Дело № 2-1148/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Северодвинск |
19 февраля 2020 года |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при ведении протокола помощником судьи Дудиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Костяевой ФИО4 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Костяева П.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Просила обязать ответчика предоставить ей по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, расположенное на территории города Северодвинска, общей площадью не менее предусмотренной учетной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В обоснование заявленных требований истец указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена родительских прав решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.02.2008. После этого в период с 03.04.2013 по 04.09.2019 Костяева П.В. воспитывалась в ГБУАО «<данные изъяты>» и находилась на полном государственном обеспечении. Распоряжениями заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ..... и от ДД.ММ.ГГГГ ..... (в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ .....) за истцом сохранено право на получение жилого помещения в городе Северодвинске, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске с 03.09.2015. Истец ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 18 лет.
В судебном заседании Костяева П.В. просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, так как на дату рассмотрения дела указанные в исковом заявлении обстоятельства не изменились. Пояснила, что не имеет жилых помещений в собственности или по договору социального найма. Жилым помещением специализированного жилищного фонда до настоящего времени не обеспечена.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска, а также третьи лица Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, Министерство образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного слушания не заявили, поэтому в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Представитель Администрации Северодвинска Комотесова А.В. в письменном отзыве возражает против удовлетворения исковых требований, при этом не оспаривает право истца на получение жилого помещения специализированного фонда в городе Северодвинске, ссылается на отсутствие необходимого жилого помещения, а также недостаточность денежных средств, выделяемых из областного бюджета (л.д. 33-35).
Начальник Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска Краснова О.Н. в письменном отзыве сообщает, что распоряжением Администрации Северодвинска от 13.02.2017 Костяева П.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске. Распоряжением заместителя Главы Администрации по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ..... за истцом Костяевой П.В. сохранено право на получение жилого помещения в городе Северодвинске. Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования «Северодвинск». Требований к Правительству Архангельской области о финансовом обеспечении переданных государственных полномочий по представлению истцу жилого помещения Костяева П.В. не заявляет, в связи с чем, по мнению начальника УСРОП, оснований для судебного принуждения Администрации Северодвинска к исполнению данного обязательства не имеется (л.д. 31-32).
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, письменные возражения, оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ (далее – Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Действие указанного порядка предоставления жилья в вышеприведенной редакции статьи 8 Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, если до этой даты дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не реализовали право на обеспечение жильем (статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
В развитие вышеуказанного Федерального закона принят Закон Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Областной закон), вступивший в силу с 01.01.2013. Областным законом, по существу предусмотрен аналогичный порядок и основания предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
В судебном заседании установлено, что истец Костяева ФИО4, родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> (л.д. 11).
Мать ФИО5 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО4 решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.02.2008 по гражданскому делу № 2-543-08 (л.д. 9-10).
Распоряжением заместителя Главы муниципального образования «Северодвинск» ..... от ДД.ММ.ГГГГ Костяева П.В. направлена в государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12).
Согласно распоряжению Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ ..... за Костяевой П.В. сохранено право на получение жилого помещения в городе Северодвинске в соответствии с законодательством (л.д. 15).
В соответствии с распоряжением Администрации Северодвинска от 13.02.2017 № 56-рд Костяева П.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске.
Объяснениями истца в судебном заседании и материалами дела подтверждается, что Костяева П.В. достигла возраста 18 лет, в настоящее время относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей; учится в Северодвинском техникуме социальной инфраструктуры; проживает в городе <адрес> по адресу: <адрес>, в помещении ГБУ АО «<данные изъяты>».
Истец не имеет в собственности жилых помещений, а также не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения предоставленного на условиях социального найма, что подтверждается справкой Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска (л.д. 18).
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком и третьими лицами не представлено, поэтому суд полагает их установленными.
До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено, она остается не обеспеченной жилым помещением по месту жительства, вынуждена проживать в детском доме.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона, а также части 2 статьи 14, статьи 19 Областного закона жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, включенным в список нуждающихся в предоставлении жилья, формируемый органами опеки и попечительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 45 – 47 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование органов местного самоуправления на реализацию вышеуказанных задач осуществляется путем выделения субвенций из областного бюджета в пользу соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Областного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Решением муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 № 18 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м общей площади на одного человека.
В силу статьи 15 Областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать, в том числе, следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры общей площадью не менее 14 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Северодвинск», отвечающего санитарным и техническим требованиям, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Принимая во внимание, что федеральным законом не установлен срок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа после возникновения у соответствующих граждан права на получение такого жилого помещения, суд приходит к выводу, что лица, относящиеся к указанной категории, подлежат обеспечению жилыми помещениями непосредственно после возникновения у них соответствующего права, поэтому установления срока предоставления жилого помещения в решении суда не требуется.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 14 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░