судья Кинзбурская Т.Л. УИД 61RS0023-01-2023-003362-88
дело № 33-743/2024 (2-я инст.)
дело № 2-3545/2023 (1-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего Михайлова Г.В.
судей Мосинцевой О.В., Семеновой О.В.
при секретаре Ивановской Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3545/2023 по иску прокурора г. Шахты в интересах Российской Федерации в защиту прав и свобод законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, 3-му лицу - Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах об обязании обеспечить финансирование на проведение работ по приведение контейнерной площадки в надлежащее состояние, и обязании провести работы по приведению контейнерной площадки в надлежащее состояние
по апелляционной жалобе МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты
на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 5 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Михайлова Г.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Шахты обратился в суд с иском к администрации г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты об обязании обеспечить финансирование на проведение работ по приведение контейнерной площадки в надлежащее состояние, и обязании провести работы по приведению контейнерной площадки в надлежащее состояние.
В обоснование указал, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения на территории г. Шахты требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что Администрацией г. Шахты и МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты полномочия в сфере участия в организации деятельности по накоплению ТКО, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов реализуются ненадлежащим образом.
Проведенным 20.09.2022 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах обследованием площадки накопления ТКО по ул. Келдыша, 9 в г. Шахты установлено, что ограждение площадки ТКО частично разрушено, что не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является нарушением п. 3, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Надлежащее оборудование указанной контейнерной площадки относится к полномочиям Администрации г. Шахты.
В связи с выявленными нарушениями 30.09.2022 Главе Администрации г. Шахты внесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО Администрацией не принято.
С учетом уточнения требований, истец просил суд обязать Администрацию г. Шахты в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на проведение работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Шахты, ул. Келдыша, 9, в надлежащее состояние, а именно: обустроить ее ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, обязать МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты в течение 8 месяцев с момента выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Шахты, ул. Келдыша, 9, в надлежащие состояние, а именно: обустроить ее ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 5 октября 2023 года суд обязал МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты в течение 8 месяцев с момента выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Шахты, ул. Келдыша 9, в надлежащие состояние, а именно: обустроить ее ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении иска отказать.
Апеллянт, ссылается на то обстоятельство, что главным распорядителем средств местного бюджета для МКУ является администрация г. Шахты. В 2023 году и на плановый 2024-2025 администрацией не предусмотрено выделение денежных средств на обустройство контейнерных площадок, в связи, с чем произвести работы по проведению контейнерной площадки в надлежащее состояние без понуждения администрации, как главного распорядителя бюджетных средств, выделить денежные средства не представляется возможным.
Приводит доводы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится к полномочиям МКУ «Департамент ГХ». Земельный участок под контейнерной площадкой по адресу: г. Шахты, ул. Келдыша, 9 не сформирован, не состоит на кадастровом учете. В оперативное управление МКУ данная контейнерная площадка не передавалась.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Беллуяна Г.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований заявленных к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты исходя из доказанности факта нарушения ответчиком функций по содержанию в надлежащем состоянии мест сбора коммунальных отходов в городе Шахты
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Шахты» по адресу: г. Шахты, ул. Келдыша, 9 имеется контейнерная площадка кадастровый номер 61:59:0050391:1619, площадью 4,5 кв.м. оборудованная двумя контейнерами. Используемое покрытие – асфальт. Площадки для крупногабаритных отходов на ней не предусмотрено.
20.09.2022 в соответствии с требованием прокуратуры г. Шахты ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах Бондаревым А.Н. проведено обследованием площадки накопления ТКО по ул. Келдыша, 9 в г. Шахты в результате которого установлено, что ограждение площадки ТКО частично разрушено, что не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 4.2 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденного постановлением Администрации города Шахты от 01.02.2023г. № 303, предметом деятельности и целями создания МКУ является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправлении, предусмотренных пунктами 4,5,6,7,11,14,23,24,25 ч. 1 ст. 16 и п. 8,2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» или иными законами в сферах, регламентирующих дорожную и транспортную деятельность, муниципальное жилье, сферу охраны окружающей среды, организации ритуальных услуг и сферы мест захоронения, деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, в сфере благоустройства территории муниципального образования…
Таким образом, функции по содержанию в надлежащем состоянии мест сбора коммунальных отходов в городе Шахты возложены на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты учредительным документом.
Доводы жалобы о том, что главным распорядителем средств местного бюджета для МКУ является администрация г. Шахты, в 2023 году и на плановый 2024-2025 администрацией не предусмотрено выделение денежных средств на обустройство контейнерных площадок, в связи, с чем произвести работы по проведению контейнерной площадки в надлежащее состояние без понуждения администрации, как главного распорядителя бюджетных средств, выделить денежные средства не представляется возможным, выводов суда по существу не опровергают.
Сам факт выделения денежных средств не может быть постановлен в зависимость от выполнения необходимых работ по устранению выявленных нарушений.
Доводы Департамента об отсутствии денежных средств, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание, что решение суда является по существу правильным, а доводы апелляционной жалобы не опровергают изложенных в решении выводов и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене постановленного по делу решения, обжалуемое решение не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 5 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено:18.01.2024 года.