УИД № 42RS0005-01-2021-004921-09
Номер производства по делу № 12-218/2021
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 09 сентября 2021 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Палеха О.Я., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ширяева А.Ю. – Устинова Д.В., действующего на основании доверенности от 20.01.2021, рассмотрев жалобу Ширяева Александра Юрьевича на постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району №18810042180011343950 от 01.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КРФ об АП, в отношении Ширяева А.Ю.,
установил:
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району №18810042180011343950 от 01.02.2021 Ширяев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КРФ об АП, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, Ширяев А.Ю. обратился в суд с жалобой и просит постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району №18810042180011343950 от 01.02.2021 отменить, производство по делу прекратить.
Требования жалобы мотивированы следующим: согласно постановлению в вину Ширяеву А.Ю. вменяется управление 12.01.2021 в 18.00 час. автомобилем КАМАЗ № оборудованным несоответствующим установленным требованиям тахографом, в распечатке которого отсутствует местоположение, координаты транспортного средства в нарушение пункта 78 Приказа Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Согласно п.п. 6 п. 77 Приказа при распечатке данных тахограф должен обеспечивать возможность получения шести распечаток в его памяти и в памяти карт.
Пунктом 78 Приказа установлено, что вывод распечаток должен завершаться печатью зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа данных о координатах местоположения транспортного средства.
В 18.05 час. 12.01.2021 перед составлением протокола, он сообщил сотруднику полиции, что тахограф «Меркурий», установленный специалистами ООО «СибТрансНавигация» на транспортное средство, обеспечивает при нажатии определенных клавиш вывод распечатки из зарегистрированных в защищенном архиве блока тахографа координат местонахождения транспортного средства. Для этого необходимо зайти в «меню» и нажать определенную комбинацию клавиш. Сотрудник полиции этого не сделал, а также не проверил возможность получения зарегистрированных координат местонахождения а/м КАМАЗ № в защищенном архиве блока тахографа, а ограничился получением ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя.
21.01.2021 к материалам дела об административном правонарушении приобщены тестовые копии распечаток GPS/ГЛОНАС от 13.01.2021, из зарегистрированных в защищенном архиве блока тахографа «Меркурий» координатах местоположения а/м КАМАЗ №.
27.01.2021 к материалам дела об административном правонарушении приобщены подлинные распечатки GPS/ГЛОНАС из зарегистрированных в защищенном архиве блока тахографа «Меркурий» координатах местоположения а/м КАМАЗ №
Таким образом, тахограф «Меркурий» №0000096613 позволяет получить распечатку из зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ данных о координатах местоположения транспортного средства.
Пункт 78 действующего Приказа не требует на каждой распечатке наличие координат местоположения транспортного средства, как это было указано в пункте 40 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, который с 01.01.2021 отменен Постановлением Правительства РФ.
По указанным причинам в протоколе он указал о своем несогласии с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, поскольку отсутствует событие административного правонарушения, подлежащее выяснению на основании закона.
Протокол №42 АР 170278, составленный сотрудником полиции 12.01.2021, содержит сведения о событии, предусмотренным пунктом 40 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, действие которого отменено. В протокол №42 АР 170278 от 12.01.2021 были внесены изменения в части указания на событие, предусмотренное пунктом 78 действующего Приказа. Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены должностному лицу, составившему протокол, со стадии его рассмотрения по существу, что не соответствует нормам КРФ об АП РФ и является существенным нарушением процессуальных требований.
При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что он извещался о внесении изменений в протокол об административном правонарушении, и ему была вручена копия протокола с внесенными в него изменениями. Таким образом, изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением ст. 28.2 КРФ об АП РФ. Допущенные по данному делу нарушения процессуальных требований, предусмотренных КРФ об АП РФ, являются существенными, повлиявшими на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу последующих решений.
Ширяев А.Ю. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, при подаче жалобы заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а потому в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КРФ об АП дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Ширяева А.Ю. – Устинов Д.В. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Исследовав доводы, изложенные в жалобе, письменные материалы дела, заслушав защитника Ширяева А.Ю. – Устинова Д.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КРФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 11.23 КРФ об АП предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району №18810042180011343950 от 01.02.2021 Ширяев А.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КРФ об АП, выразившегося в том, что 12.01.2021 в 18.00 час. Ширяев А.Ю., управляя транспортным средством КАМАЗ 65116 №3 № на 308 км. автодороги Р255 Сибирь, нарушил требования ч. 1 ст. 20 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», управлял транспортным средством, предназначенным для перевозки грузов и (или) пассажиров с несоответствующим установленным требованиям тахографом, нарушив п. 78 Приказа Минтранса №440 от 28.10.2020, согласно п. 12.1 Приложения №3 к Приказу №440 – водителям запрещается эксплуатация транспортного средства с несоответствующим требованиям тахографом, а именно – в распечатке отсутствуют координаты местоположения ТС.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Требования, указанные в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относятся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств. Из постановления по делу об административном правонарушении не усматривается, что Ширяев А.Ю. относится к указанным лицам.
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" были утверждены, в том числе: Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу).
В соответствии с п. 40 Приложения №1 к указанному приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных: текущее время, дата; координаты местонахождения транспортного средства; заводской номер блока СКЗИ тахографа.
Указанный Приказ Министерства транспорта Российской Федерации утратил силу с 01.01.2021.
С 01.01.2021 действует Приказ Минтранса России от 28.10.2020 №440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
В соответствии с п.п. 1 п. 12 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к Приказу Минтранса России от 28.10.2020 №440) водителям запрещается эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом.
В соответствии с п. 78 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к Приказу Минтранса России от 28.10.2020 № 440) вывод распечаток должен завершаться печатью на них QR-кодов, содержащих информацию из соответствующих распечаток, и зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных: текущее время, дата; координаты местоположения транспортного средства; заводской номер блока СКЗИ тахографа; серийный номер тахографа. Требования по наличию на распечатках QR-кодов, а также серийного номера тахографа применяются для тахографов, изготовленных после 01.01.2022.
Согласно ст. 26.2 КРФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КРФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судом установлено, что 12.01.2021 ст. ИДПС ОДПС ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району ФИО1 в отношении Ширяева А.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствие с которым Ширяев А.Ю. 12.01.2021 в 18.00 час. на 308 км. автодороги Р255 Сибирь, управляя транспортным средством КАМАЗ 65116 №3 №, нарушил требования ч. 1 ст. 20 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», управлял транспортным средством, предназначенным для перевозки грузов и (или) пассажиров с несоответствующим установленным требованиям тахографом, нарушив п.40 приложения №1 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, а именно: в распечатке отсутствует координаты местоположения ТС.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении при описании события правонарушения, указано на нарушение Ширяевым п. 40 Приложения №1 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, который на момент составления протокола утратил силу.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 01.02.2021 в него были внесены изменения инспектором ОГИБДД ФИО2, согласно внесенным изменениям, Ширяев А.Ю. нарушил п. 78 Приказа Минтранса №440 от 28.10.2020, согласно п. 12.1 Приложения №3 к Приказу №440 – водителям запрещается эксплуатация транспортного средства с несоответствующим требованиям тахографом, а именно – в распечатке отсутствуют координаты местоположения ТС. При этом, имеется указание на то, что законный представитель Устинов Д.В. от ознакомления с внесенными изменениями отказался.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 12.01.2021 №42 АР 170278, имеющимся в материалах дела, а также представленной в судебное заседание копией протокола от 12.01.2021, которая была вручена Ширяеву А.Ю. при составлении протокола, который никаких изменений не содержит.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.8 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п.4 ч. 1 ст. 29.4 КРФ об АП, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КРФ об АП, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение - о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В статье 28.2 КРФ об АП содержатся требования к составлению протокола об административном правонарушении, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса РФ об АП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм КРФ об АП следует, что какие-либо изменения в протокол об административном правонарушении, после его направления лицу, органу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, могут вноситься только при возвращении протокола в порядке п.4 ч. 1 ст. 29.4 КРФ об АП для устранения недостатков протокола и других материалов дела об административном правонарушении, которые устраняются в установленный срок, и с внесенными в них изменениями и дополнениями материалы возвращаются указанным органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. При этом в соответствии с требованиями КРФ об АП, в случае внесения изменений и дополнений в уже составленный протокол, все исправления, независимо от способа их внесения, должны быть удостоверены подписью должностного лица, составившего протокол, а лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть извещено о внесении в протокол изменений, ознакомлено с изменениями, а копия уточненного протокола должна быть ему направлена или вручена под роспись.
Как усматривается из представленных материалов дела об административном правонарушении, в порядке п.4 ч. 1 ст. 29.4 КРФ об АП протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу не возвращался. Постановление по делу вынесено 01.02.2021, в этот же день были внесены изменения в протокол об административном правонарушении, что нормами КРФ об АП на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении не допускается, при этом, изменения были внесены не тем должностным лицом, которым был составлен протокол, а лицо, в отношении которого ведется производство по делу – Ширяев А.Ю., с внесенными в протокол изменениями ознакомлен не был, копия уточненного протокола ему не направлялась и не вручалась под роспись.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КРФ об АП к содержанию протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Таким образом, судом установлено, что требования ст.28.2 КРФ об АП выполнены не были, возможность реализовать гарантии защиты Ширяеву А.Ю. не обеспечена, протокол об административном правонарушении в отношении Ширяева А.Ю. составлен с нарушением требований закона, изменения внесены на стадии рассмотрения дела, что не допускается нормами КРФ об АП, кроме того, изменения внесены в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом сведений о надлежащем извещении указанного лица о дне, времени и месте внесения изменения в протокол об административном правонарушении, равно как и сведений о надлежащем направлении ему протокола об административном правонарушении с внесенными в него изменениями в трехдневный срок после составления, не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении процедуры внесения в протокол изменений, обеспечивающей соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нарушения процедуры рассмотрения дела, не предусматривающей внесение изменения в протокол на данной стадии.
При этом, как усматривается из постановления по делу об административном правонарушении от 01.02.2021, за основу при рассмотрении дела должностным лицом были приняты именно сведения, внесенные в протокол об административном правонарушении 01.02.2021 – то есть на момент рассмотрении дела по существу.
Кроме того, в постановлении не дано никакой оценки доводам Ширяева А.Ю., изложенным в письменных объяснениях от 21.01.2021, данных в порядке ст. 25.1 КРФ об АП, о том, что при нажатии определенных клавиш на установленном в транспортном средстве тахографе «Меркурий», происходит вывод распечатки из зарегистрированных в защищенном архиве блока тахографа координат местонахождения ТС; не дано оценки сведений, представленных в копиях распечаток GPS/ГЛОНАС от 13.01.2021, от 26.01.2021 из зарегистрированных в защищенном архиве блока тахографа «Меркурий» координатах местоположения ТС.
Указанные обстоятельства свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КРФ об АП, не позволивших всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку судом были установлены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, суд считает необходимым отменить оспариваемое постановление.
Исходя из положений ст. 4.5 и п.6 ч.1 ст. 24.5 КРФ об АП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.4.5 КРФ об АП срок давности привлечения к административной ответственности лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, составляет два месяца со дня совершения правонарушения.
Обстоятельства, явившееся основанием к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Ширяева А.Ю. имели место 12.01.2021.
Установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем, вопрос о наличии в действиях лица состава правонарушения решаться не может, а потому производство по настоящему делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.6 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемеровскому району №18810042180011343950 от 01.02.2021, которым Ширяев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КРФ об АП, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КРФ об АП, в отношении Ширяева Александра Юрьевича прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.
Судья: О.Я. Палеха