Дело № 2а-2090/2017

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    25 декабря 2017 года                                    г. Чита

    Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Венедиктовой Е.А., при секретаре Федоровой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов Забайкальского края к контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным и отмене предписания,

    установил:

    Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее по тексту Минприроды Забайкальского края) обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить предписание контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» от 23 ноября 2017 года об обязанности организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес> в срок до 20 декабря 2017 года включительно.

    Несогласие с указанным предписанием мотивировано тем, что был нарушен порядок организации и проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно, в нарушение статьи 14 данного закона распоряжение или приказ о проведении проверки руководителем (заместителем руководителя) контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» не издавались, сведения о проводимой проверке до Минприроды Забайкальского края не доводились.

    Кроме того, Минприроды Забайкальского края является ненадлежащим субъектом оспариваемого предписания, поскольку не осуществляет в отношении указанного земельного участка каких-либо вещных прав, не является производителем отходов, самовольное размещение которых явилось причиной возникновения несанкционированной свалки ТКО.

    За Минприроды Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В то время как обеспечение благоприятной окружающей среды экологической безопасности на соответствующих территориях, необходимости регулярной очистки территории муниципальных образований от отходов, является обязанностью органов местного самоуправления.

    На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить вышеуказанное предписание контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита».

    В судебном заседании представитель административного истца Цымбалов П.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам.

    Представитель административного ответчика Иванов С.Э. требования не признал по доводам письменных возражений на административное исковое заявление, пояснив, что деятельность контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» не является осуществлением муниципального контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку целью организации проверок является исполнение должностными лицами, юридическими лицами, в том числе и гражданами, Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита» № 223 от 20.12.2007. Территория, на которой располагается указанная несанкционированная свалка, относится к землям, собственность на которые не разграничена. В соответствии с пп. 12.11.8 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края данный орган организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральными законами, участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местных бюджетов; не допускается и возложение на них обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или)органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.

    Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита», извещенного о рассмотрении дела, в суд не явился, возражений по административному иску не представил.

    На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной судом не признана.

    Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

      Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Как следует из материалов дела, 14 ноября 2017 года контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» по результатам осмотра территории по адресу: <адрес> установлено, что на территории имеется бытовой и иной мусор, о чем составлен акт. Установлено, что данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

    В связи с указанным контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» выдано предписание от 23 ноября 2017 года, согласно которому Минприроды Забайкальского края в целях устранения нарушений п. 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», утвержденных решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111, выразившихся в захламлении территории бытовым прочим мусором на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес> предлагается организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на вышеуказанном участке в срок по 20.12.2017 включительно.

    Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

    В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

    В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

    Решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111 приняты Правила благоустройства территории городского округа «Город Чита» (далее – Правила благоустройства), которые разработаны в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории городского округа «Город Чита».

    Согласно пункту 1.2 требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории городского округа.

    В соответствии с Положением о контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», утвержденным постановлением мэра города Читы от 23.12.2009 № 254, задачами контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» в целях осуществления функции контролирующего органа являются организация и проведение проверок по исполнению гражданами, должностными и юридическими лицами требований Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», контроль за деятельностью организаций и предприятий, осуществляющих мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями Правил благоустройства.

    В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, в области обращения с отходами Министерство разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Забайкальского края; участвует в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; вносит предложения по определению в программах социально-экономического развития Забайкальского края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разрабатывает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и вносит предложения по ее утверждению.

По смыслу вышеприведенных положений полномочия Минприроды Забайкальского края в области обращения с отходами, заключаются в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории Забайкальского края.

При этом данные полномочия возложены на орган государственной власти Забайкальского края в лице Минприроды Забайкальского края федеральными нормативными правыми актами и предусмотрены непосредственно Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края.

Вместе с тем полномочия контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» ограничены осуществлением контрольных функций по исполнению юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями Правила благоустройства территории городского округа «Город Чита», то есть субъектов, непосредственно ответственных за благоустройство и содержание объектов благоустройства, которые перечислены в пункте 1.4 Правил благоустройства, и к которым не относится Министерство природных ресурсов Забайкальского края, являющийся исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области обращения с отходами.

Кроме того, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не свидетельствуют об освобождении органа местного самоуправления городского округа как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Из изложенного следует, что вынося в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края предписание об организации мероприятий по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, контрольная инспекция администрации городского округа «Город Чита» действовала вне пределов своих полномочий.

     Наряду с изложенным, следует отметить, что в силу статьи 6 Закона № 89-ФЗ полномочие субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами по организации деятельности по обращению с отходами должно осуществляться посредством соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

      Установленные законом требования о заключении соглашений с региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами должны быть выполнены не позднее 01.05.2018 (пункт 3 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

      В отсутствие данного соглашения понуждение исполнительного органа государственной власти Забайкальского края – Минприроды Забайкальского края принять участие в организации заявленной деятельности, которую обязаны проводить иные органы, является преждевременным.

      Подлежат принятию и доводы административного истца о нарушении контрольной инспекцией требований ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

     Так, в силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Контрольная инспекция, деятельность которой определена Положением «О контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», утверждённым постановлением Мэра города Читы от 23.12.2009 № 254, является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление муниципального контроля, следовательно, контроль за соблюдением правил благоустройства, санитарного содержания и обеспечения чистоты, а также в области обращения с отходами в городском округе «Город Чита» административным ответчиком осуществлён Контрольной инспекцией в рамках муниципального контроля.

      В пунктах 3 и 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля перечислены виды контроля, на которые нормы данного федерального закона не распространяются. Контроль за соблюдением правил благоустройства, санитарного содержания и обеспечения чистоты, а также в области обращения с отходами в данных пунктах не назван, следовательно, при проведении вышеуказанной проверки в соответствии с частью 2 статьи 8 Устава городского округа «Город Чита» подлежали применению нормы Закона № 294-ФЗ.

      Как установлено судом проверка в отношении административного истца не проводилась, приказ (распоряжение) о проведении проверки и акт проверки не составлялся (составлен лишь акт осмотра земельного участка).

      Таким образом, нарушение Контрольной инспекцией администрации как уполномоченного органа муниципального контроля порядка проведения проверки и оформления её результатов, выразившееся в невыполнении требований статьи 14, 16 Закона № 294-ФЗ, также является основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.

      При установленных обстоятельствах, оспариваемое Минприроды Забайкальского края предписание контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» подлежит отмене как незаконное.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 176, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░ 23 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.

                  ░░░░░                                                             ░.░. ░░░░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

2а-2090/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов
Ответчики
Контрольная инспекция администрации го Город Чита
Суд
Ингодинский районный суд г. Чита
Дело на сайте суда
ingoda.cht.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2017[Адм.] Судебное заседание
27.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее