наделяются правами юридического лица. Согласно ст. 30 Устава, администрация района (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления района федеральными законами и законами Красноярского края.
Суд не нашел оснований для удовлетворения иска и указывает, что Правила землепользования и застройки Тагарского сельсовета Кежемского района Красноярского края приняты в пределах полномочий.
В данном случае суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон, в обход предусмотренной законодательством процедуре внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Круковец Н.В. к администрации Кежемского района об обязании совершить определенные действия об обязании произвести корректировку правил землепользования и застройки Тагарского сельсовета Кежемского района, исключив из рекреационной зоны земельный участок находящийся в аренде Круковец Н.В.; обязании выдать Круковец Н.В. градостроительный план застройки земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: В.М. Яхин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.