Дело №2а-697/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М.
при секретаре Бабинец Е.М.,
с участием административного истца – Чаплынской М.Ю.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Моисеенковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чаплынской М.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Чаплынская М.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФНС по г. Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу о признании незаконным решения признании незаконным решения УФНС по г. Севастополю от 05.10.2021 № о привлечении Чаплынской М.Ю. к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что решением ответчика безосновательно установлено занижение налоговой базы, а также вычета в размере расходов на приобретение земельного участка и установлена неуплата налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 152750 рублей. При этом вывод налогового органа, о том, что при разделе земельных участков возникают новые объекты права собственности, а первичные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованных при указанных действиях земельных участков для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок, не основан на прямых нормах, а аналогия закона не подлежит применению.
В судебном заседание административный истец Чаплынская М.Ю. исковые требования поддержала, поскольку вынесенное решение незаконно.
Представитель УФНС по г. Севастополю Моисеенкова О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, настаивая на законных действиях налогового органа.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судом установлено, что 13.03.2021 года согласно представленной административным истцом декларации о доходах за 2020 год им задекларирован доход в общем размере 3700000,00 рублей, из которых - 2000000 рублей от продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Дергачи-1», 37, кадастровый №, 1700000 рублей - от продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Дергачи-1», 37, кадастровый №. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с полученного дохода, составила сумму в размере 351000,00 руб.
В последующем административным истцом представлена уточненная декларация от 12.05.2021 года в которой задекларирован доход от продажи дома в размере 2000000,00 рублей, а также заявлен имущественный налоговый вычет в размере 1000000,00 рублей, налог подлежащий к уплате указан в сумме 130000,00 рублей.
17.08.2021 года УФНС России по г. Севастополю по результатам проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации составлен акт налоговой проверки №, которым установлено занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 1700000,00 рублей.
По результатам указанной проверки 05.10.2021 года налоговым органом вынесено решение № о привлечении Чаплынской М.Ю. к ответственности за совершение налогового правонарушения выразившегося в занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 221000,00 рублей.
Оспариваемым решением Чаплынской М.Ю. доначислен налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 152750,00 рублей, а также применена ответственность за выявленное нарушение в виде штрафа в сумме 15275,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением административный истец обратилась к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу с апелляционной жалобой, которая 13.12.2021 года, оставлена без удовлетворения.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (положения п. 1 ст. 210 НК РФ).
Согласно п.3 ст. 210 НК РФ, в отношении доходов, по которым налоговая ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Согласно положениям п. 17.1 ст. 217 НК РФ, п.2 ст. 217.1 НК РФ, освобождаются от обложения налогом на доход физических лиц доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Пунктом 4 ст. 217.1 НК РФ предусмотрен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, который составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ.
Право на получение имущественного налогового вычета предусмотрено в п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по доходам от продажи имущества.
Из материалов дела, следует, что 27.07.2016 года истец приобрел ? доли в праве собственности на земельный участок общей площадью 594 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Дергачи-1», 37. Регистрация права собственности истца на указанный участок произведена в ЕГРН 16.08.2016 года.
Согласно соглашению заключенному между Чаплынской М.Ю. и Самчук Ю.А. 26.09.2018 года произведен раздел земельного участка на два вновь образованных земельных участка, право общей долевой собственности на земельный участок прекращено.
Таким образом, согласно данным ЕГРН 18.10.2018 года у Чаплынской М.Ю. возникло право собственности на вновь образованный земельный участок площадью 301 кв.м., которому присвоен новый кадастровый №.
В рассматриваемой ситуации, вопреки доводам административного истца новый земельный участок, образованный при разделе земельных участков является вновь возникшим объектом недвижимости, право собственности на который возникает с момента его государственной регистрации.
Данный вывод следует, из анализа положений гражданского и земельного законодательства, а также Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, согласно положениям п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст.131 ГК РФ).
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п.п.1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав (положения ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственной кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что 12.08.2020 в ЕГРН внесена запись о прекращении права собственности на жилой дом и спорный земельный участок с кадастровым номером 91:01:003006:966, на основании договора купли-продажи от 06.08.2020 года.
Поскольку при разделе земельного участка возникли новые объекты права собственности, а исходный объект прекратил свое существование, что подтверждается приведенными сведениями из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 91:01:003006:966 находился в собственности Чаплынской М.Ю. (с 18.10.2018 года по 12.08.2020 год), т.е. менее минимального пятилетнего предельного срока владения, установленного ст. 217.1 НК РФ.
Таким образом, в связи с тем, что с момента государственной регистрации права собственности на вновь образованный в результате раздела земельный участок прошло менее пяти лет, возникший в результате его продажи доход подлежит налогообложению.
Поскольку при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а данный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при таком разделе земельных участков для целей исчисления и уплаты НДФЛ следует исчислять с даты регистрации вновь образованных земельных участков в ЕГРН.
Аналогичная позиция приведена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 48-КГ17-21.
Доводы административного истца о том, что земельный участок принадлежал ей более трех лет и согласно статье 217.1 НК РФ не подлежит налогообложению, суд находит не состоятельными в виду следующего.
Пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 217.1 НК РФ, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ определен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, приведенных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ, при соблюдении хотя бы одного из которых минимальный предельный срок владения составляет три года.
Подпункт 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ на спорные правоотношения не распространяются, поскольку по своему содержанию представляют из себя налоговую льготу и введен в действие с 1 января 2020 года.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Федеральный закон от 26.07.2019 N 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает обратную силу положений подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ, которые действуют с 01.01.2020 года.
Таким образом, с момента возникновения права собственности на вновь образованный земельный участок и до его отчуждения, у административного истца не истек минимальный предельный срок владения спорным объектом недвижимого имущества.
В связи с изложенным, является несостоятельным довод Истца о том, что право собственности на спорный участок следует исчислять с момента государственной регистрации права собственности на исходный участок, то есть с 27.07.2016, в который входил и спорный участок с новым кадастровым номером 91:01:003006:966, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В случае признания оспариваемых действий (бездействия) или решений незаконными, нарушающими права административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятых административным ответчиком оспариваемого решения, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного иска, судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░