Судья Орехова Т.Ю.

    Дело № 2-2382/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-11708/2022

27 сентября 2022 года                      г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего            Жуковой Н.А.,

судей        Доевой И.Б., Елгиной Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи             Бурлаковой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мочаловой Светланы Алексеевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об установлении юридического факта нахождения на иждивении, обязании назначить досрочную страховую пенсию по случаю потере кормильца

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 24 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений, объяснения истца Мочаловой С.А. и ее представителя Фалькова Д.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Мочалова С.А. с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР по Челябинской области) об установлении юридического факта нахождения Мочаловой С.А., <данные изъяты> года рождения, на иждивении супруга <данные изъяты> года рождения, умершего <данные изъяты>, в период с 05 июля 2017 года по 11 октября 2020 года, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с даты подачи заявления - 14 сентября 2021 года (том № 1 л.д. 5, 9, 14-15, 31-36, том № 2 л.д. 106).

В обоснование исковых требований указано, что истец и <данные изъяты> года рождения, состояли в зарегистрированном браке с 05 июля 2017 года;<данные изъяты>, <данные изъяты>., умер в г. Озерске Челябинской области. При этом, на момент смерти - <данные изъяты>, <данные изъяты> был зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>. По указанному адресу по месту пребывания в период с 10 октября 2018 года по 04 октября 2019 года, с 17 октября 2019 года также была зарегистрирована Мочалова С.А. 14 сентября 2021 года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца – супруга <данные изъяты> умершего <данные изъяты>, поскольку до смерти супруга она фактически находилась на его иждивении, они совместно проживали по адресу: <данные изъяты>, вели совместное хозяйство и имели общий бюджет, при этом, денежные средства супруга являлись для нее основным и постоянным источником средств к существованию. Вместе с тем, решение о назначении Мочаловой С.А. страховой пенсии по случаю потери кормильца либо об отказе в назначении такой пенсии по данному заявлению ответчиком не было принято.

Истец Мочалова С.А. и ее представитель Зайцева И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске с учетом уточнений.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области Лукашева Ю.В., действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление (том № 2 л.д. 30-31).

Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 24 июня 2022 года исковые требования Мочаловой С.А. удовлетворены частично. Судом постановлено: установить юридический факт нахождения Мочаловой С.А., <данные изъяты> года рождения, на иждивении супруга <данные изъяты>., <данные изъяты> года рождения, умершего <данные изъяты>, в период с 05 июля 2017 года 11 октября по 2020 года; возложить на ОПФР по Челябинской области обязанность назначить Мочаловой С.А. страховую пенсию по случаю потери кормильца с даты подачи заявления – 14 сентября 2021 года; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать (том 3 2 л.д. 162-164).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР по Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по случаю потери кормильца с 14 сентября 2021 года, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, а также норм процессуального права при оценке доказательств. Настаивает на том, что суд первой инстанции неправильно определил день приема заявления Мочаловой С.А. пенсионным органом, поскольку недостающие документы последняя представила спустя более, чем три месяца. Вопреки ошибочным выводам суда, заявление Мочаловой С.А. от 14 сентября 2021 года было рассмотрено как обращение в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку к заявлению не были приложены документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж умершего кормильца, трудовая книжка, справки о работе и прочее, форма заявления не соответствовала приложению № 1 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пении и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 23 января 2019 года № 16п. Также указывает, что в силу положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, однако, 14 сентября 2021 года истец фактически не обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, соответствующим приложению № 1 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пении и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 23 января 2019 года № 16п (том № 2 л.д. 176-177).

В возражениях на апелляционную жалобу истец Мочалова С.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мочалова С.А., <данные изъяты> года рождения и <данные изъяты> <данные изъяты> рождения, состояли в зарегистрированном браке с 05 июля 2017 года (том № 1 л.д. 60).

<данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> года рождения умер в г. Озерске Челябинской области (том № 1 л.д. 65).

На момент смерти - <данные изъяты>, <данные изъяты> был зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>; вместе с ним по указанному адресу по месту пребывания в период с 10 октября 2018 года по 04 октября 2019 года, с 17 октября 2019 года была зарегистрирована Мочалова С.А. (том № 2 л.д. 66-67).

Из материалов дела также следует, что после смерти <данные изъяты> нотариусом нотариального округа Озерского городского округа Челябинской области <данные изъяты> заведено наследственное дело № <данные изъяты>, согласно которому, наследниками <данные изъяты> являются его супруга Мочалова С.А., сын <данные изъяты> дочь <данные изъяты>. (том № 2 л.д. 88-102).

Судом также установлено, что Мочалова С.А. не работает с 18 ноября 2014 года (том № 1 л.д. 19-29), индивидуальным предпринимателем не является, с 01 января 218 года является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер которой составлял 15 611 рублей 31 копейка (с учетом фиксированной выплаты к пенсии, сумм с учетом валоризации), с января 2019 года – 16 712 рублей 55 копеек, с января 2020 года – 17 861 рублей 44 копеек (том № 1 л.д. 68-89).

<данные изъяты>., при жизни, являлся получателем страховой пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09 апреля 1991 года, ежемесячный размер которой составлял с октября 2017 года 36 715 рублей 10 копеек, с августа 2018 года - 36 929 рублей 93 копеек, с августа 2019 года - 37 144 рубля 16 копеек, с августа 2020 года – 27 358 рублей 39 копеек, ЕДВ с октября 2017 года - 2 527 рублей 06 копеек, с февраля 2018 года – 2 590 рублей 24 копеек, с февраля 2019 года - 2 701 рублей 62 копеек, с февраля 2020 года – 2 782 рублей 67 копеек (том № 2 л.д. 151-152); имел доход в ФГУ ПО «Маяк» в виде ежемесячной заработной платы, размер которой с октября 2017 года составлял в среднем в 2017 году – 62 000 рублей, в 2018 году – 69 000 рублей, в 2019 году – 69 000 рублей, в 2020 году - 64 000 рублей (том № 2 л.д. 118-127).

14 сентября 2021 года Мочалова С.А. обратилась с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска о назначении пенсии по случаю потери кормильца (том № 1 л.д. 57-58), однако, решение о назначении Мочаловой С.А. пенсии по случаю потери кормильца либо об отказе в назначении указанной пенсии по данному заявлению ГУ-УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска не выносилось.

13 октября 2021 года ГУ-УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска составлен письменный ответ на заявление Мочаловой С.А. от 14 сентября 2021 года, из содержания которого следует, что данное заявление Мочаловой С.А. не зарегистрировано, так как оно неустановленного образца, разъяснен порядок подачи и форма заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца (том № 2 л.д. 34); доказательства, свидетельствующие о направлении или вручении указанного ответа в материалы дела не представлено.

Разрешая спор в части установления юридического факта нахождения Мочаловой С.А., <данные изъяты> рождения, на иждивении супруга <данные изъяты> <данные изъяты> рождения, умершего <данные изъяты>, в период с 05 июля 2017 года по 11 октября 2020 года, суд первой инстанции, на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь нормами материального и процессуального права регулирующими спорные правоотношения, исходя из анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, пришел к правомерному выводу о доказанности факта нахождения истца на иждивении умершего супруга, учитывая, что ежемесячный доход Кононова А.Н. значительно превышал размер ежемесячного дохода Мочаловой С.А. и являлся для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Решение суда в указанной части никем не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

Исходя из доказанности в ходе рассмотрения дела факта нахождения Мочаловой С.А. на иждивении умершего супруга <данные изъяты> суд первой инстанции признал за истцом право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14 сентября 2022 года.

Проверяя по доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда в указанной части, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, полагая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Логинова А.Н. в пенсионный орган).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п (далее по тексту - Административный регламент)

В данном случае, в заявлении Мочаловой С.А. 14 сентября 2021 года о назначении пенсии по случаю потери кормильца (том № 1 л.д. 57-58) четко и недвусмысленно была сформулирована просьба, адресованная в пенсионный орган: назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца, приложены необходимые документы; заявление и приложенные к нему документы содержали все необходимые для назначения пенсии сведения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и формой заявления, установленной в приложении № 1 к Административному регламенту, в связи с чем, оснований расценить заявление Мочаловой С.А. от 14 сентября 2021 года как обращение в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» у ответчика не имелось.

Вопреки ошибочным доводам автора жалобы, из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что

1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему страховой пенсии должен был разъяснить ему, в том числе о необходимости подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии по форме, установленной в приложении № 1 к Административному регламенту, чего им в данном случае сделано не было.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии, было нарушено право Мочаловой С.А. на своевременное социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, оспаривающие выводы суда в указанной части, являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции. Позиция ответчика проанализирована судом первой инстанции, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, и его толковании; выводы суда первой инстанции в указанной части полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

11-11708/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мочалова Светлана Алексеевна
Ответчики
ГУ-ОПФ России по Челябинской области
Другие
Зайцева Ирина Игоревна
Фальков Денис Александрович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Доева Инга Бабиевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
27.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022Передано в экспедицию
27.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее