РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре Рубис С.И., с участием истца ФИО3, представителя ответчика ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-836/2021 по исковому заявлению ФИО3 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, указав в его обоснование, что с ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону. Жилое помещение использовалось им по прямому назначению. В ходе эксплуатации жилого помещения проводились необходимые работы по его ремонту. Так, в ДД.ММ.ГГГГ производился ремонт забора, ремонт крыши дома.
В период наводнения ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ему жилой дом и земельный участок около дома были подтоплены. На участке были посажены овощи (картофель, кабачки и тыквы) площадью около двух соток. За выплатой по подтоплению овощей, он обращаться в местные органы власти не стал. После того, как вода ушла с улицы и со двора, он сразу не имел возможности осмотреть подпольное помещение, в связи с нахождением там воды, затем не мог осмотреть в связи с загрязненностью и захламленностью подполья. Захламленность получилась из-за обвала грунта и деревянных элементов ограждения места хранения картофеля. Вся эта смесь была мокрая и грязная. Единственное, что он сделал, это открыл снаружи все отдушины в доме и два лаза в подполье внутри дома, для просушки.
Весь остаток лета он не мог пользоваться домом, в связи с просушкой и запахами прелости в доме. Также водой были разрушены баня и колодец во дворе дома. После наводнения он не пользовался домом, да и пользоваться жилым домом не было возможности. Дом посещал с целью наблюдения за подпольным помещением, за электрическим подключением, да и приглядывал за имеющимся имуществом в доме (холодильник, телевизор, радиоприемник, гитара и т.д.). В ДД.ММ.ГГГГ, при посещении дома, он обратил внимание на сильно просевшие полы в районе печи. Когда внимательно осмотрел подполье, то обнаружил повреждение, обрушение фундамента под домом и особенно под печью. Он заказал независимую экспертизу жилого дома. Независимый эксперт установил, что несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии (Заключение от ДД.ММ.ГГГГ, директора «Проектно-сметного бюро <адрес>а» ФИО6).
После этого он собрал необходимые документы и в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Зареченского муниципального образования с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. Его заявление рассматривалось в Зареченской администрации более двух с половиной месяцев, и ДД.ММ.ГГГГ он получил акт и заключение межведомственной комиссии. С актом и заключением комиссии он не согласился, и ДД.ММ.ГГГГ подал исковое заявление в суд об оспаривании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии Зареченской администрации.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, его иск был удовлетворен. В ходе судебных разбирательств стало известно, что принадлежащий ему жилой дом не внесен в списки приложения к постановлению администрации МО «Тайшетский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Тайшетский район».
ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в администрацию Зареченского МО с заявлением о признании его жилого дома непригодным для проживания, т.к. прежнее заключение межведомственной комиссии судом было отменено, суд обязал межведомственную комиссию повторно рассмотреть вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к мэру Тайшетского района ФИО7 с просьбой о внесении изменения в постановление администрации МО «Тайшетский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Тайшетский район». Просил внести изменение в приложение к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, строку 3 раздела «<адрес> дополнить цифрой «№», т.е. внести изменение в имеющееся постановление, в которое вписать жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>. В удовлетворении указанной просьбы, ему было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Тайшетский городской суд с исковым заявлением, о внесении изменения в постановление администрации МО «Тайшетский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Тайшетский район». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, его исковое заявление было удовлетворено.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ мэра Тайшетского района было внесено изменение в постановление администрации МО «Тайшетский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Тайшетский район». Строка 3 раздела «Енисейка» была дополнена цифрой №», т.е. вписали жилой дом по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ, по истечению четырех с половиной месяцев со дня подачи заявления в межведомственную комиссию, ему был вручен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. обследования помещения и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссии Зареченской администрации. В своем заключении комиссия признала жилое помещение, расположенное адресу: <адрес> №, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» о выдаче ему свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019 года на территории ФИО4 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», в котором ему было отказано в назначении «Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019 года на территории Иркутской области».
С решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» он не согласен потому, что главной причиной аварийного состояния жилого дома явилось потеря несущей способности грунтов основания здания в результате обводнения, просадка и разрушение столбчатых фундаментов. Вода в подпольном помещении, в период наводнения ДД.ММ.ГГГГ, находилась до месяца. Сам период наводнения около недели и после ухода воды с улиц в русло реки, вода оставалась в подпольном помещении жилого помещения еще более двух недель. Длительное нахождение воды в подпольном помещении повлекло за собой обрушение грунтов и как следствие были разрушены столбчатые фундаменты. Разрушение фундаментов привело к значительному проседанию полов в жилом помещении и разрушении кирпичной печи, привело ее в аварийное состояние. Получилось, что кирпичная печь, весом около семи тонн, оказалась без фундамента и повисла на несущих балках пола. В следствии чего, полы в жилом помещении просели, в кирпичной печи появились значительные трещины и печь пришла в негодность. Как следует из Заключения от ДД.ММ.ГГГГ, директора «Проектно-сметного бюро <адрес>а» ФИО6, Технического отчета от ДД.ММ.ГГГГ директора «Проектно-сметного бюро <адрес>а» ФИО6 Технического заключения по результатам обследования элементов ограждения и несущих конструкций жилого дома ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ИЦ АЛМИР», ген. директор ФИО8 в жилом доме необходимо, помимо прочих работ, демонтировать кирпичную печь, демонтировать полы, несущие балки, удалить весь поврежденный столбчатый фундамент, удалить намытый грунт, пораженный грибковой плесенью и т.д. Демонтаж и монтаж фундамента и несущих балок жилого помещения относится к понятию реконструкция, в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021). Межведомственной комиссией Зареченской администрации установлено, что проведение капитального ремонта здания не представляется возможным, так как требует полной замены фундаментов здания с восстановлением несущей способности грунтов, что является реконструкцией и экономически не целесообразно.
Обследованием установлено, что нижние венцы жилого дома имеют небольшую гниль, считаю это не критичным. Во всех деревянных домах, без специального бетонного фундамента, нижние венцы имеют небольшую гниль в связи с непосредственным соприкосновением с землей и в связи устройством завалинок (Завалинка - это небольшое ограждение из досок, установленное вдоль нижних венцов дома на расстоянии 0.5 метра от дома и высотой 0.5 метра. Этот объем осенью заполнялся сухими опилками или сухой землей, для утепления подпольного помещения дома). Деревянные остова сруба, деревянные перекрытия действительно имеют частичную ветхость, но и это он считает не критичным. С этими недостатками можно проживать в доме много лет. В ДД.ММ.ГГГГ, при ремонте крыши дома он выполнил все необходимые работы по укреплению стропил, прожилин на крыше дома. Также был заменен рулонный материал на битумной основе самой крыши жилого дома.
Заключением межведомственной комиссии Зареченского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по находящемуся адресу: <адрес> №, был признан непригодным для проживания
В связи с чем, просит суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, утраченного в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО4 <адрес>»; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что он является собственником <адрес> земельного участка по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ в период паводка дом и земельный участок были затоплены водой, вода стояла долго. Он сначала не хотел никуда обращаться, думал, просохнет все и будет дальше пользоваться домом. Но когда увидел, что полы в доме просели, он понял, что дом находится в аварийном состоянии. В доме он жил не постоянно, но часто там находился, а после наводнения в доме не ночует, так как все может там обвалится. До паводка дом находился в нормальном состоянии, он производил в нем ремонты, произвел капитальный ремонт крыши.
Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» ФИО9, действующая по доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования ФИО3, представила письменный возражения, пояснив суду, что ФИО3 было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием у него права на предоставление социальной выплаты в соответствии с п.п.1 п.18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019года на территории Иркутской области.
Согласно п.1 постановления №-пп меры социальной поддержки предоставляются гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Межведомственной комиссией проведено обследование дома, расположенного по адресу:<адрес>, по результатам которого составлены акт обследования помещения и заключение Межведомственной комиссии, согласно которым указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. - состояние жилого дома оценивается как ветхое, так как истек срок эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания – фундаментов, деревянного сруба деревянного покрытия, кровли. При этом ни акт, ни заключение межведомственной комиссии не содержит вывода о том, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является установление наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Таким образом, отсутствует причинно-следственная связь между паводком и аварийным состоянием дома истца.
К моменту исследования дом имел аварийное техническое состояние в следствие истечения эффективного срока эксплуатации до возникновения ЧС, значительного физического и морального износа несущих конструкций, Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций дома.
Таким образом, Истец не соответствует условиям, установленным пунктом 1 Постановления № 556-пп: спорный дом не был утрачен или повреждён в результате чрезвычайной ситуации, а пришёл в состояние непригодное для проживания в связи с истечением эффективного срока его эксплуатации, значительного физического и морального износа несущих конструкций дома.
В связи с чем, предоставление социальной выплаты, когда жилое помещение признано непригодным для проживания не в результате паводка, произошедшего в июне 2019 года, не предусмотрено нормами Положения и Правил, и повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств и фактически приведет к необоснованному обогащению граждан.
Таким образом, изложенные Истцом доводы, основаны на неправильном толковании норм законодательства. В связи с чем, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что ФИО3 является собственником 1/4доли в общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован и проживает.
Также ФИО3 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.
По мнению истца данный жилой дом попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019года на территории Иркутской области и он имеет право на меры социальной поддержки, которые предусмотренные Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2005 №47 утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение о межведомственной комиссии).
В соответствии с пунктом 7 Положения о межведомственной комиссии уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан и т.д., является межведомственная комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится Межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений:
О соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
О необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции помещения;
О несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит исключительно к компетенции Межведомственной комиссии.
Межведомственной комиссией было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам которого был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данного акта состояние указанного жилого дома оценивается как ветхое, так как истек срок эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания –фундамента, деревянного остова (сруба) деревянного перекрытия, кровли.
Акт был получен истцом ДД.ММ.ГГГГ., в котором он поставил свою подпись и выразил свое несогласие с актом.
На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ. Межведомственной комиссией было составлено заключение, в соответствии с которым жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
В силу ст.56 ГПК РФ доказывание причинно-следственной связи об аварийном состоянии жилого дома в связи с его ветхостью, истечением срока эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания, текущим состоянием жилого дома и наводнением, прошедшим в ДД.ММ.ГГГГ возлагается на истца.
Доказательств того, что текущее состояние спорного жилого дома вызвано наводнением, истцом не представлено.
Истец не оспорил акт и заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
При установленных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Зареченского муниципального образования, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Режим чрезвычайной ситуации также введен на территории муниципального образования «Тайшетский район».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что ФИО3 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу:<адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., на жилой дом ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как следует из объяснений истца, в ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ему жилой дом попал в зону затопления. Вначале он никуда не обращался, так как предполагал дальнейшее использование дома, но потом понял, что дом находится в аварийном состоянии и в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Зареченского МО с заявлением о проведении обследования его дома. Было проведено обследование и составлено заключение, с которым он не согласился, обжаловал его. В ДД.ММ.ГГГГ было проведено повторное обследование жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о получении свидетельства на приобретение жилья в Соцзащиту, представил необходимый пакет документов, но ему было отказано в выдаче свидетельства. С решением Соцзащиты он не согласен, считает, что его дом пострадал в период наводнения и из-за этого стал аварийным. Кроме того, Президент России в своем обращении сказал, что всем, чьи жилые помещения пострадали в период наводнения в ДД.ММ.ГГГГ, должны быть предоставлены социальные меры на приобретение жилья в замен утраченного.
В подтверждение своих доводов, по ходатайству истца были опрошены свидетели: ФИО10, ФИО11, которые пояснили, что принадлежащий дом истца попал в зону затопления, находился несколько дней в воде.
ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению ФИО3 специалистом МО «<адрес>» МБУ «ПСБ <адрес>» было проведено визуальное обследование строительных конструкций жилого дома по адресу:ФИО4 <адрес>, по результатам которого было составлено заключение, согласно которого, жилое здание 1953года постройки, строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии. С учетом всех установленных обстоятельств необходимо провести реконструкцию здания.
Перед проведением реконструкции необходимо оценить целесообразность проведения работ, так как в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН-58-88 истек срок эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания – фундаментов, деревянного остова (сруба), деревянного перекрытия, кровли.
ДД.ММ.ГГГГ.межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зареченского МО от ДД.ММ.ГГГГ., было произведено обследование жилого помещения по адресу:<адрес>, 1953года постройки. По результатам обследования был составлен акт, из которого следует, что истек эффективный срок эксплуатации жилого дома до возникновение ЧС. Имеется значительный физический износ несущих конструкций, в котором затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом адресу:<адрес> признан пригодным для проживания.
Не согласившись с заключением Межведомственной комиссии, ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного заключения.
Решением Тайшетского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. было признано незаконным.
Суд обязал Межведомственную комиссию повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в нем граждан.
Также Тайшетским городским судом было рассмотрено исковое заявление ФИО3 об установлении факта попадания принадлежащего ему жилого дома в зону затопления на территории МО «Тайшетский район». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлен факт попадания жилого дома по адресу: <адрес> в зону затопления на территории МО «Тайшетский район», а также суд обязал администрацию Тайшетского МО «Тайшетсий район» включить указанный жилой дом в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории МО «Тайшетский район».
На основании данного решения мэром <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление № о внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении границ зоны ЧС на территории МО « Тайшетский район».
ДД.ММ.ГГГГ.межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зареченского МО от ДД.ММ.ГГГГ., было произведено повторное обследование жилого помещения по адресу:<адрес>. По результатам данного обследования ДД.ММ.ГГГГ. был составлен акт, согласно которого состояние дома оценивается как ветхое, так как истек срок эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания – фундаментов, деревянного остова (сруба) деревянного перекрытия, кровли. Фундамент деревянный, бревно уложено по грунту. Нижние венцы здания имеют следы гниения. Наружные и внутренние несущие стены из бревна. Полы уложены по деревянным лагам. Присутствуют трещины по печи. В подпольном пространстве грунт сухой, имеется осыпание грунта.
На основании визуального осмотра и фотоматериалов, межведомственной комиссией выявлено основание для признания помещения по адресу:<адрес> непригодным для проживания.
Как следует из технического заключения, составленного ООО "ИЦ Алмир"по результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ. элементов ограждающих и несущих жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, Общее техническое состояние жилого дома на момент обследования оценивается как ограниченно- работоспособное.
Выявлены дефекты, влияющие на несущую способность жилого дома: прогибы и деформация напольного покрытия, обвал грунта в подпольном пространстве, обвал грунта в подпольном пространстве, трещины по печи.
Ввиду полученных повреждений (видимых и скрытых) в результате подтопления и ветхого состояния жилого дома для приведения конструкций в работоспособное техническое состояние необходимо произвести капитальный ремонт.
Несущими являются все наружные и продольные внутренние стены. Бревно уложено по грунту на деревянные столбы. Фундамент отсутствует. Наружные и внутренние несущие стены из рубленого бревна. Отмостка вокруг здания отсутствует. Двери - деревянные, окна - деревянные. Трещины по печи, обвал грунта в подпольном пространстве. Физический и моральный износ - дом ветхий.
Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения:
Выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу<адрес>, непригодным для проживания, п. 47 о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Межведомственная комиссия установила, что ухудшения жилого дома возникло в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Капитальный ремонт с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения нецелесообразен. В связи с чем, по результатам обследования жилого помещения межведомственной комиссией дано заключение ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с разделом II, разделом IV 47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Истец ФИО3 принимал участие в обследовании жилого дома межведомственной комиссией, возражал относительно содержания акта обследования помещения, с заключением межведомственной комиссии согласился.
Решением№ ДД.ММ.ГГГГ.ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» ФИО3 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Уведомлением ДД.ММ.ГГГГ. ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» ФИО3 проинформирован об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения); 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территорииИркутскойобласти.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17 июля 2019 года № 556-пп.
Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 17.07.2019 № 557-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением мэра Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в постановление администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении границ зоны ЧС на территории МО « Тайшетский район» - жилой дом по адрес: <адрес> внесен в границы зоны ЧС.
Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно пункту 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно абз. 3 указанного пункта, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
В силу приведенных норм предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ на территории Иркутской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации. Решение вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Согласно выводам межведомственной комиссии, жилой дом по адресу:<адрес>, признан непригодным для проживания в связи с истечением эффективного срока эксплуатации жилого дома до возникновения ЧС, значительного физического и морального износа несущих конструкций, в котором затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций.
При этом истцом заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении жилого дома по адресу:<адрес>, с которым он ознакомлен, не оспаривается. Доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ на территории Иркутской области, материалы дела не содержат.
Между тем, правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества, риск его случайной гибели или повреждения несет собственник (ст. ст. 210, 211 ГК РФ).
Кроме того, в своих возражениях представитель ответчика указывает на обращение ФИО3 за получением меры социальной поддержки по истечении установленного законом срока, установленного ДД.ММ.ГГГГ.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп « О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области», мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту Постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Согласно п.11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до 30 сентября 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
В судебном заседании установлено, что ФИО3 обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении установленного срока, который был ДД.ММ.ГГГГ.включительно.
П.16 Положения определено, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):
1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация";
2) сведений о признании жилого помещения утраченным;
3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
6) утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 01.09.2019 N 710-пп;
7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;
8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
В соответствии с п17 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В случае совместного обращения граждан, являющихся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение, или их представителя с заявлением о выдаче свидетельства решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается в отношении каждого гражданина, являющегося участником общей собственности на утраченное жилое помещение.
18. Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Согласно п.19, 20 Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.
В случае принятия решения об отказе в выдаче свидетельства по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 18 настоящего Положения, гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче свидетельства с приложением документов, которые ранее не были им (ими) представлены.
В этом случае учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства в течение пяти рабочих дней со дня повторного обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя.
Оценивая вышеизложенное, отсутствие доказательств утраты ФИО3 жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации, его обращение за получением мер социальной поддержки по истечении установленного срока, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», возложении обязанности на Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Радионова