Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
29 сентября 2016 года Советский районный суд в составе:
председательствующего судьи Ненашевой О.С.,
при секретаре ФИО4,
при участии представителя истца ФИО5, действующей на основании заявления, представителя ответчика ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 3 года, представителя третьего лица ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к ФГБУ ФКП Росреестра по о признании недействительными результатов межевания границ земельного участка, описания границ земельного участка и поворотных точек, обязании ответчика исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и поворотных точек, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились с иском к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по , в котором просят признать недействительными результаты межевания границ земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый №; признать недействительным описание границ земельного участка по адресу: и поворотных точек участка с кадастровым номером 70:14:0102001:23, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и поворотных точек 1 (х 354174,09 у 4317568,68), 2 (х 354167,40 у 4317568,93), 3 ( х 354155,3 у 4317567,23), 4 ( х 354162,28 у 4317589,23), 5 ( х 354162,21 у 4317590,21), 6 ( х 354163,39 у 4317590,43), 7 ( х 354163,18 у 43178591,82), 8 ( х 354166,13 у 4317592,31), 9 (х 354171,66 у 4317590,56); признать действительным описание границ земельного участка по адресу: и поворотных точек участка с кадастровым номером: 70:14:0102001:23, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по включить сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ и поворотных точек Н1 (х4317573,77 у 354184,78), 1 (х 4317579,88 у 354182,91), 2 (х 4317579,67 у 354174,44), Н2 (х 4317584,22 у 354174,30), Н3 ( х 4317584,20 у 354171,61), Н4 (х4317595,33 у 354171,37), Н5 (х 4317595,21 у 354167,72), Н6 (х 4317582,65 у 354147,78), Н7 (х 4317562,91 у 354163,19), 3 (х 4317565,56 у 354167,44), 4 (х 4317567,29 у 354171,07), Н1 (х 4317573,77 у 354184,78).
В обоснование иска указано, что в феврале 2015 истцы приобрели земельный участок по адресу: . Границы земельного участка не изменялись истцами. Позже истцам стало известно, что земельный участок не соответствует границам межевания. Не соответствует фактическому использованию земельного участка результат межевания, в результате которого присвоен кадастровый №.
Определением Советского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО1, ФИО1
Истец в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что в 2011 году приобрел в собственность у ФИО8 земельный участок общей площадью 2020 кв.м. В июне 2015 года обнаружил, что в его свидетельстве о собственности на земельный участок указана иная площадь – 1384 кв.м., устно обратился в Управление Росреестра по , его направили в Кадастровую палату по , где на его устное обращение межевой план недействительным. Разъяснила, что в заявительном порядке изменить площадь земельного участка он самостоятельно не вправе. Межевой план получил только в июне 2015 года путем подачи запроса в отдел ОГКУ “ТО МФЦ” по , на момент совершения сделки межевой план ему не предоставлялся для ознакомления, о его содержании истцу ничего не было известно. Пояснил, что его участок наряду с другими 8 земельными участками расположен в на территории, ограниченной с трех сторон , Окружной и Шаляпина. Указал, что на момент приобретения участок не был огорожен, границы участка им были определены самостоятельно, путем отступа 15 метров от центра дорог по и , также путем самостоятельного замера и определения границ участка согласно государственному акту, переданному предыдущим собственником. Помимо этого, смежные границы с участками Пешкова и Золотаревой согласованы с собственниками этих участков. Вынос границ в натуру не производил, специалиста для оказания помощи в определении границ на местности согласно сведениям ЕГРН не привлекал. Отметил, что и ранее и в настоящее время между ним и другими соседями отсутствует спор относительно фактических границ расположения их земельных участков.
Представитель истца поддержала заявленные требования, указала, что межевание проведено с нарушениями, что свидетельствует о нарушении прав истца. Исследованием, проведенным ООО “Томземгео” от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно подтверждается, что в 2010 году межевание могло быть проведено с сохранением площади, указанной в государственном акте, - 2020 кв.м.
Представитель ответчика ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по требования не признала, представила письменный отзыв согласно которому Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. Дополнительно пояснила, что согласно ст. 39 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” согласование границ смежных участков при межевании с собственниками указанных участков необходимо только при первоначальном установлении границ, либо при их изменении. Если границы, уже ранее установленные собственником смежного участка не меняются при межевании, тогда согласование с соседями не требуется (том 2, л.д. 29-31).
Представитель третьего лица полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Росреестра по , будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменный отзыв не представило, о причинах неявки не сообщило.
На основании положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пунктов 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 304 этого же Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о местоположении границ земельного участка указываются в межевом плане и устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Пунктами п. 8, 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (п. 1 ст. 39 Закона).
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (п. 2 ст. 39 Закона).
Согласно п.п.1 п.3 ст.39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Согласно п.5 "Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в зависимости от задания на выполнение работ (проведение землеустройства) землеустроительное дело может формироваться как по каждому этапу отдельно, так и одно на два этапа. Кроме того, каждый из этапов может выступать в качестве самостоятельного вида работ.
Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории), и утверждается заказчиком.
Требования к подготовке межевого плана, а также к его оформлению содержаться в Приказе Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 12857).
В силу п. п. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно п. п. 47 - 49 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" основанием для исправления кадастровой ошибки являются:
представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;
вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
В подтверждение своих доводов истцами представлено лишь Письмо ООО «Геодезия и картография» от ДД.ММ.ГГГГ, которое не является достаточным доказательством наличия кадастровой ошибки, кроме того, данное письмо по смыслу норм ГПК РФ не является заключением специалиста, суду не представлены документы, свидетельствующие о наличии у лица, его изготовившего квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при межевании была допущена кадастровая ошибка в связи с постановкой земельного участка на кадастровый учет в условной системе координат.
Вместе с тем, наличие кадастровой ошибки не приводит к признанию результатов межевания недействительными.
Часть 4 статьи 28 Закона о кадастре предусматривает механизм исправления подобных ошибок - кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (путем составления межевого плана), или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Решение суда об исправлении кадастровой ошибки является самостоятельным основанием исключения сведений об описании местоположения границы земельного участка из государственного кадастра недвижимости в силу части 4 статьи 28 Закона о кадастре, абзаца 3 пункта 47 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из обстоятельств гражданского дела, учитывая, что истцы не являются правообладателями жилого дома, расположенного за его границами, соответственно, истцы не могут выступать надлежащими истцами, так как отсутствует юридические факты нарушения прав истцов, необходимость их судебной защиты.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 78-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 688 утвердило Правила установления на местности границ объектов землеустройства. Пунктом 2 Правил предусмотрено, что установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрен определенный порядок определения границ земельного участка на местности, который заключается, в частности, в подготовке межевого дела кадастровым инженером и его передаче в кадастровую палату Росреестра для получения кадастрового паспорта.
Из материалов дела следует, что истцы с заявлением в ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по не обращалась, межевой план не представляли, отказа не получала.
При таких обстоятельствах истцами выбран неверный способ защиты, поскольку отсутствует спор с правообладателями соседних земельных участков по установлению границ земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░