Решение по делу № 2-118/2024 (2-1705/2023;) от 28.09.2023

УИД 11RS0008-01-2023-002135-91                    Дело №2-118/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2024 года

г.Сосногорск Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., с участием представителя истца Нургазиной Н.Т., представителя ответчика Померанцевой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Седневой ФИО8 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученных сумм денежного содержания, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда,

установил:

Нургазина Н.Т., действующая по доверенности в интересах Седневой М.В., обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее по тексту – УФНС по РК) о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 356 548,35 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 352 281,60 руб., компенсации денежного содержания за 4 месяца в размере 215 038,68 руб., всего 923 868,63 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., компенсации за задержку выплат по состоянию на 04.03.2024 в сумме 227 598,32 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должность начальника отдела общего обеспечения в Межрайонной Федеральной инспекции налоговой службы по ФИО2, служебный контракт с ней был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы. При увольнении ответчиком был произведен расчет полагающихся ей выплат, в том числе компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсации за неиспользованный отпуск. При этом в расчет средней заработной платы ответчиком необоснованно не были включены суммы материального стимулирования. Более того, при обращении к ответчику также было установлено, что указанные суммы материального и дополнительного материального стимулирования не были учтены ответчиком и при расчете отпускных за период 2020 - 2023 годов, компенсации за неиспользованный отпуск. Полагает, что данные действия ответчика противоречат действующему законодательству, в т.ч. положениям ст.ст. 50-51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Постановлению Правительства РФ от 06.09.2007 №562 и Указу Президента РФ от 25.07.2006 №763.

Истец Седнева М.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала.

Представитель истца по доверенности Нургазина Н.Т. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, указала, что нарушение является длящимся, поскольку расчетные листы работодателем не выдавались, о нарушении своего права истец узнала только при увольнении.

Представитель ответчика по доверенности Померанцева Е.Л. требования не признала, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддержала, указав на отсутствие правовых оснований для включения сумм материального стимулирования в расчет среднего заработка, а также на пропуск истцом срока на обращение в суд в части требований о взыскании отпускных за периоды отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При расчете суммы компенсации за задержку выплат полагала необходимым руководствоваться суммами за вычетом НДФЛ, размер компенсации морального вреда полагала завышенным.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Седнева М.В. проходила государственную гражданскую службу на различных должностях в УФНС по РК, последняя занимаемая истцом должность согласно служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – начальник отдела общего обеспечения МИФНС по ФИО2.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ УФНС по РК трудовой договор (служебный контракт) с истцом расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе), в связи с сокращением должности гражданской службы.

Этим же приказом истцу установлена выплата компенсации неиспользованного отпуска в количестве 66 календарных дней, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

УФНС России по Республике Коми в целях повышения эффективности налогового администрирования, оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов УФНС России по Республике Коми с ДД.ММ.ГГГГ перешла на двухуровневую систему управления. С указанной даты Межрайонные инспекции ФНС России , , , , по ФИО2, ИФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> и ИФНС России по <адрес> Республики Коми прекратили деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Управлению. Модернизация проводится в соответствии с Приказом ФНС России от 10.11.2022 №ЕД-7-12/1068@. Таким образом, УФНС по Республике Коми является правопреемником МИФНС по ФИО2.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Положениями указанного Федерального закона установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (пункту 4 части 1 статьи 14).

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 5).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10 статьи 50).

Положениями статьи 51 Закона о госслужбе установлено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 2).

Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания; иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).

Порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 4).

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ №763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

С 01.01.2023 пункт 8 Указа №763 утратил силу в связи с началом действия Порядка формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 №751 (далее – Порядок №751), в соответствии с пунктом 3 которого при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): месячного оклада федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации - в размере 7 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, были урегулированы специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее – Правила №562), часть пунктов которых действовала до 13.04.2022.

С 13.04.2022 порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в случаях сохранение денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона); денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), урегулированы специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 №554 (далее – Правила №554).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Пунктом 2 Правил №562 предусмотрено, что денежное содержание гражданского служащего определяется в соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 Закона о госслужбе.

Пунктами 3-4, 8 Правил №554 установлено, что для исчисления денежного содержания в случае, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.

Размер денежного содержания для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число подлежащих замене неиспользованных календарных дней отпуска.

Пунктом 6 Правил №562 установлено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона о госслужбе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, поскольку в соответствии с положениями частью 3 статьи 51 указанного Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 разъяснения.

Ссылку представителя ответчика на необходимость применения п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, суд находит не состоятельной, поскольку дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Доказательств того, что средства материального стимулирования выплачивались истцу на основании постановления Правительства РФ от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в нарушение ст.ст. 55, 56 ГПК ответчиком не представлено.

Таким образом, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск, но не были выплачены работодателем, в связи с чем, требования истца о необходимости учета указанных сумм является обоснованным.

Согласно материалам дела, приказами МИФНС по РК истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая довод ответчика о пропуске истцом срока давности в части взыскания выплат в отношении отпусков, предоставленных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о его обоснованности.

В соответствии с ч. 17 ст. 70 Закона о госслужбе сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

В силу ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 5 постановления Пленума от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

При этом п.56 указанного постановления разъясняет, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Применение данного разъяснения к суммам, не начисленным работодателем работнику, является необоснованным. Для признания длящимся нарушением работодателем трудовых прав работника при рассмотрении спора по иску о взыскании заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата должна быть начислена, но не выплачена. Работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора, вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие отношения носят длящийся характер.

В данном случае предметом спора являются денежные суммы, которые ответчиком не начислялись, в связи с чем основания для применения п.56 постановления Пленума от 17.03.2004 №2 отсутствуют.

Таким образом, суд отклоняет довод истца о длящемся характере нарушения, в связи с чем полагает необходимым применить последствия пропуска срока обращения в суд в отношении оплаты периодов отпусков, предоставленных истцу ранее годичного срока до обращения с иском в суд. Обращение истца в суд состоялось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока находятся отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отпуск, предоставленный истцу приказом от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд признает также находящимся за пределами годичного срока обращения в суд, поскольку оплата его произведена ДД.ММ.ГГГГ, с этого момента истец могла узнать о нарушении своего права.

В соответствии с пунктом 10 статьи Закона о госслужбе выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

При этом, денежное содержание начислялось и выплачивалось истцу ежемесячно, за период нахождения в отпуске денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом произведенных работодателем расчетов, составные части заработной платы и отпускных отражались в расчетных листках, из которых истец могла и должна была узнать о нарушении своего права.

Доказательств того, что выплата денежного содержания истцу за периоды предоставленных ежегодных оплачиваемых отпусков производилась позже, чем за 10 календарных дней до начала указанных отпусков материалы дела не содержат.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока давности стороной истца не заявлено, доказательств уважительных причин пропуска срока истцом за указанный период не предоставлено.

Истец ежемесячно получала расчетные листки, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период работы она не имела возможности ознакомиться с составом и порядком исчисления причитающихся ей отпускных, материалы дела не содержат.

Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли для истца возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного законом срока судом не установлено.

Таким образом, муд, исходя из требований части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований о взыскании невыплаченных отпускных за период 2020 - 2022 годов в связи с пропуском годичного срока на обращение в суд.

С учетом положений п. 6 Правил №562 исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих расчет денежного содержания в период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске должен включать, в том числе фактически начисленные средства материального стимулирования за соответствующие периоды.

Представленный ответчиком расчет сумм недоплаты проверен судом и является верным, сумма невыплаченных средств составит <данные изъяты> руб., в т.ч. в отношении отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

В результате исключения ответчиком сумм материального стимулирования из базы для начисления денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, предусмотренной ч. 3.1 ст. 37 Закона о госслужбе, сумма недоплаты, по расчету ответчика, составила <данные изъяты>

При расчете размера компенсации неиспользованного отпуска подлежит применению пункт 6 Правил №562 исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которым установлен порядок исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, невыплаченная сумма компенсации по расчету ответчика составит <данные изъяты>

Указанные суммы подлежат взысканию с УФНС по Республике Коми в пользу истца.

Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки выплаты заработной платы и расчета с работником при увольнении установлен, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая, что судом установлено нарушение трудовых прав истца на своевременное и полное получение компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания, компенсации неиспользованного отпуска, денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, ответчик должен нести ответственность, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в виде обязанности по оплате денежной компенсации за несвоевременную выплату указанных сумм.

При определении размера компенсации суд соглашается с доводами и расчетом ответчика, который при расчете денежной компенсации за задержку спорных выплат учитывает размер заработной платы, причитающийся работнику на руки за вычетом НДФЛ (13%).

При этом, сумма выплаты 4-месячного денежного содержания при сокращении должности в соответствии со ст.217 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц, в связи с чем его размер, применяемый при расчете компенсации согласно ст. 236 ТК РФ, не претерпит изменения и составит <данные изъяты> руб.

Остальные взыскиваемые судом суммы за вычетом 13% НДФЛ составят: компенсация неиспользуемого отпуска <данные изъяты> оплата отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> оплата отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>%), оплата отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Общий размер задолженности, на которую подлежит начислению компенсация за задержку выплаты, составит <данные изъяты>

Исчисленный размер компенсации в порядке ст.236 ТК РФ составит по расчету ответчика сумму <данные изъяты>., в т.ч. в отношении отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в отношении отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в отношении отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в отношении компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в отношении 4-месячной компенсации – <данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая положения ст. 236 ТК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за нарушение сроков выплаты денежного содержания с ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., исчисленные в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации по день фактического исполнения решения суда.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца неправомерными действиями работодателя, в связи с нарушением ответчиком трудовых прав истца на своевременную выплату заработной платы, в соответствии со статьей 237 ТК РФ, требования о возмещении морального вреда являются обоснованными.

Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая объем и характер причиненных работникам нравственных страданий, степень вины работодателя, период нарушения прав, суд определяет размер взыскиваемой компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ, налог) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Таким образом, при выплате присужденных денежных сумм, составляющих доходы налогоплательщика, на ответчика возлагается обязанность исчислить и удержать НДФЛ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Седневой ФИО9 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученных сумм денежного содержания, компенсации за задержку выплаты и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Седневой ФИО10 сумму невыплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 215 038 руб. 68 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск – 352 281 руб. 60 коп., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске – 121 253 руб. 26 коп., денежную компенсацию, предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации на 04.03.2024 в размере 115 280 руб. 36 коп., компенсацию морального вреда – 10 000 руб., всего 813 853 руб. 90 коп.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Седневой ФИО11 проценты за нарушение сроков выплаты денежного содержания с 05.03.2024 на сумму 627 013 руб. 50 коп., исчисленные в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации по день фактического исполнения решения суда.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми исчислить и удержать НДФЛ при выплате присужденных денежных сумм, составляющих доходы Седневой ФИО12.

В остальной части в удовлетворении требований Седневой ФИО13 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года.

Судья                                 О.Н.Судовская

2-118/2024 (2-1705/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Седнева Марина Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы РК
Другие
Адвокат Коллегии адвокатов РК "Ваше право" Нургазина Н.Т.
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на сайте суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее