Дело № 2а-11-492/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Окуловка Новгородской области «08» октября 2018 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
с участием административного ответчика Самусева С.В.,
при секретаре Мишиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области к Самусеву ФИО6 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Новгородской области (далее- Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Самусеву С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 17891 рублей 06 копеек и пеней за 2017 год в размере 45 рублей 28 копеек, а всего – 17936 рублей 34 копейки.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что Самусев С.В. является собственником транспортных средств: автомобиля легкового <данные изъяты> <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № и автомобиля легкового <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, признаваемых объектами налогообложения, в связи с чем, обязан был уплачивать транспортный налог, однако свою обязанность в установленные законом сроки не исполнил. Инспекцией в адрес Самусева С.В. направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором было указано на необходимость уплатить транспортный налог. В адрес Самусева С.В. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате транспортного налога в сумме 27665 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ за 2015-2016 годы. Вынесенный мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района Новгородской области судебный приказ о взыскании с него задолженности в указанном выше размере отменен определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от Самусева С.В. возражениями относительно его исполнения. В связи с отсутствием задолженности за 2016 год, в настоящее время сохраняется задолженность административного ответчика за 2015 год по транспортному налогу в размере 17891 рубль 06 копеек и пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменное заявление, согласно которому административные исковые требования поддерживает в полном объёме.
Административный ответчик Самусев С.В. в судебном заседании возражал по административному иску.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Суд, заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
В соответствии с частью 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).
На территории Новгородской области транспортный налог регламентируется Областным законом Новгородской области от 30 сентября 2008 года № 379-ОЗ «О транспортном налоге».
Указанный закон определяет налоговые ставки, предусматривает налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, а также определяет сроки его уплаты налогоплательщиками.
Согласно части 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Кодекса).
В целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местом нахождения транспортных средств, признается место нахождения (жительства) собственника имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 3 статьи 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Из материалов дела следует, что Самусев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства автомобиля легкового <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с 2013 года по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства автомобиля легкового <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, признаваемых объектами налогообложения, в связи с чем, признавался плательщиком транспортного налога.
Размер исчисленного налоговым органом с указанных объектов транспортного налога за 2015 год, предъявленного Самусеву С.В. к уплате, составил 17936 рублей 34 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес Самусева С.В. направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в указанном выше размере в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что Самусевым С.В. обязанность по уплате данного налога в указанный в налоговом уведомлении срок исполнена не была, в его адрес Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 годы в сумме 27665 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое Самусевым С.В. в добровольном порядке не исполнено.
Из представленного административным истцом расчета пеней следует, что пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ составляют 45 рублей 28 копеек из расчета недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере18295 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ и пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанных налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
При этом в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) налогового уведомления, требования об уплате налога, направленных заказным письмом.
Соответственно, имеются предусмотренные законом основания считать Самусевым С.В. получившим указанные выше налоговое уведомление и требование на шестой день со дня их направления Инспекцией.
При этом суд учитывает, что налоговое уведомление и требований об уплате налога направлены Самусеву С.В. по месту его регистрации по адресу: <адрес>. Оснований для направления Самусеву С.В. указанных документов по иному адресу у Инспекции не имелось, поскольку административный ответчик не уведомлял Инспекцию об изменении места жительства.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что закон предусматривает возможность обращения в суд налогового органа по известному месту жительства налогоплательщика.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> судебного района Новгородской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Самусева С.В. задолженности по транспортному налогу и пеней за 2015-2016 годы в размере 27733 рубля 43 копейки.
Выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района Новгородской области судебный приказ о взыскании с Самусева С.В. указанной задолженности определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими от должника Самусева С.В. возражениями относительно его исполнения.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. (часть 3 статьи 48 НК РФ)
Срок обращения в суд Инспекцией не нарушен.
Приходя к выводу об удовлетворении требований Инспекции о взыскании транспортного налога в полном объеме, суд исходит из того, что установленная законом обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком как налогоплательщиком в установленные сроки не исполнена. Расчет транспортного налога ответчиком не оспорен и признается судом верным.
Частью 1 статьи 5 КАС РФ установлено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
Положения части 1 статьи 5 КАС РФ диспозитивно определяют принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, предусмотренный статьей 6 КАС РФ.
Административным ответчиком, обладающим равноценным спектром процессуальных прав и обязанностей, контррасчет задолженности не представлен, основания административного иска, не оспорены.
При рассмотрении требований о взыскании пеней в размере 45 рублей 28 копеек, суд исходит из следующего.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (часть 3)
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 5).
Из вышеизложенного следует, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Учитывая, что уплата транспортного налога за 2015 год производится владельцем транспортного средства в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, то размер пеней, подлежащих взысканию с Самусева С.В., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 дней) от суммы недоимки 17891 рубля, составит 44 рубля 28 копеек (17891 рублей 06 копеек х 8,25% : 300х9:100).
Следовательно, оснований для удовлетворения требований о взыскании с Самусева С.В. пени в указанном в административных исковых требованиях размере, у суда не имеется.
По делу не установлено обстоятельств, освобождающих Самусева С.В. от уплаты данной задолженности.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ с административного ответчика в пользу федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, от которых административный истец освобожден при обращении в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области к Самусеву ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней – удовлетворить частично.
Взыскать с Самусева ФИО8 в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области задолженность по транспортному налогу в размере 17935 рублей 34 копеек, получатель ИНН № КПП № УФК по <адрес> счет: 4№, Банк получателя: Отделение Новгород БИК:№, в том числе: по уплате транспортного налога (КБК 18№, ОКТМО №) – 17891 рубль 06 копеек, пени по транспортному налогу (КБК 18№, ОКТМО №) – 44 рублей 28 копеек.
Взыскать с Самусева ФИО9 в доход федерального бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей 41 копейка.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Окуловский районный суд.
Судья: Н.В.Новикова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 года.