Решение от 25.03.2024 по делу № 2-420/2024 (2-3706/2023;) от 18.09.2023

Производство № 2-420/2024

УИД 67RS0003-01-2023-004407-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего               Самошенковой Е.А.,

при секретаре            Старовойтовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», Администрации г. Смоленска, Министерству по транспорту и дорожному хозяйству Смоленской области о возложении обязанности,

установил:

прокурор Промышленного района г. Смоленска, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог» (далее – СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог») с требованием о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску 31.07.2023 проводилось обследование эксплуатационного состояния участка дороги, расположенного в районе <адрес>, с целью выявления недостатков улично-дорожной сети, в ходе которого установлено, что указанный участок дороги не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, эксплуатировался с нарушениями требований п.6.8.3 ГОСТ Р 50597-2017, выразившиеся в дефектах покрытия монолитных искусственных неровностей в виде выбоин, просадок, проломов, колей. Таким образом, техническое состояние участка дороги, расположенного в районе <адрес>, не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 31.07.2023. Непринятие надлежащих мер по содержанию указанного выше участка дороги ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в эксплуатационном состоянии участка дороги, расположенного <адрес>; обязать СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» в течении трех месяцев с момента поступления финансирования выполнить работы по восстановлению дорожного покрытия

участка дороги, расположенного <адрес> в соответствие с установленными требованиями законодательства, а именно: удалить дефекты покрытия монолитных искусственных неровностей в виде выбоин, просадок, проломов, колей.

Представитель истца прокурора Промышленного района г. Смоленска Волобуев Я.И. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами. Просил уточненный иск удовлетворить.

Представитель ответчика СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» Маймусова К.И. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в ранее представленных письменных возражениях, согласно которым на Министерство транспорта и дорожного хозяйства возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность именно в отношении тех автомобильных дорог и внутриквартальных проездов, которые непосредственно включены в соответствующие Перечни, утвержденные Постановлением Администрации г. Смоленска №2973-адм от 17.10.2022. Спорный участок является дворовой территорией в пределах жилой зоны, и в отношении него обязанность дорожной деятельности не распространяется в силу действующего законодательства.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Титова Е.В. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования не признала. Указала, что полномочия по содержанию дорог ведения дорог, внутриквартальных проездов переданы на уровень субъекта, органу государственной власти. Ранее это был Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, теперь Министерство по транспорту и дорожному хозяйству, а СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» исполняет его полномочия на основании выделенного финансирования.

Представитель ответчика Министерства по транспорту и дорожному хозяйству Смоленской области в судебное заседание не явился, ранее суду пояснял, что бюджет на данный момент на текущий год утвержден. При вынесении решения просил предоставить срок на выделение денежных средств – 6 месяцев.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения" задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа относит автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 11 ст. 5).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог - ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с Законом Смоленской области от 21.04.2022 N 25-з "О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области" определено, что полномочия органов местного самоуправления города Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска осуществляются исполнительным органом Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.09.2022 N 683 "Об исполнительном органе Смоленской области, уполномоченном на осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска" Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству определен исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска.

Указом Губернатора Смоленской области от 10.10.2023 N 1 Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству реорганизован в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области.

Приказом Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 30.12.2022 N 253 "Об определении учреждения, уполномоченного на обеспечение реализации полномочий Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска" на реализацию названных полномочий уполномочено СОГБУ "Управление областных автомобильных дорог".

Частью 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Перечень общих требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлен "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Исходя из положений п. 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Срок устранения отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, а также повреждений площадью менее 0,06 кв. м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м в зависимости от категории дорог и группы улиц не должен превышать 20 суток.

По делу установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску 31.07.2023 проводилось обследование эксплуатационного состояния участка дороги, расположенного в районе <адрес> с целью выявления недостатков улично-дорожной сети, в ходе которого установлено, что указанный участок дороги не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, эксплуатировался с нарушениями требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, выразившиеся в дефектах покрытия монолитных искусственных неровностей в виде выбоин, просадок, проломов, колей.

Из представленного в материалы дела акта выявленных недостатков в содержание дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 31.07.2023, следует, что на участке проезжей части у <адрес>, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: монолитные искусственные неровности не должны иметь дефектов в виде выбоин, проломов, просадок, колей (л.д. 6).

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» не принято надлежащих мер по содержанию участка дороги, расположенного в районе <адрес>, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Описанные обстоятельства имеют документальное подтверждение и спорными по делу не являлись.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Распоряжением Администрации Смоленской области от 26.01.2023 № 128-р/адм «Об отдельных вопросах реализации Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и подведомственными ему организациями полномочий органов местного самоуправления г. Смоленска по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска» установлено, что Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и подведомственные ему организации, обеспечивают проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах г. Смоленска согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Смоленска и перечню внутриквартальных проездов г. Смоленска, утвержденным постановлением Администрации г. Смоленска от 17.10.2022 № 2973-адм.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 17.10.2022 № 2973-адм, а именно пп. 147.9, утвержден перечень внутриквартальных проездов г. Смоленска, в том числе <адрес>.

Как указывает представитель истца, и не оспаривается представителями ответчиков, до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами и по существу сторонами не оспариваются.

При таком положении, суд находит требование прокурора в части возложения обязанности на СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» выполнить работы по восстановлению дорожного покрытия участка дороги, расположенного <адрес> в соответствие с установленными требованиями законодательства, а именно: удалить дефекты покрытия монолитных искусственных неровностей в виде выбоин, просадок, проломов, колей, подлежащим удовлетворению.

Согласно распоряжению Администрации Смоленской области от 26.01.2023 №128-р/адм «Об отдельных вопросах реализации Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и подведомственными ему организациями полномочий органов местного самоуправления города Смоленска по осуществлению дородной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска» на Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и подведомственные ему организации возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность именно в отношении тех автомобильных дорог и внутриквартальных проездов, которые непосредственно включены в соответствующие Перечни, утвержденные Постановлением Администрации г. Смоленска №2973-адм от 17.10.2022.

При таких обстоятельствах, суд находит требование прокурора в части возложения обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в эксплуатационном состоянии участка дороги, подлежащим удовлетворению.

Срок для обеспечение финансирования в три месяца суд считает достаточным, так как не принятие мер для предоставления финансирования приведет к еще большему увеличению недостатков и дефектов дорожного покрытия, что не отвечает требованию к обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Достаточным сроком для Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, по мнению суда, будет три месяца со дня вступления решения в законную силу, и три месяцев с момента выделения денежных средств для СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» для восстановления дорожного покрытия.

Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 6731029765) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2024

2-420/2024 (2-3706/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Промышленного района г. Смоленска
Ответчики
Администрации г. Смоленска
Министерство по транспорту и дорожному хозяйству Смоленской области
СОГБУ "Управление областных автомобильных дорог"
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Самошенкова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее