Решение по делу № 2-543/2019 от 20.11.2018

                                                                        Р Е Ш Е Н И Е                                       дело №2-543/2019

            Именем Российской Федерации

              06 марта 2019 года                                                                                              г.Симферополь

            Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Оганесян М.Э.,

с участием истца Кривенко А.С., его адвоката Лесового А.В., представителя Пенсионного фонда Российской Федерации Новиковой А.А., представителя ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Хижняк Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривенко А.С. к Государственному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым, Управлению Пенсионного фонда по г.Ялта Республики Крым, Пенсионному фонду Российской Федерации о взыскании задолженности по выплате пенсии,

        УСТАНОВИЛ:

Кривенко А.С. обратился в Центральный районный суд г.Симферополя с иском к Государственному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым о взыскании с Пенсионного фонда Российской Федерации задолженности по выплате пенсии за период с 01.08.2017 по 01.11.2018 в сумме 119 994,70 руб.

Впоследствии требования уточнил, просил взыскать задолженность по выплате пенсии за период с 01.08.2017 по март 2019 года в сумме 182 802 руб.

В обоснование требования указано, что Кривенко А.С. постоянно проживает в Крыму с 1968 года, является пенсионером по возрасту, и ему, как гражданину Украины, была назначена пенсия. 18.03.2014 Республика Крым была принята в состав Российской Федерации и все граждане Украины, постоянно проживающие в этот день на территории Республики Крым, признаются гражданами Российской Федерации. В связи с этим истцу с 18.03.2014 была назначена пенсия. Однако с 01.08.2017 выплата такой пенсии была прекращена по причине отсутствия паспорта гражданина Российской Федерации, с чем он не согласен, так как отсутствие паспорта гражданина Российской Федерации не лишает его статуса гражданина Российской Федерации.

В судебном заседании первоначально истец указывал на то, что он продолжает проживать на территории государства Украины и не имеет желания получать паспорт гражданина Российской Федерации. При этом полагает, что отсутствие такого документа не должно лишать его права на получение пенсии на территории Российской Федерации. В последнем судебном заседании истец изменил пояснения, указывая на то, что он считает себя гражданином Российской Федерации, и полагает, что его необоснованно лишили пенсии.

Представитель ответчика адвокат Лесовой А.В. требование поддержал, со ссылкой на положения ст. 4 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ указал, что истец признается гражданином Российской Федерации, полагает, что поскольку Кривенко С.А. являлся получателем пенсии, то на него не распространяется требование о предоставлении паспорта гражданина РФ. Считает, что отсутствует нормативно-правовой акт, который бы позволял Пенсионному фонду лишить Кривенко С.А. права на получение пенсии.

Представитель ответчика Государственного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым Хижняк Р.С. с требованием не согласился, указал, что Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ был предусмотрен переходный период до 01.01.2015, в этот период планировалось привести документы пенсионеров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Однако такой период был продлен до 2017 года, так как не все успели переоформить необходимые документы и получить паспорт гражданина РФ. Истцу направлялись уведомления о необходимости предоставления паспорта гражданина РФ, был осуществлен выезд на дом, но истца не было дома, о чем составлен акт. Так как паспорт гражданина Российской Федерации истцом не был предоставлен, то с 01.08.2017 была приостановлена выплата пенсии, а впоследствии выплата пенсии была прекращена. Указал, что паспорт гражданина Украины не подтверждает гражданство Российской Федерации, что документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации и его гражданство является паспорт гражданина Российской Федерации. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.

Определением суда от 14.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ялте Республики Крым, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Согласно телефонограмме от 06.03.2019 представитель не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя, также указано на отсутствие возражений по рассмотрению требований в связи с увеличением периода и суммы задолженности, заявленной истцом ко взысканию.

Определением суда от 14.02.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Представитель Пенсионного фонда Российской Федерации Новицкая А.А. с требованием не согласилась, пояснила, что в 2017 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, обладающим полномочиями по даче разъяснений по выплате пенсий, в отношении пенсионеров Республики Крым было дано разъяснение о необходимости подтверждения всеми пенсионерами статуса гражданина Российской Федерации. Были созданы территориальные комиссии, которые работали с населением, в том числе производили обход пенсионеров и составляли ведомости пенсионеров с учетом наличия или отсутствия паспорта гражданина Российской Федерации. Истцу на его обращение были даны разъяснения о том, что при предоставлении паспорта гражданина Российской Федерации выплата пенсии будет возобновлена, но паспорт гражданина Российской Федерации так и не был предоставлен. Указала, что при отсутствии паспорт гражданина Российской Федерации отсутствуют основания для выплаты истцу пенсии. Просила в иске отказать. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов пенсионного дела Кривенко А.С. следует, что истец являлся получателем пенсии по возрасту с 05.04.2007. После перехода Республики Крым в состав Российской Федерации Кривенко А.С. продолжал оставаться получателем пенсии в сохраненном размере до 01.08.2017 в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ялта.

12.05.2016 в адрес Кривенко А.С. было направлено письмо о необходимости явки в пенсионный фонд и предоставления паспорта гражданина РФ, СНИЛС.

11.05.2017 составлен Акт выезда на дом, из которого следует, что сотрудники ПФР в г.Ялта Республики Крым выезжали на дом к пенсионеру Кривенко А.С. г.Ялта, ул. Красноармейская, д.44а, кв.19, но пенсионер дома отсутствовал, данных у соседей о нем не имеется. Указано, что оставлено уведомление о необходимости предоставить данные паспорта РФ в Пенсионный фонд.

20.07.2017 принято распоряжение о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии Кривенко А.С. в связи с отсутствием паспорта РФ.

Ответом от 11.09.2018 ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на обращение Кривенко А.С. сообщало, в том числе, о том, что, поскольку в выплатном деле отсутствует документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, то с 01.08.2017 была приостановлена выплата пенсии.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно ч.1 ст. 4 Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Положениями ч. 2 ст. 4 Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 предусмотрено, что документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

В силу статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ) при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (г. Москва, 18 марта 2014 г.) (далее Договор) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в ч.1 ст. 2 предусматривает, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Согласно п.2 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Истец и его представитель не оспаривали то обстоятельство, что паспорт гражданина Российской Федерации Кривенко А.С. не получал. При этом представитель истца ссылался на то, что в силу факта постоянного проживания на территории Республики Крым истец признается гражданином Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).

Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность лица и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен функциями и полномочиями по установлению или признанию факта гражданства Российской Федерации обращающегося к ним гражданина, в связи с чем, решение о назначении, перерасчете, выплате пенсии принимается Пенсионным фондом только на основании представленных документов, установленных в соответствующем перечне, в том числе при предоставлении паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу п. п. 7, 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии иностранному гражданину или лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное в установленном законом порядке. Вид на жительство в Российской Федерации Кривенко А.С. не предоставил.

В дело представлена справка МВД по Республике Крым от 18.12.2018, из которой следует, что Кривенко Анатолий, 22.04.1941 г.р., уроженец Украины, с 19.04.2018 зарегистрирован как иностранный гражданин по месту пребывания по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул. Ленинградская, д.2/17 по иностранному паспорту серии ЕС №210539, выданному 19.12.1996.

Учитывая указанные нормы права, и установленные судом обстоятельства об отсутствии у Кривенко А.С. паспорта гражданина Российской Федерации или вида на жительство на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчиков по выплате задолженности по пенсии за период с 01.08.2017 по март 2019 года в сумме 182 802 рубля, в связи с чем, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

Пенсионным фондом Кривенко А.С. было разъяснено, что при предоставлении паспорта гражданина Российской Федерации выплата пенсии будет возобновлена. При этом суд усматривает в действиях истца злоупотребление правом, поскольку истец, не желая выполнять требования законодательства Российской Федерации по получению паспорта гражданина Российской Федерации либо вида на жительство на территории Российской Федерации, Кривенко А.С. претендует на получение социальной гарантии в виде пенсии из бюджета Российской Федерации, что не допустимо.

        На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

        р е ш и л :

        В удовлетворении требований Кривенко А.С. к Государственному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым, Управлению Пенсионного фонда по г.Ялта Республики Крым, Пенсионному фонду Российской Федерации о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с 01.08.2017 по март 2019 года в сумме 182 802 рубля, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г.Симферополя в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

        Председательствующий                                                                                     Кундикова Ю.В.

        Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2019

2-543/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кривенко А.С.
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым
ОПФ РФ по РК
Пенсионный Фонд РФ
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2019Предварительное судебное заседание
14.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.02.2019Предварительное судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
14.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее