Дело № 2а-348/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года посёлок Большой Царын
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Ботаева Б.Л.,
при секретаре Цекировой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Калмыкия к Боджаевой Д. Ц. о взыскании задолженности по страховым взносам,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Калмыкия (далее – МРИ ФНС России № 2 по РК) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Боджаева Д.Ц. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов как на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ), так и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС). Свою предпринимательскую деятельность она прекратила ДД.ММ.ГГГГ, однако свои обязанности по уплате налоговых платежей в установленный законом срок надлежащим образом не исполнила, в связи с чем, у неё образовалась недоимка пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на общую сумму 12 723 руб. 65 коп. Взыскание задолженности по страховым взносам ранее возлагалось на территориальный орган ПФ РФ и лишь с ДД.ММ.ГГГГ эта обязанность согласно изменению законодательства возложена на налоговые органы. В обоснование заявленных требований о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган должен представить требование об уплате налога. Вместе с тем, представить требования об уплате долга по страховым взносам, адресованные должнику, в настоящее время не представляется возможным ввиду истечения срока их хранения (5 лет). Также полагает, что срок давности обращения в суд за взысканием задолженности по страховым взносам пропущен по уважительной причине, поскольку долг административного ответчика возник до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просит восстановить пропущенный срок для подачи административного иска, взыскать с Боджаевой Д.Ц. задолженность по страховым взносам в общем размере 12 723 руб. 65 коп.
Представитель административного истца – врио начальника МРИ ФНС России № 2 по РК Батыров Н.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Боджаева Д.Ц., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, не просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования налогового органа не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное требование содержится и в п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 419 НК РФ закреплено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что до принятии решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Таким образом, действовавшим до 1 января 2017 года законом было предусмотрено обязательное направление пенсионным органом требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов плательщику страховых взносов.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ. Согласно этому же закону взыскание недоимки по страховым взносам производится налоговым органом по нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ч. 2 ст. 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 1 п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, перечисленными требованиями закона установлено, что к административному иску о взыскании обязательных платежей и санкций в обязательном порядке прилагается копия требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке. При этом во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, сумме долга, размере пеней, сроке исполнения и мерах ответственности налогоплательщика.
В случае неуплаты налога в установленный законом срок, в силу пунктов 1, 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Абзацем 3 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, до подачи заявления в суд о взыскании налога, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, в котором необходимо указать срок, до которого нужно погасить эту недоимку.
Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Боджаева Д.Ц. являлась индивидуальным предпринимателем, в силу чего была обязана уплачивать страховые взносы.
Налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности на общую сумму 12 723 руб. 65 коп., из них пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 569 руб. 83 коп.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 448 руб. 00 коп.; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 130 руб. 48 коп.; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 997 руб. 37 коп.; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 210 руб. 71 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированном размере в ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 367 руб. 26 коп.
Между тем, доказательства того, что требования об уплате перечисленных налоговых платежей направлялось административному ответчику как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этого, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, согласно почтовому штемпелю на конверте административный истец обратился в судебном порядке с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, к этому моменту налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени за спорный период, поскольку ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок обращения в суд по требованию об уплате обязательных платежей и санкций. Каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих об уважительных причинах пропуска этого процессуального срока, административным истцом не представлено.
Частью 5 ст. 180 КАС Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░