Дело № 12-27/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 18 февраля 2020 года
Судья Ленинского районного суда города Иваново Раскина Ю.С., с участием:
прокурора прокуратуры Ленинского района г. Иваново Выренкова Е.Ю.,
защитника лица, в отношении которого вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, - заместителя главы Администрации города Иваново Мягкова А.А., действующей на основании доверенности, - Борисовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО6 на определение заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. от 26 декабря 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А.,
у с т а н о в и л:
определением заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. от 26 декабря 2019 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В Ленинский районный суд г. Иваново поступила жалоба ФИО6, в которой он просит вышеуказанное определение заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. отменить, поскольку оно не отвечает задачам, предусмотренным ст.ст. 1.2, 24.1, а также требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ. По мнению ФИО6, обжалуемое определение основано на откровенном и циничном желании укрыть правонарушение, на неверном определении обстоятельств, нарушении норм применения материального и процессуального права, является немотивированным или недостаточно мотивированным. Определение вынесено в отношении лица, заведомо непричастного к правонарушению, с целью укрывательства правонарушения. Автор жалобы полагает, что Департамент организации дорожного движения Администрации г.Иваново виноват в том, что на ул. 9 Января г. Иваново отсутствует пешеходный переход. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что в Администрации г. Иваново зарегистрированы три обращения ФИО6 по факту отсутствия пешеходного перехода, а важны иные обстоятельства - имелись ли правовые и законные основания для рассмотрения указанных обращений и какие действия должны были осуществиться по результатам рассмотрения указанных обращений. Кроме того, прокуратура не уведомляла заявителя о переадресации указанных обращений, в связи с чем, скорее всего, они поступили не от прокуратуры, а из УГИБДД. Данное обстоятельство Шугаевой М.М. определено неверно. Все сведения, содержащиеся в ответе Мягкова А.А. от 01 ноября 2019 года, заявителю уже были известны из ответов УГИБДД и прокуратуры Ленинского района г. Иваново. Из ответа прокуратуры Ленинского района г. Иваново следовало, что прокуратура провела проверку и внесла представление об устранении допущенных нарушений и о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, исполнение которого прокуратурой не было поставлено на контроль. При этом прокуратура «закрыла глаза» на то обстоятельство, что совершено правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ. Все обращения заявителя, которые незаконно попали в адрес Администрации г. Иваново, а именно, Мягкова А.А., уже были рассмотрены по существу и не требовали рассмотрения. По мнению ФИО6, обращения попали в руки Администрации г. Иваново в нарушение действующего законодательства и не должны были рассматриваться как в силу положений ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, налагающей на Мягкова А.А. запрет на рассмотрение обращения и ч. 2 ст. 6 № 59-ФЗ, налагающей на Мягкова А.А. запрет к доступу содержания обращения, так и исходя из фактических обстоятельств. Единственным правильным решением со стороны Мягкова А.А. должно было явиться не рассмотрение обращения, а направление его обратно тем, кто его незаконно прислал, на основании положения ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ. Кроме того, Мягков А.А. не обеспечил объективного и всестороннего рассмотрения обращения в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 № 59-ФЗ и не принял мер, направленных на восстановление нарушенных прав в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 №59-ФЗ. При этом Мягков А.А. никого не собирался наказывать, узнав о грубейшем нарушении законодательства. Все доводы, указанные ФИО6 в заявлении, Шугаевой М.М. проигнорированы и не опровергнуты, что свидетельствует о том, что заявление рассмотрено ненадлежаще, а определение нельзя считать мотивированным.
ФИО6, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, на рассмотрение жалобы не явился, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил. С учетом мнения прокурора и защитника, в соответствии с ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ судом принято решение о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Ленинского района г. Иваново Выренков Е.Ю. просил оставить определение заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. от 26 декабря 2019 года без изменения ввиду необоснованности доводов жалобы.
Защитник лица, в отношении которого вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, - заместителя главы Администрации города Иваново Мягкова А.А., действующая на основании доверенности, - Борисова Н.А. просила отказать в удовлетворении жалобы, считая ее доводы необоснованными. Представила в суд объяснение, суть которого сводится к следующему. Согласно решению Ивановской городской Думы от 30 марта 2006 года № 85 «Об утверждении Положения об Администрации города Иванова» в компетенцию Администрации города Иванова входят исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения города Иванова, среди которых (п. 4) организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова...., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении благоустройства Администрации города Иванова, утвержденное решением Ивановской городской думы от 31 мая 2006 года № 150, Управление является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческой функции в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица. Пунктом 2.2.15 данного Решения установлено, что Управление благоустройства администрации города Иванова организует и обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Иванова по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа.
Распоряжением Администрации города Иваново от 08 июля 2019 года №295-р «О распределении обязанностей между Главой города Иванова и заместителями главы Администрации города Иванова» непосредственный контроль за деятельностью Управления благоустройства администрации города Иваново возложен на заместителя главы Администрации города Иваново Мягкова А.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
16 октября 2019 года в Администрацию города Иваново поступило письмо прокуратуры Ивановской области от 10 октября 2019 года № 7-507-2017 о направлении в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ трех обращений ФИО6 для рассмотрения в пределах компетенции. Из письма прокуратуры Ивановской области следовало, что его экземпляр был направлен ФИО6 для сведения. Тем самым, во исполнение требований ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ гражданин был уведомлен прокуратурой о переадресации обращений в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. По результатам рассмотрения обращений ФИО6 01 ноября 2019 года заявителю дан мотивированный ответ. С учетом распределения полномочий органа местного самоуправления между структурными подразделениями Администрации города Иваново, с сохранением контроля за их деятельностью, рассмотрение заместителем главы Администрации города Иваново Мягковым А.А. перенаправленного по подведомственности обращения ФИО6 осуществлялось правомерно в установленном Законом № 59-ФЗ порядке. Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, вынесено с учетом положений п. 2 ч. 1 статьи 24.5, ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, основания для его отмены отсутствуют.
Проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании прокурора и защитника, ознакомившись с представленным в суд объяснением по существу жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 25 ч. 1 ст. 13 Устава города Иванова к вопросам местного значения города Иванова относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно решению Ивановской городской Думы от 30 марта 2006 года № 85 «Об утверждении Положения об Администрации города Иванова» в компетенцию Администрации города Иванова входят исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения города Иванова, среди которых (п. 4) организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова...., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1.1 Положения об Управлении благоустройства Администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской думы от 31 мая 2006 года № 150, Управление является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческой функции в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица. Пунктом 2.2.15 данного Решения установлено, что Управление благоустройства Администрации города Иванова организует и обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Иванова по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа.
Распоряжением Администрации города Иваново от 08 июля 2019 года №295-р «О распределении обязанностей между Главой города Иванова и заместителями главы Администрации города Иванова» заместитель главы Администрации города Иваново Мягков А.А. организует и координирует деятельность, в частности, по благоустройству города, осуществляет непосредственный контроль за деятельностью управления благоустройства.
В силу п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из представленных суду материалов, 27 ноября 2019 года в прокуратуру Ленинского района г. Иваново из прокуратуры Ивановской области для рассмотрения в соответствии с принципом территориальности направлено обращение ФИО6 о возбуждении в отношении заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ. Из содержания обращения следует, что в ответе заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А. на обращение ФИО6 не содержится каких-либо вопросов, относящихся к компетенции Администрации г. Иваново, ответ дан в нарушение запрета, предусмотренного ч. 6 ст. 8 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 59-ФЗ. При этом Мягков А.А. уклонился от обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения обращения, нарушив положения п. 1 ч. 1 ст. 10 № 59-ФЗ, не сообщил об отсутствии Проекта организации дорожного движения на ул. 9 Января г.Иваново, не принял мер, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя. Тем самым совершено правонарушение, которым заявителю причинен моральный вред. По мнению ФИО6, Мягков А.А. не имел права рассматривать обращение, в котором ставился вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, не относящийся к его компетенции.
Из материалов дела также следует, что 16 октября 2019 года в Администрацию г. Иваново из прокуратуры Ивановской области в порядке ч. 3 ст.8 Федерального закона № 59-ФЗ поступили по подведомственности для рассмотрения три обращения ФИО6 по вопросу отсутствия пешеходного перехода на ул. 9 Января г. Иваново. ФИО6 данная информация направлена для сведения. По результатам рассмотрения обращений ФИО6 заявителю дан ответ № от 01 ноября 2019 года, подписанный заместителем главы Администрации г. Иваново Мягковым А.А. Согласно данному ответу в настоящее время управлением благоустройства разрабатывается проектная документация на ремонт улицы 9 Января, в рамках которой планируется определить соответствие дорожных условий для обустройства пешеходного перехода в районе пересечения с улицей Калинина. В случае положительного решения организацию нерегулируемого пешеходного перехода в районе пересечения улиц 9 Января и Калинина планируется выполнить в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году.
В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Иваново по обращению ФИО6 проверки установлено следующее. Администрацией г.Иваново, в соответствии с предоставленными полномочиями, правомерно рассмотрены три обращения ФИО6 по вопросу обустройства пешеходного перехода на улицах городского округа Иваново. По результатам рассмотрения обращений ФИО6 в установленный законом срок по адресу электронной почты заявителя направлен мотивированный ответ по существу поставленного в обращениях вопроса. Указанный ответ подписан уполномоченным должностным лицом Администрации г. Иваново. Таким образом, нарушений требований Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении указанных обращений не выявлено.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Исходя из требований ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При рассмотрении прокуратурой Ленинского района г. Иваново обращения ФИО6 вышеуказанные требования КоАП РФ соблюдены.
Изложенные в обращении доводы ФИО6 о нарушении заместителем главы Администрации г. Иваново Мягковым А.А. требований ч. 2 ст. 6, ч. 6 ст. 8, п.1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с чем заявителю причинен моральный вред, были проверены прокуратурой Ленинского района г. Иваново в полном объеме, путем истребования соответствующих сведений из Администрации г. Иваново, оснований не доверять которым не имелось.
Содержащийся в жалобе довод о том, что обжалуемое определение вынесено в отношении лица, заведомо непричастного к правонарушению, с целью укрывательства правонарушения, состоятельным признать нельзя.
Доказательств того, что заместитель главы Администрации г. Иваново Мягков А.А. допустил указанные автором жалобы нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений, в материалах дела не содержится.
Вопреки доводам жалобы, Администрацией г. Иваново, в соответствии с предоставленными Федеральным законом № 131-ФЗ полномочиями, правомерно рассмотрены три обращения ФИО6 по вопросу отсутствия пешеходного перехода на ул. 9 Января г. Иваново. В течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителю по адресу его электронной почты направлен мотивированный ответ по существу поставленного в обращениях вопроса. Указанный ответ подписан должностным лицом Администрации г. Иваново, действовавшим в пределах полномочий, предоставленных ему распоряжением Администрации города Иваново от 08 июля 2019 года № 295-р «О распределении обязанностей между Главой города Иванова и заместителями главы Администрации города Иванова».
Ссылка в жалобе на то, что прокуратура Ивановской области не уведомила заявителя о переадресации указанных обращений в прокуратуру Ленинского района г. Иваново, опровергается представленными материалами дела.
Утверждение автора жалобы о том, что Мягков А.А. не обеспечил объективного и всестороннего рассмотрения его обращения в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 № 59-ФЗ и не принял мер, направленных на восстановление нарушенных прав в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 № 59-ФЗ, несостоятельно, опровергается содержанием ответа № от 01 ноября 2019 года.
Все фактические и юридически значимые обстоятельства заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. установлены верно.
Изложенные в определении от 26 декабря 2019 года заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. выводы об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А. мотивированные и правильные.
В ходе проверки на основе исследования всех обстоятельств, доводов заявителя заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. вынесено обоснованное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выводы прокурора соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям законодательства. Каких-либо существенных нарушений норм КоАП РФ заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. при рассмотрении обращения ФИО6 не допущено.
Таким образом, изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данной жалобы.
Оснований, влекущих безусловную отмену или изменение вынесенного заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по итогам рассмотрения обращения ФИО6 не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
определение заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Шугаевой М.М. от 26 декабря 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Иваново Мягкова А.А. оставить без изменения, а жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Раскина