Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Судья Северного районного суда <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда протест заместителя прокурора <адрес> ФИО4 на постановление и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №» ФИО1,
установил:
постановлением и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №» (далее - ООО «УК ЖЭУ №») ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель прокурора <адрес> ФИО4 обратилась в суд с протестом, в котором указала, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ООО «УК ЖЭУ №» на основании лицензии, выданной Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет управление общим имуществом собственников помещений в 28 многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.
В отношении указанных 28 многоквартирных домов в нарушение приведенных требований закона ООО «УК ЖЭУ №», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района <адрес> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «УК ЖЭУ №» ФИО1
Полагает, что правонарушение подлежит квалификации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, при отсутствии доказательств уклонения от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, указанного в ст. 9.23 КоАП РФ.
Действия директора ООО «УК ЖЭУ№» ФИО1 подлежат квалификации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ, поскольку согласно п. 1.3 ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется ООО «УК ЖЭУ №» на основании соответствующей лицензии. Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ в частности, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к которому относится внутридомовое газовое оборудование. Вывод Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес>, что не заключение договора со специализированной организацией не является нарушением лицензионных требований, основан на неверном толковании норм права и противоречит требованиям раздела 3 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №).
Просит отменить постановление и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, дело вернуть на новое рассмотрение в Департамент надзорной и контрольной деятельности <адрес> для привлечения директора ООО «УК ЖЭУ №» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В судебном заседании помощники прокурора <адрес> ФИО5, ФИО6 протест поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем, просили его удовлетворить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого прекращено производство по делу ФИО1, и его представитель ФИО7 возражали против удовлетворения протеста прокурора, были согласны с постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Полагали, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку управляющая организация действовала в рамках ГК РФ, при условии несогласованного договора между двумя контрагентами велась переписка и в настоящее время подано исковое заявление об урегулировании разногласий по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. Договор <данные изъяты>» поступил в ООО «УК ЖЭУ №» лишь ДД.ММ.ГГГГ. На данный договор управляющая организация ответила ДД.ММ.ГГГГ, предоставив протокол разногласия. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был возвращен протокол разногласий с протоколом согласования разногласий. ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Орел» возвращены документы с сообщением о том, что управляющей организацией будет инициирована процедура судебного урегулирования разногласий по заключению указанного договора.
В судебном заседании представители Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> по доверенности ФИО8, ФИО9 возражали против удовлетворения протеста. Поддерживают постановление и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
В судебном заседании представитель АО «Газпром газораспределение Орел» по доверенности ФИО10 пояснил, что обязанность по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме лежит на ООО «УК ЖЭУ №». ДД.ММ.ГГГГ был направлен договор, ДД.ММ.ГГГГ в их адрес поступил протокол разногласий. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «УК ЖЭУ №» был направлен протокол согласований. В настоящее время договор не заключен. Дело по урегулированию разногласий рассматривается в Арбитражном суде <адрес>.
Исследовав доводы протеста, материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ; д) соблюдение требований, предусмотренных пп. «а» п. 11 и п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе техническом регулировании, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с п. 1.8 данных Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.
В п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда закреплено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Согласно п. 4, 6, 8, 9, 10, пп. «б» п. 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг), в том числе технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к указанным Правилам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при содержании объектов водо-, тепло-, газо и электроснабжения в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УК ЖЭУ №».
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> ФИО4 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому при проверке соблюдения требований законодательства при содержании объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, в том числе, при осуществлении лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами, установлено, что ООО «УК ЖЭУ №» на основании лицензии, выданной Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет управление общим имуществом собственников помещений в 28 многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.
В обязанности управляющей организации входит заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований закона ООО «УК ЖЭУ №» не заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
Таким образом, не обеспечено надлежащее обслуживание и содержание 28 многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, а также аварийное обслуживание газового оборудования.
В соответствии с ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства должны подтверждаться собранными по делу доказательствами, подлежащими оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административной правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно материалам дела, основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «УК ЖЭУ №» ФИО1 стало отсутствие состава административного правонарушения в связи с недоказанностью факта ненадлежащего состояния внутридомового газового оборудования.
Рассмотрев протест заместителя прокурора <адрес> ФИО4, полагаю, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не выяснены все обстоятельства, не исследованы доказательства в полном объеме, имеющие значение для правильного разрешения дела, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «УК ЖЭУ №» ФИО1 не может быть признано законным и подлежит отмене, учитывая, что срок привлечения правонарушителя к административной ответственности не истек, с направлением дела должностному лицу на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу следует учесть вышеизложенное, и, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, а также установив все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, при этом необходимо дать оценку доводам протеста, обеспечив тем самым всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
протест заместителя прокурора <адрес> ФИО4 на постановление и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №» ФИО1 – удовлетворить.
Постановление и.о. руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ №» ФИО1 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Департамент надзорной и контрольной деятельности <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Северный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО2