Решение по делу № 2-7145/2016 от 07.11.2016

Дело № 2-7145/2016    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2016 г.                                    г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

при секретаре Чингизовой Г.Р.,

с участием истца Подцепихиной И.Е.,

представителя истца Романовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Подцепихиной И.Е. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и заключить его,

УСТАНОВИЛ:

Подцепихина И.Е. обратилась в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи на земельный участок, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, мотивируя свои требования тем, что она является владельцем жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 403 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес> заключить его. Указанный земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, был предоставлен ей на основании Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в аренду на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В настоящее время оформлен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом 1967 года постройки и другие нежилые строения, находящиеся на данном земельном участке, принадлежат ей на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ и серии от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка и государственной регистрации права собственности. ДД.ММ.ГГГГ Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ответило отказом, так как земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Просит признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 403 кв.м., обязать Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 403 кв.м.

В последующем представитель истца исковые требования уточнила, указав в качестве соответчика Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просила признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 403 кв.м., обязать Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 403 кв.м., обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с истцом договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 403 кв.м.

В судебном заседании истец Подцепихина И.Е., ее представитель Романова Е.В. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Подцепихина И.Е. является собственником жилого дома, площадью 26,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ и пристроя, площадью 10,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило, что согласно Решению Совета городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в связи с чем земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 403 кв.м., он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ранее учтенный.

Согласно Постановлению главы Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен истцу в аренду на 5 лет.

Договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ограничения прав на указанный земельный участок в соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрированы.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 4-7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу положений подпункта 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно Решению Совета городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд, исходя из проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 1202).

Срок резервирования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации и вступает в силу не ранее указанного момента.

Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", ), ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Решение Совета городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» было представлено в Управление Росреестра по Республике Башкортостан для государственной регистрации ограничения (обременения) прав.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки. Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.

При этом регистрационная служба ссылалась на статью 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков. При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, со стороны Администрации ГО г. Уфы РБ соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.

Отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения о государственной регистрации ограничения прав в виде резервирования земельного участка для муниципальных нужд не влияет на статус земельного участка, как ограниченного в обороте, т.к. решение Совета городского округа г. Уфа за N 41/6 от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу независимо от такой регистрации, не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Поскольку истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после принятия и опубликования решения Совета городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», которым земельный участок был зарегистрирован для муниципальных нужд, суд приходит к выводу о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и до окончания срока резервирования не может быть предоставлен в частную собственность.

При таких обстоятельствах суд полагает об отказе в удовлетворении искового заявления Подцепихиной И.Е. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым , находящего по адресу: <адрес> собственность, об обязании подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и заключении договора купли продажи данного земельного участка.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении измененных исковых требований Подцепихиной И.Е. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, заключить договор купли-продажи земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.

Председательствующий Н.Р. Идиятова    

2-7145/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Подцепихина И.Е.
Ответчики
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа
Другие
Администрация ГО г.Уфа
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Республике Башкортостан
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ
Совет городского округа город Уфа
Романова Е.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
07.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2016Передача материалов судье
07.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2016Подготовка дела (собеседование)
22.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Судебное заседание
23.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее