Судья Костюк З.В. Дело № 7-21-496/2024
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2024 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Акватехнологии» ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 7 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Акватехнологии»,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №15-139/20 от 24 ноября 2023 года ООО «Акватехнологии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 7 марта 2024 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО «Акватехнологии» ФИО2 обратился в Приморский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Также генеральным директором ООО «Акватехнологии» ФИО2 подано ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного решения, которое не подлежит рассмотрению, учитывая, что оснований полагать, что жалоба была подана по истечению срока обжалования, представленные материалы не содержат.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника ООО «Акватехнологии» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу актов.
Часть 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 33 того же Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза.
На основании подпункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня среди прочего являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с пунктом 3 названной выше статьи объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Как следует из материалов дела, 7 июня 2023 года по результатам анализа соблюдения законодательства об экологической экспертизе во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, Находкинской транспортной прокуратурой было выявлено, что ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Так, в ходе анализа представленных сведений прокуратурой было установлено, что ООО «Акватехнологии» на территории морского порта Находка осуществляет использование гидротехнического сооружения – причал №1. Основная цель эксплуатация портового гидротехнического сооружения в морском порту – вспомогательная деятельность, связанная с водным транспортом. При этом за период с 1 января 2022 год по 6 июня 2023 год к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен поход судов в общем количестве 149 единиц, а количество перегруженного груза за период с 1 января 2022 год по 6 июня 2023 год составило 4120 тонн.
Используемые ООО «Акватехнологии» причал и инфраструктура расположены в порту Находка и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.
Распоряжением Росморречфлота от 27 марта 2023 года №БТ-75-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Находка в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Акватехнологии» включено в реестр операторов морских терминалов в морском порту Находка.
При этом ООО «Акватехнологии» осуществляет эксплуатацию гидротехнического сооружения – причал №1 в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Акватехнологии» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Акватехнологии» состава указанного выше административного правонарушения не имеется.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 октября 2023 года; информацией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 июня 2023 года об отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы со сведениями о результатах ГЭЭ; ответом и.о. капитана морского порта Находка от 7 июня 2023 года № 25-2/483; приказом об утверждении местоположения части береговой линии №05-07/208 от 7 ноября 2019 года и иными материалами дела, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что гидротехническое сооружение – причал №1 находится в устье реки Опричнинка, которое не относится к внутренним морским водам, в связи с чем проведение государственной экологической экспертизы не требуется, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 5 «Обязательных постановлений в морском порту Находка», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2011 года № 169, акватория морского порта Находка помимо прочего включает в себя устье реки Опричнинка, в котором осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Акватехнологии».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Таким образом, законодателем установлены границы вод портов относительно моря. Бухты, заливы, устья рек, включенные в акваторию морского порта, в силу приведенных выше норм относятся к внутренним морским водам без каких-либо ограничений.
При таких обстоятельствах, судья районного суда правомерно пришел к выводу о том, что ООО «Акватехнологии» при осуществлении своей хозяйственной деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочной деятельностью с использованием причала №1, находящегося в акватории реки Опричнинка, в границах внутренних морских вод Российской Федерации, обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Доводы заявителя о том, что ООО «Акватехнологии» не осуществляет перевалку грузов, а использует причал № 1 только для выгрузки собственных рыболовных судов, основанием для отмены вынесенных по делу актов не являются, учитывая, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Виновность ООО «Акватехнологии» в совершении вмененного ему административного правонарушения сомнений не вызывает. Вступая в соответствующие правоотношения, указанное юридическое лицо должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм законодательства.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов административного органа и судьи районного суда и не содержат оснований для освобождения ООО «Акватехнологии» от административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом административного органа и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Административное наказание назначено ООО «Акватехнологии» в пределах санкции части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в минимальном размере.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░