78RS0022-01-2023-003010-93
Дело № 2-157/2024 26.06.2024г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Заведеевой И.Л.
с участием адвокатов Лейба Е.А.
при помощнике Тихоновой М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения Комитета от 03.11.2022г. №-р «Об отмене распоряжения Комитета от 14.09.2022г. №-РЗК»; признании незаконным и обязании Комитет отменить распоряжение Комитета от 24.03.2023 №-РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование» Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению по благоустройству «Курортный берег»; признании права на предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства, обязав устранить нарушение прав гражданина-ветерана боевых действий, организовав проведение процедуры по предоставлению земельного участка в аренду для ведения садоводства, сроком на 20 лет, по итогам которой заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Изначально ФИО2 обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с гражданским иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-Комитет) о признании незаконным распоряжения Комитета от 03.11.2022г. №-р «Об отмене распоряжения Комитета от 14.09.2022г. №-РЗК», обязании Комитет в 30-дневный срок подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 78:38:002242701:222.
Определением суда от 25.01.2024г. дело передано на рассмотрение по подсудности в Зеленогорский районный суд Санкт-Петербурга.
ФИО2 в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать незаконным распоряжения Комитета от 03.11.2022г. №-р «Об отмене распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗК»; признать незаконным и обязать Комитет отменить распоряжение Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование» Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению по благоустройству «Курортный берег»; признании права на предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства, обязав устранить нарушение прав гражданина-ветерана боевых действий, организовав проведение процедуры по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 78:38:002242701:222, расположенного по адресу: ФИО1, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга <адрес>, земельный участок 14 (восточнее <адрес> литер А) в аренду для ведения садоводства, сроком на 20 лет, ФИО2, по итогам которой заключить договор аренды.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что с 29.03.2007г. он является ветераном боевых действий, и имеет права на льготы в силу п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах».
14.09.2022г. Комитетом было выдано истцу распоряжение №- РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства», согласно которому было предварительно согласовано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1200 кв.м по адресу: ФИО1, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга <адрес>, земельный участок 14 (восточнее <адрес> литер А), далее -участок.
Согласно распоряжению №- РЗК от 14.09.2022г., участок относится к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне: жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж2-2), вид разрешенного использования земельного участка: ведение садоводства.
Распоряжением утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории согласно приложению к распоряжению, истцу рекомендовано после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка для заключения договора аренды в установленном порядке обратиться в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга».
Спорному земельному участку присвоен кадастровый номер.
Все указания распоряжения Комитета от 14.09.2022г. №- РЗК истцом выполнены в полном объеме.
В ноябре 2022 года Комитет в порядке самоконтроля, распоряжением №-р отменяет распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на выявление оснований для отказа.
Письмом от 17.11.2022г. № истцу дополнительно разъяснено, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории; учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка не может быть утверждена в силу п.п.6, п. 16 ст.11.10 ЗК РФ.
Истец считает действия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга незаконными, просит суд восстановить нарушенные права.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, доверил представлять свои интересы в суде представителю.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга явился, против удовлетворения исковых требований возражал, возражения представлены в материалы дела.
Третье лицо <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещено.
Третьи лица Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.
Третьи лица СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству «Курортный берег» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
По смыслу ст.ст.1,11,12 ГК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее индивидуальной защиты.
В силу п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. (ред. от 25.12.2018г.), № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39).
В силу п.«ж» ч.1 ст.72, ч.2 ст.78 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (ст.8 Федерального Закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального Закона «О ветеранах»).
Материалами дела доказано, что ФИО2 с 29.03.2007г. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ветерана серии БК № (л.д.19).
В связи с этим ФИО2 имеет права и льготы, установленные Федеральным законом от 12.02.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон №5-ФЗ).
Одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п.п.11 п.1 ст.1 ЗК РФ).
В соответствии с п.2 ст.22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 этого кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом.
Подпунктом 14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
21.07.2022г. истец обратился в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» Агентства имущественных отношений Северного направления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства, срок аренды – 20 лет (л.д. 14-16).
В обоснование заявления истцом было указано на наличие следующих оснований для предоставления в аренду земельного участка (без проведения торгов): п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ – у истца есть право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов как у гражданина, имеющего право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами (Закон №5-ФЗ), законами субъектов РФ.
К заявлению истцом были приложены все необходимые документы, в том числе схема расположения земельного участка.
Схема, приложенная к заявлению, содержала сведения об испрашиваемом земельном участке (Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга <адрес>, земельный участок 14 (восточнее <адрес> литер А). Заявлению истца Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» присвоило входящий № (л.д.14-16).
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями п.2 ст.10, ст.39.2 ЗК РФ, п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории Санкт-Петербурга возложена на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Техническое сопровождение - прием документов, запрос необходимый согласований, подготовка пакета документов для принятия Комитетом решения, взаимодействие с заявителями и иными органами в рамках подготовки документов и выдачи решений по заявлениям осуществляет СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга».
В силу ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В ходе рассмотрения заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения информации о земельном участке, а также необходимых сведений, подлежащих включению в договор аренды земельного участка, в соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях регулирования земельных отношений в РФ» учреждением были направлены запросы в органы исполнительной власти.
Порядок принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду лицу, имеющему первоочередное право, осуществляется в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование по основаниям, предусмотренным п.п.6, 7, 9 п.2 ст.39.3, п.2 ст.39.5, п.п.3, 9, 11, 18 п.2 ст.39.6, п.2 ст.39.9, п..п.1, 4 п.2 ст.39.10 ЗК РФ, утвержден распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно распоряжению от 14.09.2022г. №-РЗК Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (далее – распоряжение №-РЗК) истцом получено предварительное согласование предоставления участка в аренду, утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории, на истца возложена обязанность по обеспечению проведения работ по образованию участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории (л.д. 20-24).
На основании распоряжения №-РЗК истцом были осуществлены топогеодезические работы, утверждены координаты, в учреждение направлены материалы для проведения государственного кадастрового учета (далее – ГКУ) образуемого земельного участка.
28.09.2022г. земельный участок площадью 1200+/-12 кв.м поставлен на кадастровый учет (далее – ГКУ) с присвоением номера 78:38:002242701:222; адрес: ФИО1, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга <адрес>, земельный участок 14 (восточнее <адрес> литер А); категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение садоводства.
В подтверждение постановки земельного участка на ГКУ истцом получена выписка из ЕГРН в отношении спорного земельного участка (л.д.26-27).
В ходе разбирательства по делу судом было установлено, что в адрес Комитета 25.10.2022г. поступило заявление СПб ГБУ по благоустройству «Курортный берег» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование для благоустройства территории.
До принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу, данное заявление было принято, рассмотрено и вынесено распоряжение от 24.03.2023г. №-РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование», согласно которому СПб ГБУ по благоустройству «Курортный берег» согласовано предоставление земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п.4 ст.39 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В данном случае указанная процедура рассмотрения заявлений была нарушена.
03.11.2022г. Комитет в порядке самоконтроля распоряжением №-р отменяет распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на выявление оснований для отказа.
Письмом Комитета от 17.11.2022г. № истцу дополнительно разъяснено, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории; учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка не может быть утверждена в силу п.п.6, п. 16 ст.11.10 ЗК РФ.
Также Комитет принимает решение от 17.11.2022г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка» в связи с отменой распоряжения от 14.09.2022г. №- РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду» (л.д.53).
Истец считает незаконным принятое ответчиком решение, поскольку истец является субъектом, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемых решений; для образования земельного участка в целях предоставление его истцу не требуется утвержденного проекта межевания территории; наличие у ответчика полномочия на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и решений об их предоставлении не подтверждает наличие у него права последующей произвольной отмены таких решений в порядке самоконтроля.
Указанное выше распоряжение отменено Комитетом как несоответствующее п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п.6 п.16 ст.11.10 ЗК РФ и ст.4.1 ФЗ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с вышеуказанными нормами местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
В данном случае, учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка также не может быть утверждена в силу п.п.6 п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;
2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
6) из земельного участка, предоставленного для строительства индивидуальных жилых домов с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Из изложенного выше следует, что проект межевания требуется в случае образования земельного участка, из земельного участка предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст.23 указанного закона, садовые земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов.
Статьями 6 и 22 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества; предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ; предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ и настоящим Федеральным законом.
До принятия Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства могло осуществляться только в рамках создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, ведение садоводства индивидуально не было предусмотрено (Федеральный закон от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Таким образом, для образования земельных участков из земель населенных пунктов для ведения садоводства по его заявлению обязательного наличия проекта межевания не требуется. Данное требование содержится в случае предоставления земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу.
Статьей 11.9 ЗК РФ устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно данной норме предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которых действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п.16 указанной статьи ЗК РФ, включающее в себя, в том числе, и основание, указанное Ответчиком в решении об отмене решения об утверждении схемы земельного участка, - разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что схема утверждена Комитетом.
Проект межевания территории, в границах которой расположен подлежащий образованию земельный участок, не утвержден.
Соответственно, допускается образование земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В отношении территории, где расположен заявленный истцом к предоставлению земельный участок, по данным Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга одним из видов разрешенного использования земельных участков является «Ведение садоводства».
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.9 ст.1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Пунктом 3 ст.85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно п.1 ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
По смыслу приведенных норм виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к территориальной зоне в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В соответствии с п.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Испрашиваемый земельный участок входит в зону функционального территориального зонирования, которая предусматривает использование испрашиваемого участка для ведения садоводства.
Функциональная зона испрашиваемого земельного участка в соответствии с Законом СПб от 22.12.2005г. № «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» 1ЖД – Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.0.2016г. № «О Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга» испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны, для которой размещение садоводства входит в перечень основных разрешенных видов использования данной территории, а именно в зоне «Т1Ж2-2» жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, дома социального обслуживания, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, магазины, банковская и страховая деятельности, общественное питание, служебные гаражи, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, связь, внеуличный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, земельные участки общего назначения, ведение садоводства. Условно размещенные виды использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), осуществление религиозных обрядов, религиозное управление и образование, государственное управление, амбулаторное ветеринарное обслуживание, заправка транспортных средств, обеспечение дорожного отдыха, автомобильные мойки, ремонт автомобилей.
Земельный участок расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия ЗРЗ (38)27 (л.д.171).
09.01.2024г. вступил в законную силу Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2023г. № «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга», после чего на испрашиваемый истцом земельный участок была резервно наложена ЗНОП.
На основании Генерального плана, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.01.2015г. № «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга» (далее-Закон № от 21.01.2015г.) (с изменениями на 02.06.2023г.), установлен порядок подготовки документации по планировке территории, обеспечения подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и размещение которого планируется на территориях Санкт-Петербурга и <адрес>.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом в порядке, установленном Законом № от 21.01.2015г. и ГрК РФ.
Порядок подготовки и содержание исходных данных утверждаются Правительством Санкт-Петербурга.
Подготовленная документация по планировке территории до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях в порядке, установленном законодательством Санкт-Петербурга, за исключением случаев, установленных ГрК РФ.
По результатам проверки подготовленной документации по планировке территории уполномоченный орган принимает решение о направлении такой документации в Правительство Санкт-Петербурга на утверждение или об отклонении такой документации и направлении ее на доработку.
Также Правительству Санкт-Петербурга и совместно с различными организациями, в том числе КГА Санкт-Петербурга предстоит актуализировать Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), который также пройдет обязательную процедуру общественных слушаний и все предложения будут рассмотрены на профильной комиссии.
В настоящий момент отсутствует информация об утвержденных проектах планировки территории (ППТ) или Правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
Представленные выше градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны ЗНОП, только в случае, когда части территорий общего пользования-парков, набережных переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
В иных случаях-применительно к частям территории в пределах данной зоны ЗНОП, которые относятся к территории общего пользования, ограниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
В случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположен в границах действия ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований и ограничений, указанных в главе 23 Правил. При этом более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.
Испрашиваемый истцом земельный участок является ранее учтенным, относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования-ведение садоводства, расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2, новым Генеральным планом вид разрешенного использования указанного участка изменен не был (13.2-ведение садоводства).
Таким образом, к спорному земельному участку применяются следующие нормы:
В соответствии со ст.85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе зоны ЗНОП.
Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ, земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Также в соответствии с ч.8 ст.36 ГрК РФ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.05.2024г.) земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Истец в целях реализации имеющегося у него права испрашивал земельный участок исключительно для аренды на 20 лет.
Таким образом, вышеизложенное не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, на момент рассмотрения заявления ФИО6 доказательств того, что испрашиваемый участок содержится в Перечне зеленых насаждений общего пользования городского значения, в Перечне зеленых насаждений общего пользования местного значения и в Перечне территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, указанных в приложениях 1, 4 и 7 к Закону, не имелось.
Проведение работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2008г. «О Порядке рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге».
В ходе рассмотрения дела иных оснований для отказа в согласовании предоставления земельного участка истцу судом не установлено.
Отсутствие разработанной и утвержденной документации по планировке территории не является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации в своих решениях, в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правого регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрен статьей 39.15 ЗК РФ. Истцом данный порядок был соблюден, необходимый пакет документов в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с учетом необходимости формирования земельного участка истцом был предоставлен.
В соответствии с п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов установлен ст.39.14 ЗК РФ и включает в себя следующие действия:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного ст.39.15 ЗК РФ, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Порядок предоставления участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Истцом работы по образованию земельного участка, разработки схемы земельного участка, после получения решения о предварительном согласовании проведение кадастровых работ и государственный кадастровый учет были обеспечены и проведены, после чего было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду, т.е. установленный порядок соблюден.
Согласно п.16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.16 ЗК РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в арену без проведения торгов указаны в ст. 39.16 ЗК РФ.
В обоснование отказа истцу в предоставлении земельного участка ответчик Комитет указал иное, не предусмотренное ст.39.16 ЗК РФ основание, отмену решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду невозможности утверждения схемы земельного участка.
Перечень случаев, по которым может быть отказано в предоставлении земельного участка установлен ст.39.16 ЗК РФ и является закрытым.
В ситуации, произошедшей с истцом, ответчик применил не предусмотренное ЗК РФ действие – «отмена ненормативно-правовых актов в порядке самоконтроля».
Таким образом, ответчик нарушил норма земельного законодательства РФ (гл.V.1 ЗК РФ), а также право истца на первоочередное право на приобретение садового или огородного земельного участка, предусмотренного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отмене распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗК» является незаконным.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.67 ч.1 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судом признано незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 03.11.2022г. №-р «Об отмене распоряжения Комитета от 14.09.2022г. №-РЗК» и установлено отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принимая во внимание положения п.16 ст.39.15 ЗК РФ, отсутствие оснований для отказа, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, суд полагает, что решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе ФИО2 в предоставлении в аренду для ведения садоводства земельного участка, является незаконным.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» истец имеет право на предоставление спорного участка в аренду без проведения торгов.
Руководствуясь ст.ст.12,56,57,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 03.11.2022░. №-░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 14.09.2022░. №-░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23.12.2022░. №-░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 78:38:002242701:222, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░1, ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 (░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░) ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ 20 ░░░, ░░░2, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2024░.
░░░░░