Дело № 2а-742/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством
судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Шурдумове А.Х.,
с участием
представителя административного истца Дзыбова Р.А.,
представителя административного ответчика Здорик М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края административное дело № 2а-742/2018 по административному исковому заявлению Мельницкого Д. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении <адрес> г. Пятигорска, после произведенной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
В административном исковом заявлении Мельницкий Д.М. и в судебном заседании его представитель Дзыбов Р.А. суду сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений административного ответчика о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а далее и решение об отказе в регистрации.
В 2016 году Мельницкий Д.М. обратился в администрацию г. Пятигорска по вопросу реконструкции своей квартиры № <адрес>, в г. Пятигорске. Представив все необходимые документы: проекты, заключения и согласования, на основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ему было дано разрешение на реконструкцию указанной квартиры № №.
После проведения реконструкции, собрав всю необходимую документацию и акты ввода соответствующих служб, получив заключение проектного института на соответствие выполненных работ действующим требованиям СНиП, истец обратился в администрацию и, на сновании постановления администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ ему было дано разрешение на ввод в эксплуатацию его квартиры после завершенной реконструкции. Кадастровый инженер изготовил технический план здания, который был сдан в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте капитального строительства, однако было получено уведомление о приостановлении регистрации.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, ст. 27 – основания для отказа в проведении кадастрового учета. Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее - Закон № 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен ст. 26.1, вступающей в силу с 01 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.
Получив уведомление о приостановлении регистрации кадастрового учета, обжаловав его в апелляционной комиссии, ДД.ММ.ГГГГ истец получил решение заседания апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета.
С 01 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 указанного Закона предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат ему. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности». Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Статья 41 этого же закона определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
Как считает административный истец, административный ответчик создает ему препятствия в реализации права собственности и не дает возможности распоряжаться своим имуществом по его назначению.
Согласно ныне принятого законодательства осуществление кадастрового учета изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания в целом, без внесения изменений в сведения о здании недопустимо.
Когда он – истец обращался в администрацию за получением разрешения на реконструкцию своей квартиры и получил это разрешение и разрешение на ввод квартиры в эксплуатацию, таких требований в законодательстве не было, да и получить разрешение на реконструкцию всего многоквартирного дома практически невозможно, то есть, как считает истец, нет правового решения данного вопроса. Данный факт он считает недоработкой в законодательстве, по многочисленным обращениям этот вопрос сейчас разбирается на уровне правительства РФ.
По изложенным основаниям Мельницкий Д.М. в административном исковом заявлении и его представитель Дзыбов Р.А. в судебном заседании просили суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости на здание с кадастровым №, с общей площадью 295,3 кв.м., с учетом реконструкции квартиры № №, сохранив ее с учетом реконструкции с кадастровым №, общей площадью 93,8 кв.м., по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Здорик М.В. возражала в отношении административного иска Мельницкого Д.М., и в обоснование своих возражений суду сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ, через Многофункциональный центр г. Пятигорска в Межмуниципальный отдел по г. Пятигорску и г. Лермонтову Управления Росреестра по Ставропольскому краю поступило заявление административного истца № об осуществлении государственного кадастрового учета в части учета изменений сведений Единого государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении основной характеристики объекта недвижимости (площади) здания (многоквартирного жилого дома), кадастровый №, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес>.
При проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов в порядке п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона о регистрации), были выявлены основания для приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету, в частности отсутствие разрешение на ввод объекта (многоквартирного жилого дома) в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, при этом, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Представленное Мельницким Д.М. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № Ru №2016 от ДД.ММ.ГГГГ представлено в отношении реконструированной квартиры (помещения).
ДД.ММ.ГГГГ по указанным основаниям, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, о чем Мельницкому Д.М. было направлено соответствующее уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом разъяснено, что приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных законом, может быть обжаловано в административном порядке (ч. 9 ст. 26 Закона) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте российской федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Обжалование указанного приостановления в судебном порядке возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»); приостановление осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) либо государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (ограничения прав) в отношении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ Мельницким Д.М. было подано заявление № об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета № ДД.ММ.ГГГГ в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Мельницкого Д.М. отклонено.
В связи с истечением срока приостановления указанного в направленном заявителю уведомлении, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в части учета изменений сведений ЕГРН в отношении основной характеристики объекта недвижимости (площади) здания (многоквартирного жилого дома), кадастровый №, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. <адрес>, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика считает вынесенный отказ в государственном кадастровом учете законным и обоснованным.
Из содержания административного искового заявления следует, что административный истец на основании разрешения на реконструкцию (постановление № администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) произвел реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения кадастровый №, общей площадью 44,7 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес>, в результате которой была увеличена площадь указанного помещения до 93,8 кв.м. и, соответственно, изменены параметры многоквартирного жилого дома (увеличена общая площадь), в котором расположена реконструированная квартира. По окончании реконструкции административный истец, имея намерение внести изменения в ЕГРН в отношении площади принадлежащей ему квартиры кадастровый №, подал заявление на государственный кадастровый учет изменений в отношении площади здания кадастровый №, предоставив разрешение на ввод в эксплуатацию № RU №2016 от ДД.ММ.ГГГГ реконструированной квартиры (помещения). При этом, согласно ст. 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Ранее Мельницкий Д.М. в лице представителя уже обращался в орган регистрации (кадастрового учета) с аналогичным заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ на внесение изменений в сведения об объекте (здании) кадастровый №, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес> в результате рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении, затем ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта.
Согласно ч. 6 ст. 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Таким образом, для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении площади помещения кадастровый №, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес>, в результате реконструкции которого изменена основная характеристика – площадь здания кадастровый №, в котором расположена указанная квартира, необходимо представить в орган регистрации (кадастрового учета) заявление об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик реконструированного помещения и реконструированного здания (многоквартирного жилого дома), так как в отношении здания ранее был осуществлен государственный кадастровый учет (дата постановки здания на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), с приложением необходимых документов.
В связи с тем, что в административном исковом заявлении не оспаривается решение органа регистрации (кадастрового учета) о приостановлении либо отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, административный ответчик полагает, что привлечение Управления Росреестра по Ставропольскому краю в качестве административного ответчика по административному иску является неверным толкованием норм материального и процессуального права.
По изложенным основаниям представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просил суд в удовлетворении административного иска Мельницкого Д.М. отказать в полном объеме.
Административный истец Мельницкий Д.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились и не сообщили суду о наличии уважительных причин неявки.
Вместе с тем его явка не является обязательной и не признана судом таковой, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, проверив законность оспариваемого действия административного ответчика, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Как следует и представленных суду доказательств, содержащихся в материалах дела, Мельницкий Д.М., являясь собственником <адрес> в г. Пятигорске, обратился в орган местного самоуправления с вопросом о реконструкции принадлежащей ему указанной квартиры и на основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ему выдано такое разрешение №.
После проведения реконструкции квартиры он также обратился в администрацию г. Пятигорска с вопросом о вводе ее в эксплуатацию и на сновании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ему было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, через Многофункциональный центр г. Пятигорска Мельницкий Д.М. обратился в Межмуниципальный отдел по г. Пятигорску и г. Лермонтову Управления Росреестра по Ставропольскому краю № об осуществлении государственного кадастрового учета в части учета изменений сведений ЕГРН в отношении основных характеристик объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>
При проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов в порядке п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», были выявлены основания для приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету, в частности отсутствие разрешение на ввод именно многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ по указанным основаниям, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, о чем Мельницкому Д.М. было направлено соответствующее уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, с разъяснением, что приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных законом, может быть обжаловано в административном порядке (ч. 9 ст. 26) в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте российской федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении.
ДД.ММ.ГГГГ Мельницким Д.М. подано заявление № об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Ставропольскому краю, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Мельницкого Д.М. отклонено.
В связи с истечением срока приостановления указанного в направленном заявителю уведомлении, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в части учета изменений сведений ЕГРН в отношении основной характеристики объекта недвижимости (площади) здания (многоквартирного жилого дома), кадастровый номер №, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес>, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о приостановлении, а затем и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, принятое административным ответчиком, суд считает законным и обоснованным, поскольку в результате реконструкции квартиры № 2 по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес>, принадлежащей административному истцу, увеличилась ее площадь с 44,7 кв.м. до 93,8 кв.м. за счет возведения мансардного этажа указанного дома, в котором находится эта квартира, в результате чего увеличилась и общая площадь всего дома, разрешение на ввод в эксплуатацию которого (как и разрешение на реконструкцию) не выдавалось (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), то есть площадь квартиры Мельницкого Д.М. увеличена за счет площади всего многоквартирного дома – общего имущества (п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Таким образом, для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении площади помещения кадастровый №, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <адрес> в результате реконструкции которого изменена основная характеристика – площадь всего здания кадастровый №, в котором расположена указанная квартира, Мельницкому Д.М. необходимо было представить в орган регистрации (кадастрового учета) заявление об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик реконструированного помещения и реконструированного здания – многоквартирного жилого дома по указанному адресу, так как в отношении этого здания ранее был осуществлен государственный кадастровый учет (дата постановки здания на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), с приложением необходимых документов, в том числе и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию всего здания.
Приведенные обстоятельства, установленные судом при рассмотрении данного дела, свидетельствуют о том, что фактически оспариваемые административным истцом решения административного ответчика о приостановлении, а затем и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении принадлежащей административному истцу квартиры, приняты в соответствии с законом и компетенцией административного ответчика, в связи с чем административный иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мельницкого Д. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении квартиры № <адрес> г. Пятигорска, после произведенной ее регистрации, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман