Дело №2-3106/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярский край 03 декабря 2014 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лубенец Е.В.
при секретаре Дьяченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» о признании бездействия по созданию условий доступности для людей с ограниченными возможностями незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» (далее-ООО «Аэропорт «Норильск») с требованиями о признании бездействия по созданию условий доступности для людей с ограниченными возможностями незаконным и возложении обязанности, мотивируя тем, что Норильской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Аэропорт «Норильск» требований законодательства о создании условий доступности для людей с ограниченными возможностями, которой установлено, что установлено, что аэропорт «Норильск» не в полной мере соответствует установленным требованиям доступности. Так, на пешеходном переходе напротив главного входа в здание аэровокзала отсутствует бордюрный пандус, что не соответствует п.4.1.8 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605. Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, на пешеходном пути к входу в здание аэровокзала отсутствуют, что не соответствует требованиям п. 4.1.10 СНиП 35-01-2001. В нарушение п. 4.1.11, СНиП 35-01-2001, пандус, расположенный в тамбуре при входе в аэровокзал имеет гладкое покрытие, способствующее скольжению обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла- коляски при входе с улицы в зимний период. В нарушение п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001, ступени внешнего крыльца, ступени расположенные в тамбуре при входе в аэровокзал имеют гладкое покрытие, краевые ступени указанных лестничных маршей, не выделены цветом или фактурой, предупредительные тактильные полосы перед открытыми лестницами отсутствуют. В нарушение п.п. 4.1.14, 5.1.2 СНиП 35-01-2001 наружная лестница с правой стороны, вдоль стены не оборудована поручнем, лестница, расположенная в тамбуре аэровокзала при ширине марша более 4 м, вообще не оборудована поручнями, что не соответствует п. 2.5.11 СНиП 35-01-2001. Указанное затрудняет движение по указанным лестницам маломобильных групп населения, в том числе использующих вспомогательные средства передвижения. На привокзальной площади аэропорта не предусмотрено ни одного места для стоянки автомобиля инвалида на кресле-коляске размером 6x3,6 м с безопасной зоной сбоку и сзади машины, что не соответствует требования п. 4.2.4 СНиП 35-01-2001 (рисунок Д.6). В здании аэровокзала на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, перед поворотами коммуникационных путей, отсутствуют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность, что не соответствует требованиям п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001. Лестничные марши, расположенные в здании аэровокзала, не оборудованы тактильными напольными указателями, что не соответствует требованиям п. 5.2.12 СНиП 35-01-2001. Кабины, оборудованные для инвалидов, расположенные в уборных, не обозначены специальными рельефными знаками на расстоянии 1,35 м от пола, что не соответствует требованиям п. 5.3.6 СНиП 35-01-2001. В нарушение требований раздела 5.5 СНиП 35-01-2001 в аэропорту не в полной мере представлены аудиовизуальные информационные системы. Так, в здании аэровокзала отсутствуют тактильные панели, указывающие направление движение к стойкам регистрации пассажиров, в зону спецконтроля, зону ожидания для людей с ограниченными возможностями, санитарно-бытовые помещения и т.д. В нарушение п. 5.5.1 СНиП 35-01-2001, тактильными символами не оборудована зона посадки пассажиров, места, оборудованные для инвалидов в общих санузлах, лифты. В нарушение п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001, билетные кассы и справочная аэропорта не оборудованы звуковыми информаторами, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и дефектами слуха. В нарушение п. 5.5.8 СНиП 35-01-2001, информирующие обозначения помещений в аэропорту, в том числе не камера хранения багажа, здравпункт, туалетные комнаты, столовая и буфет, дежурная часть полиции, билетные кассы и справочная не продублированы рельефными знаками рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,3-1,4 м. В нарушение п. 7.4.11, 7.4.12, 7.4.13 СНиП 35-01-2001в зале ожидания аэровокзала не предусмотрена зона отдыха и ожидания для маломобильных групп населения. В нарушение требований п.7.4.16 СНиП 35-01-2001, в аэропорту отсутствует специальная стойка для регистрации высотой от уровня пола не более 0,85 м. Площадки для отдыха в посадочной галерее расположены на расстоянии более 9 метров друг от друга, отсутствует специальное подъемное устройство для осуществления посадки в самолет с уровня земли, что не соответствует требованиям п.7.4.20 СНиП 35-01-2001.Расположенные в зале ожидания аэровокзала таксофоны не оборудованы для людей с нарушениями зрения и слуха, отсутствуют таксофоны, оборудованные для инвалидов, использующих кресло-коляску, в соответствии с рисунком Д. 12 СНиП 35-01-2001.Кроме этого, справочное окно и билетные кассы не оборудованы дополнительными окнами для инвалидов, использующих кресло-коляску, в соответствии с рисунком Д. 12 СНиП 35-01-2001.
В связи с изложенным, истец просит признать бездействие по созданию условий доступности для людей с ограниченными возможностями незаконным и обязать ответчика устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании старший помощник Норильского транспортного прокурора Наливайко Д.А. исковые требования уменьшил в части выделения в зале ожидания аэровокзала зоны отдыха и ожидания для маломобильных групп населения, оборудования специальной стойки регистрации пассажиров с ограниченными возможностями высотой от уровня пола не более 0,85 м, обеспечения наличия специального подъемного устройства для осуществления посадки в самолет с уровня земли, в остальном поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Аэропорт «Норильск» Деденев Е.А., действующий на основании доверенности, не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления (л.д.43), представил заявление о рассмотрении дела без его участия и письменные возражения указав, что исковые требования считает частично незаконными и не подлежащими удовлетворению, поскольку, в соответствии с существующими климатическими условиями ООО «Аэропорт «Норильск» закладывает все строительные работы, выполняемые на улице (наружные работы) на июль – август, то указанные работы должны производиться при установлении постоянных плюсовых температур как в дневное, так и в ночное время. Для устранения ряда указанных нарушений, ответчику необходимо произвести наружные работы. В частности оборудовать пешеходный переход напротив главного входа в здание аэровокзала бордюрным пандусом, а также нанести разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске на привокзальной площади аэропорта, в связи с чем, считает целесообразным перенести срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.п. 7.4.11, 7.4.12, 7.4.13 СНиП 35-01-2001 в зале ожидания аэровокзала выделена зона отдыха и ожидания для маломобильных групп населения. Зона выделена на площадке перед входом в здравпункт, обозначена вывесками с информацией "Места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями" в количестве 3-х штук, оснащена креслами, тензобарьерами для ограждения в случае необходимости. Согласно п. 7.4.20 в посадочной галерее после замены напольного покрытия установлены посадочные места для отдыха в количестве 21 2-х кресельных блоков, расстояния между площадками с посадочными местами не превышает 9 метров. По нарушениям требований п.7.4.16 и рисунка Д.12 - направлены письма в региональные общественные организации инвалидов для получения мнения о необходимости размещения в аэровокзале специальной стойки регистрации высотой от уровня пола не более 0,85 м и дополнительных окон в справочном бюро и кассах для инвалидов, использующих кресло-коляску. В соответствии с полученным ответом Норильской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» отсутствие стойки регистрации высотой от уровня пола не более 0,85 м и дополнительных окон справочного бюро и билетной кассы, не сказывается отрицательно на условиях доступности для маломобильных групп населения. Кроме того, аналогичная позиция отражена в письме КГБУ СО ТЦИ На основании вышеуказанных мнений общественных объединений инвалидов, Управлением социальной политики Администрации города Норильска согласовано отсутствие возможности в настоящее время полностью приспособить действующие зоны обслуживания пассажиров аэропорта «Норильск» для нужд инвалидов до проведения следующей реконструкции здания аэровокзала. Как следует из вышеприведенных доводов, ООО «Аэропорт «Норильск» предпринимает все возможные меры для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, при пользовании воздушным транспортом. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований Норильского транспортного прокурора в части нарушений п.п. 7.4.11, 7.4.12, 7.4.13, 7.4.16 и 7.4.20, а также, в части оборудования дополнительными окнами справочного окна и билетных касс для инвалидов, использующих кресло-коляску, а также, просит перенести срок устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-45).
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Как установлено ст. 2 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными приказом Минрегиона России о 27.12.2011 № 605 (далее - СНиП 35-01-2001), установлены общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам, определены параметры их доступности для инвалидов, данные требования необходимо учитывать как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Судом установлено, что согласно Уставу ООО «Аэропорт «Норильск», для реализации своих целей Общество как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц осуществляет виды деятельности, в том числе, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов (п.2.3, 2.3.1) (л.д.24-39).
Указанные Норильским транспортным прокурором нарушения подтверждены материалами дела, справкой заместителя Норильского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к акту проверки соблюдения ООО «Аэропорт «Норильск» требований законодательства о допустимости для людей с ограниченными возможностями (л.д.7-9,10-17,18), указанные Норильским транспортным прокурором нарушения не отрицаются руководителем комплекса наземного обеспечения полетов ООО «Аэропорт «Норильск» К.Д. в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21).
В этой связи суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с учетом их уточнения о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений.
Определяя срок для устранения ответчиком нарушения законодательства о создании условий доступности для людей с ограниченными возможностями, суд принимает во внимание доводы ответчика, и полагает возможным установить данный срок в размере 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Исходя из удовлетворенной части иска, содержащей требования неимущественного характера, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Выводы суда подтверждаются кроме пояснений участвующих в деле лиц, вышеуказанными материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Норильского транспортного прокурора – удовлетворить частично.
Признать бездействие ООО «Аэропорт «Норильск» по созданию условий доступности для людей с ограниченными возможностями незаконным.
Обязать ООО «Аэропорт «Норильск» в семимесячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о создании условий доступности для людей с ограниченными возможностями, а именно:
- оборудовать пешеходный переход напротив главного входа в здание аэровокзала бордюрным пандусом;
- установить тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на пешеходном пути к входу в здание аэровокзала;
- оборудовать пандус в тамбуре при входе в аэровокзал покрытием, препятствующим скольжению обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при входе с улицы в зимний период;
- оборудовать ступени внешнего крыльца, ступени расположенные в тамбуре при входе в аэровокзал антискользящим покрытием, краевые ступени указанных лестничных маршей, выделить цветом или фактурой, установить предупредительные тактильные полосы перед открытыми лестницами;
- оборудовать разделительными поручнями наружную лестницу у центрального входа в здание аэровокзала с правой стороны, вдоль стены, а также лестницу, расположенную в тамбуре аэровокзала;
- на привокзальной площади аэропорта предусмотреть места для стоянки автомобиля инвалида на кресле-коляске размером 6><3,6 м с безопасной зоной сбоку и сзади машины (рисунок Д.6 СНиП 35-01-2001),
- в здании аэровокзала на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, перед поворотами коммуникационных путей, установить тактильные предупреждающие указатели;
- лестничные марши, расположенные в здании аэровокзала оборудовать тактильными напольными указателями;
- кабины, оборудованные для инвалидов, расположенные в уборных в здании аэровокзала, обозначить специальными рельефными знаками на расстоянии 1,35 м от пола;
- оборудовать тактильными символами зону посадки пассажиров, места оборудованные для инвалидов в общих санузлах, лифты;
- оборудовать билетные кассы и справочную аэропорта звуковыми информаторами, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и дефектами слуха;
- оборудовать помещения аэропорта, в том числе камеру хранения багажа, здравпункт, туалетные комнаты, столовую и буфет, дежурную часть полиции, билетные кассы и справочную рельефными знаками, дублирующими информирующие обозначения указанных помещений;
- в посадочной галерее оборудовать дополнительные площадки для отдыха пассажиров так чтобы они располагались на расстоянии не более 9 метров друг от друга;
- обеспечить наличие в зале ожидания аэровокзала таксофонов, оборудованных для людей с нарушениями зрения и слуха, разместить один из таксофонов в соответствии с рисунком Д.12 СНиП 35-01-2001 для инвалидов, использующих кресло-коляску;
- оборудовать в справочной аэровокзала, и билетные кассы дополнительными окнами для инвалидов, использующих кресло-коляску, в соответствии с рисунком Д.12 СНиП 35-01-2001.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е. В. Лубенец
Решение принято в окончательной форме 18.12.2014.