Дело № 2а-723/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Беношевской Янины Болеславовны к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка, возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Истец Беношевская Я.Б. обратилась в суд с указанным выше иском, которым просила признать незаконным отказ администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ за № в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца путем принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления участка и утверждения схемы его расположения на кадастровой карте территории.
В обосновании заявленных требований указано, что истец является долевым собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >. С целью формирования участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации данного домовладения, истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с заявлением, которым просил предварительно согласовать предоставление ему в аренду такого участка площадью <данные изъяты> кв.м, представив на утверждение схему его расположения на кадастровой карте территории, составленную кадастровым инженером Ясевичем В.В. В ответ на данное обращение, администрацией был составлен и направлен в адрес истца ответ о невозможности согласования указанной выше схемы и формирования участка под домовладением, собственником которого он является, по причине отсутствия проекта межевания кадастрового квартала, наличие которого требуется в целях образования участка, застроенного многоквартирным жилым домом. В связи с чем, администрацией было рекомендовано обратиться в Правительство Калининградской области с соответствующим заявлением о разработке проекта планировки. С содержанием оспариваемого ответа в указанной части административный истец не согласен, полагая, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и утверждении схемы его расположения на кадастровой карте территории по указанным в нем основаниям приняты с нарушением норм действующего законодательства. Оспариваемый отказ считает незаконным, нарушающим ее права на формирование участка под жилым домом, собственником которого она является. Каких – либо иных оснований, по которым в силу положений Земельного кодекса РФ невозможно согласовать схему расположения испрашиваемого участка и предварительно согласовать его предоставление, администрацией не приведено. Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного истца – Матусевич А.Н. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Администрация Гурьевского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени судебного заседания извещена, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является долевым собственником индивидуального жилого дома, имеющего следующие характеристики: кадастровый номер № площадь – <данные изъяты> кв.м., адрес – <адрес >.
С целью формирования земельного участка под указанным выше домовладением, истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с соответствующим заявлением (вход. №-зем от ДД.ММ.ГГ), которым просил утвердить предоставленную схему расположения участка на кадастровой карте территории и предварительно согласовать предоставление данного участка в аренду.
Письмом от ДД.ММ.ГГ за № администрацией было отказано в согласовании схемы расположения участка и предварительном согласовании его предоставления по мотивам того, что дом истца является многоквартирным, и формирование под ним земельного участка производится на основании разработанного и утвержденного проекта межевания кадастрового квартала. В виду отсутствия данного документа, администрацией было предложено обратиться в Правительство Калининградской области с заявлением о разработке проекта планировки.
Проверяя правомерность отказа администрации Гурьевского городского округа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 19).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату указанной схемы утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762. Согласно п. 6 утвержденных Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения участка; проектная площадь земельного участка, список координат характерных точек, границы образуемого земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка; наименование вида документа об утверждении схемы расположения участка (приказ, постановление, решение) в случае утверждения схемы решением уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, административным истцом при обращении в администрацию Гурьевского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения участка для обслуживания и эксплуатации домовладения, была представлена схема, составленная кадастровым инженером Ясевичем В.В. Данная схема содержит: условный кадастровый номер участка, планируемый к образованию, координаты участка с обозначением характерных точек в системе координат, проектную площадь участка, изображение границ участка, а также имеет указание на наименование документа об утверждении схемы – постановление администрации Гурьевского городского округа.
Сведений о наличии какого-либо спора о границах образуемого участка материалы дела не содержат, наложения границ образуемого участка с границами иных земельных участков в ходе судебного разбирательства не установлено, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктами 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ определен перечень документов, наличие которых требуется при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ определены основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как следует из ответа администрации Гурьевского городского округа, причиной отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровой карте территории и предварительном согласовании его предоставления явилось отсутствие проекта межевания территории кадастрового квартала, в котором расположен дом истца и испрашиваемый им земельный участок.
Согласно положениям статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 указанной выше статьи.
Так, согласно п.п. 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории комплексного развития, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Как следует из материалов дела, истец является долевым собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес >. С целью образования участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации данного домовладения, истцом была подготовлена схема расположения участка на кадастровой карте территории и направлена в администрацию Гурьевского городского округа в составе обращения о предварительном согласовании предоставления участка для указанных целей.
Закон не содержит указания на возможность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка по основаниям, приведенным администрацией Гурьевского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГ за №. Такая позиция администрации относительно невозможности согласовать истцу схему расположения земельного участка и соответственно предварительно согласовать его предоставление для испрашиваемой им цели по причине отсутствия проекта межевания кадастрового квартала, в котором расположен дом истца, не основана на законе.
В рассматриваемом случае, отсутствие утвержденного проекта межевания, проекта планировки территории не может являться основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование и предоставление земельного участка. Кроме того, возложение такой обязанности на истца, в данном случае, законом не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска и исходит из того, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы истца и создает препятствия в реализации прав в образовании и оформлении участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания принадлежащего ему на праве долевой собственности жилого дома.
С целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГ за №-зем.
В связи с принятием судом указанной выше восстановительной меры по повторному рассмотрению заявления административного истца, в удовлетворении требований об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории под жилым домом с кадастровым номером № и предварительном согласовании предоставления данного участка, следует отказать. Указанная восстановительная мера является исполнимой в рамках предоставленных ответчику полномочий и соответствует предмету заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беношевской Янины Болеславовны – удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ № в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории под жилым домом с кадастровым номером № составленной кадастровым инженером Ясевичем В.В., и предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Обязать администрацию Гурьевского городского округа в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Беношевской Янины Болеславовны от ДД.ММ.ГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории под жилым домом с кадастровым номером № и предварительном согласовании предоставления земельного участка, зарегистрированное за №-зем от ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении требования об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории под жилым домом с кадастровым номером № и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.
Судья А.Ю. Кунина