Дело №2а-1057/2021
64RS0048-01-2021-002336-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2021 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Рослова О.В., рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова (далее по тексту – административный истец, ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее по тексту – административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 принадлежит на праве собственности транспортное средство: UAZ Patriot, государственный регистрационный знак: №, VIN: D3053349, 2013 года выпуска, дата регистрации права с 31.12.2013 по настоящее время. ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова ФИО1 начислен транспортный налог на зарегистрированное за ним транспортное средство. Расчет транспортного налога был произведен на основании сведений, представленных МРЭО ГИБДД г.Саратова. Кроме того, согласно данным ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова ФИО3 принадлежат: земельный участок, расположенный по адрес: <адрес>, кадастровый номер 64:48:000000:324, площадью 316, дата регистрации права 11.09.2013 г. по настоящее время, земельный участок, расположенный по адрес: <адрес> кадастровый номер 64:48:010118:910, площадью 625, дата регистрации права 29.05.2018 г. по настоящее время. Расчет налога налоговым органом производится на основании сведений, представленных Федеральной службой государственного регистрации, кадастра и картографии. Инспекцией в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления № 178848 от 31.03.2015 года, № 64253453 от 29.09.2016 года, № 8018812 от 23.08.2017 года, №16845154 от 14.07.2018 года об уплате транспортного налога, земельного налога за 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г. 2018 г., однако обязанность по уплате налога по указанным уведомлениям налогоплательщиком не исполнена в установленные законом сроки, в связи с чем налоговым органом были направлены требования о взыскании обязательных платежей в порядке приказного производства в соответствии с г. 11.1 КАС РФ. Ввиду того, что налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налогов по срокам уплаты, указанным в налоговых уведомлениях, начислены пени по транспортному налогу в размере 922 руб. 10 коп, пени по земельному налогу в размере 254 руб. 92 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 277 руб. 67 коп. В адрес ФИО1 направлены требования № 3790 по состоянию на 09.12.2016 г., № 76 по состоянию на 23.01.2018 г., № 3228 по состоянию на 09.02.2018 г., № 4092 по состоянию на 17.07.2018 г., № 3003 по состоянию на 04.09.2019 г., № 8289 по состоянию на 12.02.2020 г. До настоящего времени задолженность по пени по транспортному налогу, начисленных за период с 25.12.2015 г. по 11.02.2020 г. в сумме 922 руб. 10 коп., также задолженность пени по земельному налогу, начисленных за период с 04.07.2017 г. по 03.03.2019 г. в сумме 254 руб. 92 коп., также задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц, начисленных за период с 25.12.2018 г. по 11.02.2020 г. в сумме 2 277 руб. 67 коп. Так как данное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, то административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №2 Фрунзенского района г. Саратова определением от 05.10.2020 года было отказано в выдаче судебного приказа в соответствии с ч.3 ст. 123.4 КАС РФ. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд в соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС РФ приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Частью 1 ст. 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО).
Статьей 2 Закона № 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога в силу положений ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит транспортное средство: UAZ Patriot, государственный регистрационный знак: №, VIN: D3053349, 2013 года выпуска, дата регистрации права с 31.12.2013 по настоящее время. За принадлежащее ФИО1 транспортное средство начислен транспортный налог.
Также ФИО1 на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адрес: <адрес>, кадастровый номер 64:48:000000:324, площадью 316, дата регистрации права 11.09.2013 г. по настоящее время, земельный участок, расположенный по адрес: <адрес>, кадастровый номер 64:48:010118:910, площадью 625, дата регистрации права 29.05.2018 г. по настоящее время.
В соответствии с п.п.3, 4 п.1 ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление налогов ФИО1 начислены пени на задолженность по транспортному налогу, начисленных за период с 25.12.2015 г. по 11.02.2020 г. в сумме 922 руб. 10 коп., на задолженность по земельному налогу, начисленных за период с 04.07.2017 г. по 03.03.2019 г. в сумме 254 руб. 92 коп., задолженность по налогу на доходы физических лиц, начисленных за период с 25.12.2018 г. по 11.02.2020 г. в сумме 2 277 руб. 67 коп.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес ФИО1 административным истцом были направлены налоговые уведомления № 178848 от 31.03.2015 года, № 64253453 от 29.09.2016 года, № 8018812 от 23.08.2017 года, №16845154 от 14.07.2018 года об уплате транспортного налога, земельного налога на имущество, налога на доходы физических лиц, что подтверждается реестрами отправки заказной корреспонденции.
Однако транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц административным ответчиком уплачены не были.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и соборах является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в спорный период). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого плательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В связи с неуплатой ФИО1 пени в установленный срок, в адрес административного ответчика направлено требование № 3790 по состоянию на 09.12.2016 г., № 76 по состоянию на 23.01.2018 г., № 3228 по состоянию на 09.02.2018 г., № 4092 по состоянию на 17.07.2018 г., № 3003 по состоянию на 04.09.2019 г., № 8289 по состоянию на 12.02.2020 г., однако до настоящего времени обязанность по уплате пени по налогам административным ответчиком не исполнена.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Установлено, что ФИО1 должен был уплатить задолженность по пени по транспортному налогу, начисленных за период с 25.12.2015 г. по 11.02.2020 г. в сумме 922 руб. 10 коп., пени на задолженность по земельному налогу, начисленных за период с 04.07.2017 г. по 03.03.2019 г. в сумме 254 руб. 92 коп., пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц, начисленных за период с 25.12.2018 г. по 11.02.2020 г. в сумме 2 277 руб. 67 коп., соответственно в срок до 07.03.2018 г., 04.04.2018 г., 28.08.2018 г., 01.04.2019 г., 07.04.2020 года.
С учетом приведенных правовых норм, сроки обращения в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности (пени) истекли.
До предъявления в суд настоящего административного искового заявления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова обращалась к мировому судье судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова за выдачей судебного приказа о взыскании пени по налогам за спорные периоды.
Вступившим в законную силу определением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 05 октября 2021 года инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании пени по налогам и сборам с ФИО1
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года
№ 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусматривает, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Вместе с тем с заявлением о вынесении судебного приказа, в принятии которого мировым судьей отказано, налоговый орган обратился по окончании установленного законом шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения самого позднего налогового требования об уплате пени, а настоящее административное исковое заявление направлено во Фрунзенский районный суд г. Саратова только 26 мая 2021 года.
Данные обстоятельства свидетельствуют о пропуске ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова срока обращения в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 пени, что исключает возможность их удовлетворения судом.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока, налоговый орган относимых и допустимых доказательств пропуска срока на обращение в суд по уважительной причине не представил.
Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова пропущенного срока.
Конституционный Суд РФ в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
При таких обстоятельствах и учитывая положения ч. 8 ст. 219 КАС РФ, согласно которой, пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления и удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности его пропуска.
Руководствуясь ст. ст. 150, 194 – 199, 293 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении ходатайства инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций – отказать.
В удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.В. Рослова