Дело №12-4/2021
32RS0002-01-2021-000313-80
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2021 года п. Локоть,
Брасовский район,
Брянская область
Судья Брасовского районного суда Брянской области Булычева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № БР-ГР-ЗН-0142-029/20 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица. В обоснование указывает, что в связи с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О введении режима повышенной готовности на территории <адрес>» у него отсутствовала возможность проведения мероприятий по обработке земельного участка.
В судебное заседание ФИО1 и представитель Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям главный специалист-эксперт отдела правовой работы, извещенные надлежащим образом о дате судебного заседания, не явились. От представителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия с представлением возражения на жалобу ФИО1, в связи с чем, суд рассматривает дело без указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Данное правонарушение совершается в форме бездействия и является длящимся, считается оконченным в момент установления факта невыполнения возложенной законом обязанности.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
На основании статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, приказом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров.
Согласно данному приказу и заданию на проведение планового (рейдового) осмотра государственными инспекторами отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям ФИО4 и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ осуществлен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:01:0370102:27, общей площадью 12,3 га, адрес: расположен примерно в 630 метрах по направлению на север от н.<адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1.
В результате осмотра выявлены и зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения земельного законодательства.
На основании мотивированного представления должностного лица Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных фактах, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства, приказом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ №-к/н назначена и проведена выездная проверка в отношении ФИО1 в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения.
В результате данной проверки установлено зарастание земельного участка с кадастровым номером 32:01:0370102:27 однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью высотой до 1 метра, а также древесно-кустарниковой растительностью (ива, береза, сосна), высотой до 4,5 метров, диаметром ствола до 8,0 сантиметров, на площади 5,0 га, что составляет 40,7 % от всей площади указанного земельного участка. Следы возделывания сельскохозяйственных культур и обработки почвы отсутствуют. Характер растительности и отсутствие следов ведения сельского хозяйства свидетельствует о том, что собственник земельного участка не проводит мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к зарастанию земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью естественного происхождения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: актом планового (рейдового) осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №; актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки физического лица от ДД.ММ.ГГГГ № БР-ГР-ЗН-061; выпиской из ЕГРН на земельный участок; предписанием об устранении выявленных нарушений земельного законодательства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № БР-ЗН-1067-018/20; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № БР-ГР-ЗН-0142-029/20; другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили должностному лицу прийти к обоснованному выводу, что ФИО1 при использовании земельного участка не приняты все зависящие меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Выездная проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило невыполнение в отношении принадлежащего ему земельного участка установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Доводы жалобы о непроведении мероприятий по защите земельных участков от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, в связи с действием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима повышенной готовности на территории <адрес>», ввиду чего у привлекаемого лица отсутствовала возможность проведения мероприятий по обработке земельного участка, являются необоснованными по следующим основаниям.
Постановлением № 106-п на территории Брянской области с 17.03.2020 введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавируспой инфекции (2019-nCoV).
Однако в соответствии со статьями 12, 13, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от загрязнения микроорганизмами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
При этом, указанное постановление не носило запрета собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков на выполнение обязанностей, предусмотренных ст. 42, 12, 13 ЗК РФ.
Ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица, не является основанием к отмене актов, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого акта, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 8.7 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статей 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░1 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░2