Решение по делу № 33-1118/2024 от 25.03.2024

Судья Сопачева М.В.                                                    дело № 33-1118/2024

дело № 2-486/2024                                               44RS0001-01-2023-004885-20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«24» апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ворониной М.В.,

судей Коровкиной Ю.В., Лепиной Л.Л.,

при секретаре Соловьевой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишева Павла Викторовича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 января 2024 года, по делу по иску Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Лобанчиковой Надежды Аркадьевны к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями.

Заслушав доклад судьи Коровкиной Ю.В., объяснения прокурора Рыловой Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Галичский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в интересах Лобанчиковой Н.А., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области, в котором просил возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать бесперебойное обеспечение Лобанчиковой Н.А. медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек по медицинским показаниям в полном объеме. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Лобанчиковой Н.А., являющейся инвалидом 2 группы, установлен диагноз «сахарный диабет 2 типа». В связи с указанным заболеванием врачом-эндокринологом Лобанчиковой Н.А. назначен ряд лекарственных препаратов, в том числе инсулин 3 раза в день, также врачом указано на необходимость самоконтроля гликемии не менее 4 раз в сутки. Несмотря на это Лобанчикова Н.А. в истекшем периоде 2023 года тест-полосками для определения сахара в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек не обеспечивалась ввиду отсутствия финансирования департаментом здравоохранения Костромской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Галичская окружная больница», ГУП «Костромская областная аптечная база».

Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 16 января 2024 года исковые требования Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Лобанчиковой Н.А. удовлетворены, судом постановлено обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Лобанчиковой Н.А. медицинскими изделиями – тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

В апелляционной жалобе представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишев П.В. просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ни в Приказе Минздрава России от 01.10.2020 № 1054н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа», ни в Клинических рекомендациях «Сахарный диабет 2 типа у взрослых» не содержится указания на обеспечение пациентов тест-полосками и иглами для инсулиновых шприц-ручек. При этом в силу ч. 15 ст. 37 ФЗ № 326-ФЗ назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии. Однако в материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении Лобанчиковой Н.А. тест-полосок и игл для инсулиновых шприц-ручек.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Галичской межрайонной прокуратуры Крюков А.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора прокуратуры Костромской области считал решение законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лобанчикова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Галичская окружная больница» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг.

Таким образом, Лобанчикова Н.А. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а потому истец должна быть бесплатно обеспечена лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в необходимом объеме.

Лечащим врачом-эндокринологом ОГБУЗ «Галичская окружная больница» Лобанчиковой Н.А. в связи с имеющимся у нее заболеванием рекомендован контроль уровня глюкозы в крови 4 раза в сутки. Кроме того, Лобанчиковой Н.А. требуются инъекционные иглы к шприц-ручкам.

Из счета пациента на 2023 год следует, что тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и инъекционные иглы к шприц-ручкам Лобанчиковой Н.А. не выдавались.

При этом заявки на обеспечение, в том числе Лобанчиковой Н.А., тест-полосками к глюкометру и иглами для инсулиновых шприц-ручек неоднократно направлялись ОГБУЗ «Галичская окружная больница» в департамент здравоохранения Костромской области.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Лобанчикова Н.А. состоит на учете с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», по медицинским показаниям нуждается в медицинских изделиях – тест-полосках для измерения уровня глюкозы в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек, в связи с чем вправе получать социальную поддержку от государства, включающую бесплатное предоставление медицинских изделий в виде тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложение на ответчика требуемой прокурором обязанности направлено на реализацию права Лобанчиковой Н.А. на получение социальной поддержки, согласуется с осуществляемыми департаментом здравоохранения Костромской области полномочиями.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 названного закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890.

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 при наличии заболевания «диабет» пациенту бесплатно выдаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2023 г. № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее - Программа).

Разделом V Программы определено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с разделом VII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Аналогичные положения содержались в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 30 декабря 2022 года № 680-а, за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области осуществляются: обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748, регулирующим вопросы предоставления амбулаторно-поликлинической помощи (медицинской помощи стоящим «на учете» больным) определено обеспечение граждан, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, изделиями медицинского назначения – тестами для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручками для введения инсулина и инъекционными иглами к шприц-ручкам.

Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1054н, регулирующим вопросы предоставления плановой и неотложной медицинской помощи стационарно, в дневном стационаре, амбулаторно предусмотрено определение уровня сахара в крови в течение 365 дней при среднем показателе кратности исследования уровня глюкозы в крови 1460 (Приложение № 1. п. 2.2).

То есть, согласно разделу 2.2 медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением Приложения № 1 указанного Стандарта необходимо проводить исследование уровня глюкозы в крови.

По назначенной схеме лечения Лобанчиковой Н.А. в связи с наличием указанного заболевания необходим контроль уровня сахара в крови с помощью тест-полосок, также материальному истцу необходимы инъекционные иглы к шприцам-ручкам.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд обоснованно пришел к выводу, что Лобанчикова Н.А., как лицо, страдающее сахарным диабетом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» имеет право на бесплатное обеспечение иглами для инсулиновых шприц-ручек, средствами диагностики (тест-полоскамии) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом, поскольку использование изделий медицинского назначения является жизненно необходимым для нее и она подлежит постоянному лечению. Нуждаемость Лобанчиковой Н.А. подтверждена материалами дела, поставленным диагнозом.

Поскольку ответчиком ненадлежащим образом осуществлялось обеспечение Лобанчиковой Н.А. необходимыми изделиями медицинского назначения (тест-полосками, иглами для инсулиновых шприц-ручек), суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика соответствующей обязанности.

Ссылка ответчика на то, что ни Стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете, ни клинические рекомендации «Сахарный диабет 2 типа» не предписывают обеспечение тест-полосками лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, несостоятельны, поскольку указанное предусмотрено Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года № 748, которым предусмотрено обеспечение больных с инсулинонезависимым сахарным диабетом тестами для определения глюкозы крови к глюкометру при диабете любой стадии.

Несостоятельны и доводы жалобы о невозможности обеспечения Лобанчиковой Н.А. тест-полосками ввиду отсутствия соответствующего заключения врачебной комиссии, поскольку в силу вышеуказанного постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 обеспечение средствами диагностики лиц, страдающих сахарным диабетом, осуществляется на бесплатной основе на основании рецепта врача, и заключение врачебной комиссии для этого не требуется.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишева Павла Викторовича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

    Председательствующий:

    Судьи:

                 Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.04.2024

33-1118/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лобанчикова Надежда Аркадьевна
Галичский межрайонный прокурор
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ГУП Костромская областная аптечная база
ОГБУЗ Галичская окружная больница
Суд
Костромской областной суд
Судья
Коровкина Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
26.03.2024Передача дела судье
24.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Передано в экспедицию
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее