УИД:21RS0025-01-2023-002874-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кудрявцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Савинкине А.В.,
с участием ст. помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Андреевой Н.В., представителя истца Егоровой Л.Н., представителя ответчика Волкова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Егоровой Э.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными отказов на обращения по вопросу перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации,
установила:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары с учетом уточнений обратился в суд в интересах Егоровой Э.П. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконными отказов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на обращения Егоровой Э.П. по вопросу перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации в связи с возникновением у нее права на получение выплаты, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для <данные изъяты> в половинном размере как вдове военнослужащего, смерть которого наступила вследствие военной травмы: при обращении в клиентскую службу ОПФР Чувашии в ходе личного приема ДД.ММ.ГГГГ; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки за № от ДД.ММ.ГГГГ с причиной отказа в назначении «наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных»; ответа Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации. Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обязанность по выплате Егоровой Э.П. как вдове инвалида Великой Отечественной войны, смерть которого наступила по причине военной травмы, полученной при защите Родины, недополученной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ежемесячной денежной компенсации, далее – в установленном порядке. Исковые требования мотивированы тем, что в Прокуратуру Чувашской Республики обратилась Егорова Э.П. по вопросу нарушения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии ее прав в части отказа в перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации при изменении сведений, дающих ей право на получение в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для <данные изъяты> в половинном размере как члену семьи военнослужащего, смерть которого наступила вследствие военной травмы. Егорова Э.П. не может самостоятельно обратиться в суд в силу возраста и состояния здоровья. Егорова Э.П. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением члена семьи умершего инвалида войны, дубликатом удостоверения, выданного отделом социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ, №. В выплатном деле <данные изъяты> мужа Егоровой Э.П., также подшит корешок к справке № об освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ, где он признан <данные изъяты> с указанием причины «с пребыванием на фронте». Ссылаясь на положения ч. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которой размер ежемесячной денежной компенсации членам семьи инвалида вследствие военной травмы рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида, то, что Отделение с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет выплаты по ежемесячной денежной компенсации Егоровой Э.П. на основании решения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Отделение считает, что право на получение ежемесячной денежной компенсации Егоровой Э.П. уже реализовано. Поскольку супруг Егоровой Э.П. <данные изъяты> являлся <данные изъяты>, размер ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>., т.е. половина суммы, причитающейся ее мужу, если бы он был жив. В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если указанные в данном пункте лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляется по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в Отделение в рамках «одного окна» Егоровой Э.П. было представлено заключение № ДД.ММ.ГГГГ/2022(2) «О результатах установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки», выданное ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии». Данным заключением признано, что смерть мужа Егоровой Э.П. – <данные изъяты>, связана с военной травмой. В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Разница между тем, что Егорова Э.П. в настоящее время получает, и тем, что ей полагается, составляет <данные изъяты>. в месяц, поэтому Егорова Э.П. остановила свой выбор на получении ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Егорова Э.П. семь раз обращалась в Отделение по вопросу перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации. Первое обращение было ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению Егоровой Л.Н. – доверенного лица Егоровой Э.П. – обращение в клиентскую службу Отделения содержало несколько вопросов: 1) установление второй государственной пенсии по случаю потери кормильца; 2) перерасчет ежемесячной денежной компенсации. Основанием для рассмотрения этих двух вопросов послужило заключение, выданное ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» ДД.ММ.ГГГГ. По первому вопросу специалистом клиентской службы было оформлено заявление установленной формы, на которое Егорова Э.П. получила отказ. Заявление по первому вопросу в Отделение было подано для представления доказательств при обосновании назначения второй пенсии по случаю потери кормильца военкоматом республики. На второй вопрос письменный ответ Егорова Э.П. получила лишь ДД.ММ.ГГГГ за № №. Егорова Э.П. считает, что второй вопрос был проигнорирован, т.е. получен отказ. По факту отсутствия ответа представитель Егорова Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ подошла к руководителю клиентской службы (на правах отдела) г. Чебоксары по адресу: <адрес> вопросом, почему при наличии в выплатном деле заключения медсоцэкспертизы Егорова Э.П. до сих пор не получает ежемесячную денежную компенсацию в увеличенном размере. В заявлении, написанном от руки и зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ за №л, содержалась претензия по данному вопросу. На момент подачи ДД.ММ.ГГГГ обращения действовали Правила в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 8 Правил решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда РФ в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документов (сведений), предусмотренных перечнем. В данный перечень заявление не входит. В соответствии с п. 3 Правил ежемесячная денежная компенсация назначается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации заявителю, у которого право на нее впервые возникло после ДД.ММ.ГГГГ. Егоровой Э.П. ежемесячная денежная компенсация выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ, когда написав заявление, компенсацию она получала как вдова умершего <данные изъяты>. Представив в ДД.ММ.ГГГГ Отделение заключение ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии», Егорова Э.П. приобрела право на перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации, поскольку признано, что смерть ее мужа наступила вследствие военной травмы. В соответствии с п. 18 Правил (в редакции от 29.12.2021) перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня получения сведений из информационных систем, оператором которых является Пенсионный фонд РФ, либо поступления необходимой информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия от органов и (или) организаций, в распоряжении которых они находятся. Со стороны Отделения во всех имеющихся ответах отсутствуют претензии в части обязательности наличия заявления. Поскольку право Егоровой Э.П. является производным от права военнослужащего Егорова Н.М., получившего военную травму, сведения о ней должны содержаться в федеральной государственной информационной системе. Заявления в данном случае не требуется. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при однократном обращении заявителя с запросом о предоставлении нескольких государственных услуг организуется предоставление заявителю двух и более услуг (далее – комплексный запрос). При этом составление и подписание заявлений заявителем не требуются.
Истец Егорова Э.П., извещенная о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, в судебное заседание не явилась, заявлений суду не представила.
Представитель истца Егорова Л.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнений по изложенным в исковом заявлении основаниям. В ходе рассмотрения дела дополнительно пояснила, что военно-врачебная экспертиза проводилась военкоматом, поскольку <данные изъяты>. вышел в отставку в ДД.ММ.ГГГГ, в военкомате не сохранились документы о прохождении им военно-врачебной экспертизы. Остался только итоговый штамп о том, что он прошел военно-врачебную комиссию, все остальные документы были уничтожены.
Представитель ответчика Волков В.А. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям. Доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель (смерть), а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы. Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы проводится военно-врачебная экспертиза. Положение об этой экспертизе утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, в пп. «а» п. 94 которого перечислены и конкретизированы обстоятельства, при которых увечья и заболевания признаются «военной травмой». Заключение военно-врачебной комиссии о том, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, т.е. при обстоятельствах, указанных в пп. «а» п. 94 Положения, является в соответствии с пп. «б» п. 4 Правил основанием для назначения членам семьи этого лица ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Так как Егоровой Э.П. не была представлена копия заключения военно-врачебной комиссии для подтверждения смерти военнослужащего Егорова Н.М. вследствие военной травмы, оснований для назначения меры социальной поддержки, в частности, ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не имеется. Аналогичная позиция содержится в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.07.2014 № АПЛ14-420, определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Кроме того, в силу п. 3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывающих в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указанная компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, т.е. носит заявительный характер. Однако Егорова Э.П. с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в Отделение не обращалась, а обратилась с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца. Причина инвалидности «военная травма» определяется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия заключения военно-врачебной комиссии ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных военно-врачебных комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний. Согласно выписки из акта освидетельствования по ВТЭК серия № причина инвалидности <данные изъяты>. установлена пребывание на фронте, с основным диагнозом <данные изъяты>. То есть заболевание, а не военная травма. Право Егоровой Э.П. на ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» реализовано, выплата осуществляется на основании решения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты, не подлежит пересмотру территориальным органом Фонда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, ФКУ Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, в судебное заседание не явились. КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики представлено заявление о рассмотрении дела без участия. ФКУ Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации представлено заявление о рассмотрении дела без участия, в котором третье лицо указало, что удовлетворение исковых заявлений оставляет на усмотрение суда, а также следующее. Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на срок: бессрочно. В состав лицензируемых видов деятельности входит проведение медицинских экспертиз по медико-социальной экспертизе. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы не проводят военно-врачебные экспертизы, предусмотренные п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в том числе, возлагается определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» предусмотрено, что к федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющиеся филиалами главных бюро. Согласно п. 22 постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии с заявленными в направлении на медико-социальную экспертизу или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями проведения медико-социальной экспертизы, в том числе, определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ Егорова Э.П. как член семьи умершего инвалида Егорова Н.М. обратилась в учреждение с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения причины смерти супруга инвалида Егорова Н.М. в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о заключении брака № между <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Егорова (л.д. 101).
Из свидетельства о смерти № следует, что <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102).
Егорова Э.П. является получателем ежемесячной денежной компенсации по ч. 10. ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Егорова Э.П., действуя через представителя Егорову Л.Н., обратилась в ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в указанном заявлении проставлена отметка в графе «назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца» (л.д. 95-98). К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ приложены копии свидетельства о болезни №, решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г., свидетельства о браке, заключения ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России № 1.8.21/2022(2) от ДД.ММ.ГГГГ о результатах установления связи причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, из которого следует, что по результатам проведенной медико-социальной экспертизы установлено, что смерть <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, связана с военной травмой, сопроводительного письма (л.д. 99-104). Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № Егоровой Э.П. отказано в назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по причине: не отнесена к кругу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий по линии Пенсионного фонда (л.д. 105).
Письмами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №л-доп1, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № № на обращения Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Егоровой Э.П. разъяснено, что документом, подтверждающим смерть военнослужащего вследствие военной травмы, является заключение военно-врачебной комиссии, право на ежемесячную денежную компенсацию реализовано до передачи полномочий Пенсионному фонду РФ, мера социальной поддержки установлена решением Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, не подлежащим пересмотру территориальным органом Фонда (л.д. 145-152).
ДД.ММ.ГГГГ Егорова Э.П. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением № о предоставлении ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ (л.д. 167-169). Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Егоровой Э.П. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, причина отказа в назначении: наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных (л.д.183).
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Из содержания ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи ежемесячной денежной компенсации в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы.
По смыслу положений ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с п. 3 Правил членам семьи, указанным в пп. «в» - «з» п. 2 настоящих Правил, ежемесячная денежная компенсация назначается и выплачивается территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации, форма которого устанавливается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, поданного в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение соглашений о взаимодействии на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», либо поданного в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», и документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, содержащихся в информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляемых заявителем.
Ежемесячная денежная компенсация согласно пп. «д» п. 2 Правил выплачивается членам семьи военнослужащего погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие военной травмы.
Из приведенных положений Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации следует, что доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель (смерть), а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
<данные изъяты> на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ не являлся лицом, проходящим военные сборы, не являлся исполняющим обязанности военной службы.
<данные изъяты>. являлся <данные изъяты> с указанием причины «с пребыванием на фронте».
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Согласно п. 22 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588, медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии с заявленными в направлении на медико-социальную экспертизу или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя), целями проведения медико-социальной экспертизы, в том числе, для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
ДД.ММ.ГГГГ Егорова Э.П. как член семьи умершего <данные изъяты> обратилась в ФКУ Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о проведении медико-социальная экспертизы с целью определения причины смерти супруга <данные изъяты> в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
При вышеуказанных обстоятельствах заключение ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России № № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по результатам проведенной медико-социальной экспертизы установлено, что смерть инвалида Егорова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, связана с военной травмой, является доказательством подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы и основанием для назначения супруге Егорова Н.М. ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Исходя из п. 18 Правил ежемесячная денежная компенсация члену семьи, установленная ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления и документов, представление которых заявителем предусмотрено перечнем.
Из материалов дела следует, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ представителем истца Егоровой Л.Н. были представлены документы, необходимые для назначения выплаты, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Представленное в материалы дела заявление представителя истца Егоровой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ является не рукописным документом, а бланком, заполненным специалистом ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии в специализированной программе, за исключением отметки в графе «назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца», соответственно, специалист ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии при личном обращении в орган пенсионного обеспечения обязан был оказать содействие в заполнении необходимых заявлений в соответствии с заявленными заявителем при личном обращении целями, что сделано не было и привело к ущемлению прав истца. Последовательное обращение истца к ответчику с претензией, обращениями по вопросу перерасчета ежемесячной денежной компенсации подтверждает наличие волеизъявления представителя истца Егоровой Л.Н. на подачу ДД.ММ.ГГГГ заявления также и на получение ежемесячной денежной компенсации члену семьи, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Установив нарушение прав истца, суд, с учетом заявленных требований, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ). На основании изложенного с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Признать незаконными отказы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на обращения Егоровой Э.П. по вопросу перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации Егоровой Э.П. в связи с возникновением у нее права на получение выплаты, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для инвалида I группы в половинном размере как вдове военнослужащего, смерть которого наступила вследствие военной травмы: при обращении в клиентскую службу ОПФР Чувашии в ходе личного приема ДД.ММ.ГГГГ; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации; решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки за № от ДД.ММ.ГГГГ с причиной отказа в назначении «наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных»; ответ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Егоровой Э.П. по вопросу пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН 1022101269409, ИНН 2126002352) обязанность по выплате Егоровой Э.П., <данные изъяты> ежемесячной денежной компенсации на основании ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее – в установленном порядке.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН 1022101269409, ИНН 2126002352) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий: судья И.А. Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2023