Решение по делу № 2а-1166/2018 от 01.11.2018

Дело № 2а-1166/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Рязань 20 декабря 2018 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,

при секретаре Боченковой А.О.,

с участием административного истца Дягилева Л.А.,

представителя административного ответчика: администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области – Ландаренко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Дягилева Леонида Александровича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании решения от 01 октября 2018 года № 5425 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Дягилев Л.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район <адрес> о признании решения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 26 сентября 2018 года он направил в администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>.

К данному заявлению административным истцом были приложены копии паспорта и правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми , расположенные в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Административным истцом был получен ответ административного ответчика, которым он вернул Дягилеву Л.А. указанное уведомление и сообщил, что уведомление считается ненаправленным.

Возврат был мотивирован том, что земельные участки с кадастровыми входят в границы объекта культурного наследия (достопримечательного места) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В представленном административным истцом уведомлении отсутствует описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (описание в текстовой форме и графическое описание).

Данный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку принадлежащие ему земельные участки имеют категорию – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, существующие ограничения (обременения) прав на земельные участки не зарегистрированы. Истец указывает, что сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН в соответствии с ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории достопримечательного места федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены. В связи с чем административный истец полагает, что довод административного ответчика о том, что уведомление о планируемых строительстве или реконструкции противоречит п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ, является необоснованным.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о возврате без рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома согласно письму от 01 октября 2018 года исх. № 5425; обязать администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области устранить допущенные нарушения, признать его уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 26 сентября 2018 года направленным, а строительство согласованным (ч. 13 ст. 15.1 ГрК РФ).

В судебном заседании административный истец Дягилев Л.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Ландаренко Н.С. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указав, что земельные участки, принадлежащие административному истцу, находятся в границах объекта федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г.Рязань)». В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается, в том числе описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В представленном административным истцом уведомлении отсутствует описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (описание в текстовой форме и графическое описание).

Представитель заинтересованного лица: Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем в силу ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Частью 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома должны содержаться, в том числе сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (п. 6 ч. 1 ст.51.1 ГрК РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается, в том числе описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В судебном заседании установлено, что Дягилев Л.А. является собственником земельных участков с кадастровыми , площадями 2 000 кв.м. и 1199 кв.м. соответственно, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми расположены в границах объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань)», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 года №2431.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области, сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области.

Судом также установлено, что вышеуказанные земельные участки, принадлежащие Дягилеву Л.А., расположены в зоне жилой застройки <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается Правилами землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов МО - Заборьевское сельское поселение №45 от 17.12.2014г.

26 сентября 2018 года административный истец обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, приложив копию выписки из ЕГРН от 01 августа 2017 года, копию свидетельства о государственной регистрации права, копию паспорта.

Письмом от 01 октября 2018 года № 5425 административный ответчик вернул административному истцу указанное уведомление с приложенными документами, сообщив, что уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным, сославшись на то, что земельные участки с кадастровыми , расположенные по адресу: <адрес>, находятся в границах территории достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), в то время как в представленном уведомлении отсутствует описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (описание в текстовой форме и графическое описание).

Согласно пунктам 1 и 2 части 1, частям 2 и 4 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), достопримечательных мест. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии со ст.5 вышеуказанного Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных с единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 56.4 названного Федерального закона в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность осуществления на территории достопримечательного места ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (пункт 2 части 1 статьи 5.1 Федерального закона №73-ФЗ).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 года №2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения и утверждения границ его территории» выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанская область, г. Рязань) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения; утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанская область, г. Рязань) согласно приложению к приказу.

Вместе с тем, до настоящего времени требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», Министерством культуры Российской Федерации не утверждены, в связи с чем невозможно определить допустимость размещения объектов капитального строительства на земельных участков в соответствии с разрешенным использованием таких земельных участков и ограничениями, установленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми в границах территории достопримечательного места.

В силу ч. 6 ст.51.1 ГрК РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

В связи с этим у административного ответчика имелись предусмотренные ч.6 ст. 51.1 ГрК РФ основания для возвращения административному истцу уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложенными документами, поскольку до утверждения вышеуказанных требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места орган местного самоуправления не может определить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельных участках административного истца в соответствии с разрешенным использованием таких земельных участков и ограничениями, установленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми в границах территории достопримечательного места.

При этом не имеет правового значения ссылка административного истца на разрешенное использование земельных участков и их нахождение в зоне <данные изъяты>, допускающей индивидуальное жилищное строительство, поскольку земельные участки располагаются на территориях действия ограничений прав на них, что предполагает особый режим их использования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Дягилева Леонида Александровича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании решения от 01 октября 2018 года № 5425 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:                                 О.В. Арсеньева                                

2а-1166/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Дягилев Леонид Александрович
Ответчики
Администрация муниципального образования- Рязанский муниципальный район Рязанской области
Другие
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области
Суд
Рязанский районный суд Рязанской области
Дело на сайте суда
riazansky.riz.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
13.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее