Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю., представителя Думы Надеждинского муниципального района Приморского края Осиповой Н.А., представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Жигача Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края в защиту интересов Российской Федерации, Надеждинского муниципального района, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Надеждинского муниципального района, к Думе Надеждинского муниципального района, заинтересованные лица – Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю, глава Надеждинского муниципального района о признании не действующим в части Устава Надеждинского муниципального района, утверждённого решением Думы Надеждинского муниципального района от 16 октября 2015 года N 208 (в редакции от 27 ноября 2019 года № 109),
установил:
решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края Приморского края (далее – Дума, представительный орган муниципального образования) от 16 октября 2015 года № 208 принят Устав Надеждинского муниципального района (далее – Устав), который 20 ноября 2015 года зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № №) и 5 декабря 2015 года официально опубликован в газете «Трудовая слава» № 47(10457).
В настоящее время Устав действует в редакции решения Думы от 27 ноября 2019 года № 109 «О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района», которое 26 декабря 2019 года зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № <адрес>) и 25 января 2020 года официально опубликовано в газете «Трудовая слава» № 4(10673).
Согласно части 17 статьи 8 Устава к вопросам местного значения Надеждинского района отнесены: утверждение схем территориального планирования Надеждинского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Надеждинского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Надеждинского района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Надеждинского района для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 14 статьи 9 Устава к вопросам местного значения, не отнесённым к вопросам местного значения сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, подлежащих исполнению Надеждинским районом относятся: утверждение генеральных планов сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктом 6 части 2 статьи 28 Устава предусмотрено, что Дума Надеждинского района, кроме решения вопросов, относящихся к её исключительной компетенции, решает вопрос согласования по представлению главы администрации Надеждинского района кандидатур на должность заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения «Районная газета «Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, руководителя управления образования администрации Надеждинского района.
Решением Думы от 29 апреля 2016 года № 250 «О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района», зарегистрированным
9 июня 2016 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № №) и 25 июня 2016 года официально опубликованном в газете «Трудовая слава» № 24(10485) в пункте 6 части 2 статьи 28 Устава слова «редактора газеты «Трудовая слава» заменены словами «директора муниципального учреждения «Районная газета «Трудовая слава».
На основании части 5 статьи 30 Устава депутат Думы Надеждинского района, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления (пункт 1);
заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 2);
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Решением Думы от 29 апреля 2016 года № 250 «О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района», зарегистрированным 9 июня 2016 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № №) и 25 июня 2016 года официально опубликованном в газете «Трудовая слава» № 24(10485) в пункте 1 части 5 статьи 30 Устава после слов «зарегистрированного в установленном порядке» дополнены словами «, совета муниципальных образований Приморского края, иных объединений муниципальных образований».
Согласно пункту 40 части 1 статьи 42 Устава глава администрации Надеждинского района согласовывает с Думой Надеждинского района кандидатуры для назначения на должность заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения Районная газета «Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, управления образования администрации Надеждинского района.
Решением Думы от 29 апреля 2016 года № 250 «О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района», зарегистрированным 9 июня 2016 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № №) и 25 июня 2016 года официально опубликованном в газете «Трудовая слава» № 24(10485) в пункте 40 части 1 статьи 42 Устава слова «редактора газеты «Трудовая слава» заменены словами «директора муниципального учреждения Районная газета «Трудовая слава»».
Заместитель прокурора Приморского края обратился в Приморский краевой суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц – жителей Надеждинского муниципального района с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу
части 17 статьи 8 Устава, в той мере, в которой она не предусматривает отнесение к вопросам местного значения Надеждинского района выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения;
части 14 статьи 9 Устава в той мере, в которой она не предусматривает отнесение к вопросам местного значения, не отнесённым к вопросам местного значения сельских поселений, образованных в границах Надеждинского района, подлежащих исполнению Надеждинским районом, выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;
части 5 статьи 30 Устава, в той мере, в которой не предусмотрено исключения из ограничений, установленных для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, возможности участия в управлении выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале), также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
о возложении на Думу Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Устав Надеждинского муниципального района в указанной выше части;
о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункта 6 части 2 статьи 28 Устава, пункта 40 части 1 статьи 42 Устава.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Устав в оспариваемой части не учитывает изменения в законодательстве о местном самоуправлении, которые были внесены Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ от 2 августа 2019 года), Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ). Несмотря на то, что федеральные законы № 283-ФЗ от 2 августа 2019 года и 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ вступили в законную силу и применяются более шести месяцев, необходимых изменений в Устав представительным органом муниципального образования до настоящего времени не внесено.
Также административный истец указал, что представительный орган муниципального образования Дума не вправе относить к своим полномочиям принятие решения о согласовании кандидатуры на должности заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения «Районная газета» Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, руководителя управления образования администрации Надеждинского района, включение в Устав данных положений противоречит статьям 35, 37, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Прокурором Надеждинского района в связи с установленными несоответствиями Устава требованиям действующего законодательства в порядке статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в Думу 28 февраля 2020 года, 25 марта 2020 года, 26 июня 2020 года на Устав принесены протесты, которые на заседаниях Думы 28 апреля 2020 года и 30 июня 2020 года оставлены без удовлетворения.
В судебном заседании заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Кольцова М.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. По мнению прокурора, обязанность по приведению Устава в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства должна быть возложена судом на представительный орган муниципального образование в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Думы Осипова Н.А. в судебном заседании пояснила, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении заместителя прокурора Приморского края, заслуживают внимания в связи с чем, полагалась на усмотрение суда в вопросе принятия решения по заявленным административным исковым требованиям, представила отзыв на административное исковое заявление, указала, что вопрос внесения изменений в Устав в связи с вступлением в силу Федеральных законов от 2 августа 2019 года № 283-ФЗ, от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ неоднократно вносился в повестку дня очередных заседаний Думы, которые проводились 18 февраля 2020 года, 28 апреля 2020 года, 26 мая 2020 года, 30 июня 2020 года, вместе с тем при проведении голосования правовой акт о внесении изменений в Устав Надеждинского муниципального района не набрал большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы. Системное уклонению части депутатов от принятия мер по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством свидетельствует о создании препятствий к осуществлению Думой Надеждинского муниципального района полномочий, правовой основой которых является принятие муниципальных правовых актов, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации. Вместе с тем возражала против удовлетворения административного искового требования о возложении на Думу Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Устав Надеждинского муниципального района в указанной части, пояснив, что данный срок является недостаточным для внесения соотвествующих изменений в Устав.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Жигач Н.А. в судебном заседании полагал, что поскольку срок приведения Устава в соответствие с федеральными законами от 2 августа 2019 года № 283-ФЗ, от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ истёк 6 февраля 2020 года и 27 июня 2020 года соответственно, и настоящего времени Устав Надеждинского муниципального района не приведён в соответствие с указанными федеральными законами, а также не соответствуют федеральному законодательству полномочия Думы Надеждинского муниципального района в части согласования по представлению главы администрации Надежденского муниципального района кандидатур на должность заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения «Районная газета «Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, то Устав в оспариваемой части подлежит приведению в соответствие с федеральным законом, представил отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо глава Надеждинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащем образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица - главы Надеждинского муниципального района.
Выслушав объяснения заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю., представителя Думы Осиповой Н.А., представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Жигача Н.А, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ заместитель прокурора Приморского края вправе обратиться в Приморский краевой суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования полностью или в части.
Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривают, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подлежит государственной регистрации (части 5, 6 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав выносится на публичные слушания, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу части 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учётом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учёта предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Дума является представительным органом муниципального образования – Надеждинского муниципального района Приморского края (пункт 1 части 1 статьи 23 Устава).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Устава к исключительной компетенции Думы относится принятие Устава Надеждинского района и внесение в него изменений и дополнений.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Думы от 16 октября 2015 года № 208 принят Устав Надеждинского муниципального района, который 20 ноября 2015 года зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № №) и 5 декабря 2015 года официально опубликован в газете «Трудовая слава» № 47(10457).
В настоящее время Устав действует в редакции решения Думы от 27 ноября 2019 года № 109 «О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района», которое 26 декабря 2019 года зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. № <адрес>) и 25 января 2020 года официально опубликовано в газете «Трудовая слава» № 4(10673).
За принятие Устава (а также за принятие решения о внесении в него изменений) проголосовало более двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемый в части заместителем прокурора Приморского края нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом муниципального образования, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован и прошёл государственную регистрацию.
В то же время, содержание части 17 статьи 8, части 14 статьи 9, части 5 статьи 30 Устава в настоящее время не соответствует положениям действующей редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, положения части 17 статьи 8, части 14 статьи 9, части 5 статьи 30 Устава не приведены в соответствие положениям действующей редакции названного Федерального закона.
Содержание пункта 6 части 2 статьи 28, пункта 40 части 1 статьи 42 Устава противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3, в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-Ф3, определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.
В силу части 4 статьи 14 указанного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Между тем часть 17 статьи 8 Устава до настоящего времени не содержит положение, согласно которому к вопросам местного значения Надеждинского района относятся выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 283-Ф3 пункт 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дополнен словами «выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории».
Таким образом, в действующей редакции пункт 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории.
Между тем, аналогичные изменения не были внесены в часть 14 статьи 9 Устава.
Как указывалось выше, в соответствии с частью 5 статьи 30 Устава депутат Думы Надеждинского района, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления (пункт 1);
заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 2);
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Вместе с тем часть 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ определяет, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что часть 5 статьи 30 Устава противоречит в действующей редакции части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Начало действия Федеральных законов от 2 августа 2019 года № 283-ФЗ, от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ, на которые ссылается заместитель прокурора Приморского края, и которыми вносились изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ - 2 августа 2019 года и 27 декабря 2019 года соответственно.
Однако, в установленный частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ шестимесячный срок, часть 17 статьи 8, часть 14 статьи 9, часть 5 статьи 30, Устава не были приведены Думой в соответствие с требованиями федерального законодательства, в связи с чем, по мнению суда, они подлежат признанию не действующими в противоречащей данным федеральным законам части.
Пунктом 6 части 2 статьи 28 Устава установлено, что Дума Надеждинского муниципального района, кроме решения вопросов, относящихся к ее исключительной компетенции, решает вопрос согласования по представлению главы Надеждинского муниципального района кандидатуры на должность заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения «Районная газета «Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, руководителя управления образования администрации Надеждинского района.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 42 Устава глава администрации Надеждинского района согласовывает с Думой Надеждинского района кандидатуры для назначения на должность заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения Районная газета "Трудовая слава", руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, управления образования администрации Надеждинского района.
В то же время федеральное законодательство не предусматривает отнесение указанных полномочий к компетенции представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 стати 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).
Уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 44Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ).
В части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2013 № 131-Ф3 определён исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, к числу которых вопросы согласования назначений заместителей главы администрации, директора муниципального учреждения, руководителя финансового управления, руководителя управления образования администрации не отнесены.
Частью 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ предусмотрено положение, согласно которому иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Из буквального толкования приведённой нормы следует, что иными полномочиями представительные органы местного самоуправления могут быть наделены уставом только в том случае, если такие полномочия допускаются федеральными законами.
Вместе с тем на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в вопросах деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления или главы муниципального образования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 местной администрацией, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и имеющей в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
В свою очередь, представительный орган местного самоуправления вправе по представлению главы местной администрации лишь утвердить структуру местной администрации, тогда как иных полномочий по формированию местной администрации представительному органу местного самоуправления (включая полномочия по участию в назначении заместителей главы, руководителей финансового управления, управления образования местной администрации, посредством предварительного согласования кандидатов на эти должности) не предоставлено (часть 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).
Кроме этого, отнесение к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ (пункт 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) не означает, что федеральный законодатель одновременно предоставил этому органу право участвовать в назначении их руководителей посредством предварительного согласования названного вопроса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации в организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава администрация Надеждинского района управляет муниципальной собственностью Надеждинского района, включая управление муниципальными учреждениями, предприятиями, а также учреждениями, предприятиями, переданными в хозяйственное ведение и оперативное управление Надеждинского района в порядке, установленном решением Думы Надеждинского района.
Согласно части 3 статьи 69 Устава учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени Надеждинского района выступает администрация Надеждинского района. Администрация Надеждинского района, осуществляющая функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год.
В силу статьи 34 Устава глава Надеждинского муниципального района выступает от имени администрации района без доверенности, руководит работой администрации Надеждинского муниципального района.
Статьёй 42 Устава предусмотрено, что глава администрации Надеждинского муниципального района как руководитель администрации назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих и работников администрации Надеждинского района.
Таким образом, Дума не вправе относить к своим полномочиям принятие решений о согласовании кандидатуры на должности заместителей главы администрации Надеждинского района, директора муниципального учреждения «Районная газета «Трудовая слава», руководителя финансового управления администрации Надеждинского района, руководителя управления образования администрации Надеждинского района.
Таким образом, пункт 6 части 2 статьи 28, пункт 40 части 1 части 42 Устава не соответствуют нормам федерального законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, нарушают принципы единого правового регулирования на территории Российской Федерации вопросов формирования и разграничения полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50), учитывая, что оспариваемые правовые нормы применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 4 статьи 216 КАС РФ в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Поскольку Думой своевременно не была исполнена обязанность, предусмотренная частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, внести необходимые изменения в Устав в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанных выше изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, суд считает необходимым дополнительно возложить на представительный орган муниципального образования обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, вносящий изменения в часть 17 статьи 8, часть 14 статьи 9, пункт 6 части 2 статьи 28,часть 5 статьи 30 Устава.
То обстоятельство, что представительным органом муниципального образования ведутся работы по приведению Устава в соответствие с действующими положениями федерального законодательства, но пока безрезультатно, не может являться основанием для установления более длительного срока для принятия нормативного правового акта, вносящего Устав в указанной части.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, считает необходимым обязать административных ответчиков опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании Надеждинского муниципального района Приморского края (статья 63 Устава) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края в защиту интересов Российской Федерации, Надеждинского муниципального района, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Надеждинского муниципального района к Думе Надеждинского муниципального района, заинтересованные лица - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю, глава Надеждинского муниципального района о признании не действующим в части Устава Надеждинского муниципального района, утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района от 16 октября 2015 года № 208 (в редакции от 27 ноября 2019 года № 109) - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда часть 17 статьи 8, часть 14 статьи 9, часть 5 статьи 30, пункт 6 части 2 статьи 28, пункт 40 части 1 статьи 42 Устава Надеждинского муниципального района, утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района от 16 октября 2015 года № 208 (в редакции от 27 ноября 2019 года № 109).
Обязать Думу Надеждинского муниципального района Приморского края в связи с признанием недействующими части 17 статьи 8, части 14 статьи 9, части 5 статьи 30 Устава Надеждинского муниципального района принять новый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Устав Надеждинского муниципального района, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном средстве массовой информации Надеждинского муниципального района Приморского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Г.А. Поломошнова