ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19357/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 сентября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Благодатских Г.В.,
судей Ельмеевой О.А., Шабаловой О.Ф.,
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № 38RS0018-01-2023-000603-87 по иску прокурора Ольхонского района в защиту интересов Имеевой Тамары Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Имеевой Тамары Николаевны на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 06 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ельмеевой О.А.,
установила:
Прокурор Ольхонского района обратился в суд с иском в суд в защиту интересов Имеевой Т.Н. к ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных в защиту интересов Имеевой Т.Н. требований прокурор Ольхонского района указал, что при рассмотрении обращения Имеевой Т.Н., проживающей по адресу: <адрес>, о неправомерном не произведении ей перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по причине временного отсутствия потребителя по месту проживания в период с 06 ноября 2022 г. по 06 мая 2023 г., установлено, что согласно ответу ООО «РТ-НЭО Иркутск» на обращение Имеевой Т.Н. от 10 мая 2023 г. ей предложено предоставить справку о составе семьи, подтверждающую факт постоянной регистрации в жилом помещении (такая справка была представлена потребителем одновременно с заявлением), документы, подтверждающие временное отсутствие (одновременно с заявлением представлен акт сверки Иркутскэнерго), заявление с указанием лица, в отношении которого необходимо произвести перерасчет и период отсутствия (эти сведения заявителем отражены в самом заявлении). Направление справки о составе семьи и акта сверки подтверждается скриншотами электронной почты.
В ответе на обращение от 31 мая 2023 г. региональным оператором у Имеевой Т.Н. вновь запрошена справка о составе семьи с места жительства, подтверждающая факт регистрации в жилом помещении (была представлена с заявлением, также представлен паспорт с пропиской, направление указанных документов подтверждается скриншотом электронной почты), справка о временном пребывании по месту жительства с указанием периода проживания, заявление на перерасчет (просьба о перерасчете изложена в заявлении от 31 мая 2023 г.).
По информации ООО «РТ-НЭО Иркутск», поступившей в прокуратуру района, Имеевой Т.Н. не представлен требуемый пакет документов, позволяющий достоверно установить период её отсутствия по месту постоянного жительства, в частности не представлена справка о регистрации по месту пребывания в республике Бурятия в период с ноября 2022 года, в связи с чем основания для произведения перерасчёта отсутствуют.
Между тем, Имеевой Т.Н. в подтверждение факта отсутствия по месту жительства региональному оператору 31 мая 2023 г. представлен акт сверки задолженности по лицевому счету № с ООО «Иркутскэнергосбыт» за период с 01 ноября 2022 г. по 30 апреля 2023 г., в разделе 3 которого «Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета» на 23 ноября 2022 г., 24 ноября 2022 г., 22 декабря 2022, 23 декабря 2022 г., 24 января 2023 г., 21 февраля 2023 г., 23 марта 2023 г., 24 апреля 2023 г. указаны одни и те же показания - 75463, что свидетельствует об отсутствии потребления абонентом электроэнергии в указанные периоды и, соответственно, отсутствии лица в жилом помещении. Вместе с тем ООО «РТ-НЭО Иркутск» оценка представленному документу не дана, мотивы непринятия данного документа в качестве основания для произведения перерасчета не приведены.
Региональный оператор не воспользовался предоставленным правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направил официальные запросы в выдавшие их органы и организации.
В связи с незаконным отказом ООО «РТ-НЭО Иркутск» в перерасчёте платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами прокуратурой района в адрес регионального оператора 12 сентября 2023 г. внесено представление с требованием о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона путем перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по причине временного отсутствия Имеевой Т.Н. по месту проживания в период с 06 ноября 2022 г. по 06 мая 2023 г.
Согласно ответу на представление от 13 октября 2023 г., региональным оператором Имеевой Т.Н. произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2023 г. по 30 апреля 2023 г. В удовлетворении требований о перерасчёте за период с 06 ноября 2022 г. по 28 февраля 2023 г. отказано в связи с тем, что формула перерасчета в случаях, когда размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из обшей площади жилого помещения, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 № 2076 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» только с 01 марта 2023г.
На основании изложенного прокурор Ольхонского района просил суд обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», начисленной по адресу: Иркутская <адрес>, за периоды временного отсутствия в квартире с 06 ноября 2022 г. по 28 февраля 2023 г. Взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 января 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора Ольхонского района, заявленных в защиту интересов Имеевой Т.Н., отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 06 мая 2024 г. решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 января 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Имеева Т.Н. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что в период с 06 ноября 2022 г. по 06 мая 2023 г. временно отсутствовала по месту проживания по адресу: <адрес> Обратилась к региональному оператору для перерасчета оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период. В ответ на запрос регионального оператора о предоставлении доказательств отсутствия по месту жительства в указанный период, представила акт сверки задолженности по лицевому счету № № с ООО «Иркутскэнергосбыт» за период с 01 ноября 2022 г. по 30 апреля 2023 г., где в спорный период показания не менялись, что свидетельствует об отсутствии потребления электроэнергии в указанные периоды и, соответственно, отсутствии истца в жилом помещении.
Считает, что в соответствии с п.п. «к» п.93 Правил №354 потребитель может предоставить иные документы, подтверждающие факт и продолжительность отсутствия в жилом помещении, то есть перечень документов не является исчерпывающим.
Прокурором Прокуратуры Иркутской области Нарижняк О.Н. представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. полагал кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено, что Имеева Т.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 66,8 кв.м.
10 мая 2023 г. она обратилась в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с заявлением о перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по данному адресу, по которому открыт лицевой счет № №, за период с декабря 2022 года по апрель 2023 года включительно, указав, что в данном жилом помещении в данный период никто не проживал, она находилась за пределами региона у своей дочери, к заявлению приложила копию акта сверки с ООО «Иркутскэнергосбыт».
Для того, чтобы произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, ООО «РТ-НЭО Иркутск» письмом № № от 24 мая 2023 г. предложило Имеевой Т.Н. представить справку о составе семьи, подтверждающую факт постоянной регистрации в принадлежащем ей жилом помещении, документы, подтверждающие временное отсутствие в соответствии с п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, заявление, с указанием в отношении кого необходимо произвести перерасчет и период отсутствия на имя Имеевой Т.Н.
31 мая 2023 г. Имеева Т.Н. повторно обратилась в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с заявлением о перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами указав, что в квартире никто не проживал, она находилась за пределами региона у своей дочери, проездных билетов нет, так как ездила на личном автотранспорте. К заявлению приложила справку о составе семьи, акт сверки с ООО «Иркутскэнергосбыт», копии медицинских справок от 13 декабря 2023 г., от 16 декабря 2023 г. и от 20 февраля 2023 г., заявление о перерасчете от 10 мая 2023 г.
Письмом № № от 22 июня 2023 г. ООО «РТ-НЭО Иркутск» вновь предложило Имеевой Т.Н. представить для перерасчета справку о составе семьи с места жительства, подтверждающую факт регистрации в жилом помещении, справку о временном пребывании по месту жительства с указанием периода проживания; заявление на перерасчет.
И.о. прокурора Ольхонского района в интересах Имеевой Т.Н. в адрес генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск» внесено представление № № от 12 сентября 2023 г. об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений закона путем перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по причине временного отсутствия Имеевой Т.Н. по месту проживания в период с 06 ноября 2022 г. по 06 мая 2023 г.
Как следует из ответа на представление прокурора генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск» № № от 13 октября 2023 г., во исполнение требований прокурора Имеевой Т.Н. произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2023 г. по 30 апреля 2023 г., оснований для такого перерасчета с ноября 2022 года не установлено, указано на непредставление Имеевой Т.Н. в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» доказательств регистрации временного пребывания за пределами Иркутской области - в Республике Бурятия.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что основания для обязания ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести Имеевой Т.Н. перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с 01 марта 2023 г. по 30 апреля 2023 г., отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Доводы кассационной жалобы о необходимости проведения перерасчета, являются несостоятельными.
В заявлении на перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии жильцов, истец просила сделать перерасчет с декабря 2022 года по апрель 2023 года включительно, указав, что в данном жилом помещении в данный период никто не проживал, она находилась за пределами региона у своей дочери.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регулируется разделом XV(1) Правил № 354.
Согласно п. 148(1) Правил № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил № 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из п. 148(2) Правил № 354 следует, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
В силу п. 148(28) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Законом об отходах производства и потребления.
В соответствии с Правилами № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил № 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.
Пунктом 148(36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта «д» пункта 148(24) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены указанными Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Порядок перерасчета платы при отсутствии временно или постоянно зарегистрированных граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городских округов Иркутской области при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения, не был предусмотрен Правилами № 354.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 2076 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила № 354, а именно в части устранения правового пробела по проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в жилых помещениях, а также потребителям в занимаемых комнатах в коммунальной квартире, в случае если в субъекте Российской Федерации принят способ оплаты заданную коммунальную услугу исходя из общей площади жилого помещения, которые вступили в силу с 1 марта 2023 г.
В Правила № 354 добавлен п. 86(1), согласно которому установлено право жителей многоквартирных домов на перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов и указано, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется согласно приложению № 4.
С учетом данных изменений с 1 марта 2023 г. при предоставлении письменного заявления от потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя, и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении (авиа и ж/д билеты, туристические путевки, командировочных листов, справки от СНТ, подтверждающие нахождение потребителя на территории СНТ, больничные справки или иные документы, подтверждающие отсутствие потребителя в помещении, в котором должен проводится перерасчет) должен проводится перерасчет таким потребителям в жилых помещениях.
Вместе с тем, суды пришли к обоснованному выводу, что на правоотношения, возникшие до введения его в действие, оно не распространяется.
Выводы судов подробно мотивированы в решении и апелляционном определении, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального или процессуального права, основаны на неверном толковании норм права, а потому подлежат отклонению.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов.
При этом, выводы судов по доводам жалобы судебной коллегией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признаны обоснованными и правильными.
Вновь приводя данные доводы, кассатор фактически выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений. Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, принятые по делу судебные постановления являются законными, основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 06 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Имеевой Тамары Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 03 октября 2024 г.