УИД № 58RS0029-01-2024-000356-52

Дело № 2-209/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Пачелма 18 декабря 2024 года

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Горячева А.А.,

с участием истца заместителя прокурора Пачелмского района Пензенской области Пашкова А.С.,

ответчика Ланщикова Я.В.,

представителя ответчика администрации Пачелмского района Пензенской области Медведевой Е.Н., действующей на основании доверенности № 6 от 01 апреля 2024 года,

при секретаре Рудяк Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Пачелмского района Пензенской области, действующего в интересах муниципального образования «Пачелмский район Пензенской области» в лице Собрания представителей Пачелмского района Пензенской области к администрации Пачелмского района Пензенской области, Ланщикову Ярославу Васильевичу о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Пачелмского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что при проведении проверки соблюдения администрацией Пачелмского района земельного законодательства установлено, что между Администрацией муниципального образования Пачелмский район Пензенской области (арендодатель) и Ланщиковым Я.В. (арендатор) 10 мая 2023 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 62 853 кв. метров (6.3 га), категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сенокошение, сроком с 10 мая 2023 года по 09 мая 2026 года. Факт исполнения вышеуказанного договора подтверждается актом приема – передачи земельного участка от 10 мая 2023 года.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Подпунктом 19 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 этого Кодекса.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П\0412 виды разрешенного использования – сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20) являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.

Поскольку Ланщикову Я.В. земельный участок предоставлен, как физическому лицу, в соответствии с нормами законодательства размер земельного участка, представленного гражданину, не мог превышать 0,5 га.

Следовательно, предоставление земельного участка с кадастровым номером , площадью 62 853 кв. метров (6.3 га), в аренду без проведения торгов, является незаконным, поскольку Ланщиков Я.В., имея личное подсобное хозяйство, не являясь главой КФХ, не вправе претендовать на вышеуказанные земельные участки ввиду максимально установленного законом размера - 0,5 га.

Таким образом, предоставленный Ланщикову Я.В. земельный участок многократно превышают потребность для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, поскольку создаются условия для вовлечения в оборот земель
в значительно больших объемах в обход установленной законом публичной процедуры.

На основании изложенного просит признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером от 10 мая 2023 года № 40, заключенный между администрацией муниципального района Пачелмский район Пензенской области и Ланщиковым Я.В. и применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Ланщикова Я.В. возвратить, а администрацию муниципального района Пачелмский район Пензенской области принять земельный участок с кадастровым номером в собственность муниципального образования «Пачелмский район Пензенской области».

В судебном заседании истец заместитель прокурора Пачелмского района Пензенской области Пашков А.С. заявленные исковые требования поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Ответчик Ланщиков Я.В. в судебном заседании просил суд сохранить за ним право аренды земельного участка, полагая, что договор аренды данного земельного участка заключен с ним правомерно.

Представитель ответчика администрации Пачелмского района Пензенской области Медведева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление главы Пачелмского района.

В письменном отзыве на исковое заявление глава Пачелмского района Пензенской области Пушкарев А.И. указал, что Истцом ошибочно делается ссылка на правоотношения, регулируемые Федеральным законом от 07 июля 2003 года № 112-Ф3 «О личном подсобном хозяйстве», устанавливающего максимальный размер площади. земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере 0,5 га.

Ланщиков Я.В. обратился с заявлением как физическое лицо, в результате чего ему был предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования - «для сенокошения», предельные минимальные и максимальные размеры которого в соответствие с действующим законодательством не нормируется, что также соответствуют диспозиции пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно выше указанному классификатору, земельный участок с видом разрешенного использования - «сенокошение» имеет числовое обозначение вида - 1.19, предназначен для кошения трав, сбора и заготовки сена (в соответствие с описанием вида), и отнесен к «землям сельскохозяйственного использования (1.0)». Земли сельскохозяйственного использования, согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка, предназначены для ведения сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Земельный участок с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» имеет числовое обозначение вида - 2.2, предназначен для размещения жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производства сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (в соответствие с описанием вида) и отнесен к землям «для жилой застройки (2.0)». Земли жилой застройки, согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка, предназначены для размещения жилых помещений различного вида и обеспечения проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых:

- с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха);

- для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы);

- как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах);

- как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1. и не содержит вид разрешенного использования «сенокошение».

Таким образом, законодатель разделил земельные участки по видам разрешенного использования с учетом их назначения и территориальных зон в соответствие с вышеуказанным классификатором. Земельные участки с видом разрешенного использования - «сенокошение (1.19)» входят в состав видов разрешенного использования на «землях сельскохозяйственного использования (1.0)».

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в, порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Передача земли в аренду Ланщикову Я.В. была произведена в порядке, установленном Земельным кодексом РФ - на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

Статьей 5 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве) предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Предоставленный в аренду Ланщикову Я.В. земельный участок не является земельным участком, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, а относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. И как видно из положений статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «сенокошение», в том числе, как на приусадебном земельном участке, так и на полевом земельном участке.

Из изложено можно сделать вывод, что норма о максимальном размере площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере 0,5 га применима к гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном именно для ведения личного подсобного хозяйства. Сам статус гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, не порождает каких либо дополнительных требований или ограничений для участия гражданина в правоотношениях связанных с оформлением им земельных участков иной категории, с иным видом разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, полагает, что основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.

Суд, изучив исковое заявление, возражения на него ответчика - администрации Пачелмского района Пензенской области, выслушав представителя истца, представителя ответчика Медведеву Е.Н., ответчика Ланщикова Я.В., исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что выявление претендентов на испрашиваемый земельный участок осуществляется посредством размещения извещения в установленном для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Указанная позиция согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года).

С учетом указанных норм, п. 13 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Как указано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве), личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъектом РФ, но не более, чем в пять раз.

Подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 05 мая 2023 года Ланщиков Я.В. обратился к главе администрации Пачелмского района Пензенской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 62 853 кв. метров в аренду сроком на 3 года, для сенокошения.

10 мая 2023 года администрацией Пачелмского района Пензенской области Ланщикову Я.В. предоставлен в аренду земельный участок площадью 62 853 кв. метров с кадастровым номером , из земель сельскохозяйственного назначения с местоположением: Пензенская область, Пачелмский район, Шейнский сельсовет, вид разрешенного использования сенокошение на срок 3 года с 10 мая 2023 года по 09 мая 2026 года, что подтверждается договором аренды земельного участка № 40 от 10 мая 2023 года с приложениями к нему.

Из договора о предоставлении земельного участка в аренду № 40 от 10 мая 2023 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 62 853 кв. метров был предоставлен администрацией Пачелмского района Пензенской области Ланщикову Я.В. из земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Поскольку вышеуказанный земельный участок был предоставлен ответчику как физическому лицу, то в соответствии с нормами действующего законодательства его размер не мог превышать 0,5 га.

Исходя из изложенного, следует, что предоставление в аренду земельного участка площадью свыше 0,5 га без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, недопустимо.

Общие правила недействительности сделок установлены параграфом 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (абзац 1 пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

С учетом того, что договор о предоставлении земельного участка в аренду №40 от 10 мая 2023 года, заключенный администрацией Пачелмского района Пензенской области с Ланщиковым Я.В. о предоставлении в аренду земельного участка для сенокошения без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, посягает на публичные интересы, поэтому является ничтожным.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости применении последствий недействительности ничтожной сделки с возложением на Ланщикова Я.В. обязанности возвратить, а на администрацию Пачелмского района Пензенской области принять спорный земельный участок с кадастровым номером площадью 62 853 кв. метров в собственность муниципального образования «Пачелмский район Пензенской области».

Таким образом, исковые требования заместителя прокурора Пачелмского района Пензенской области являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 103 ГГГК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Как предусмотрено абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета муниципального района.

Исходя из изложенного и поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчиков - администрации Пачелмского района Пензенской области и Ланщикова Я.В. в размере по 1500 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ :204 ░░ 10 ░░░ 2023 ░░░░ № 40, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 58:23:0021601:204 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 1500 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-209/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пачелмского района Пензенской области
Ответчики
Ланщиков Ярослав Васильевич
Администрация Пачелмского района Пензенской области
Суд
Пачелмский районный суд Пензенской области
Дело на сайте суда
pachelmsky.pnz.sudrf.ru
07.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2024Передача материалов судье
12.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2024Подготовка дела (собеседование)
02.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2024Судебное заседание
23.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее