РЕШЕНИЕ УИД91RS0№-75
ИФИО1 дело№
12 мая 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО3,
с участием истицы ФИО2, представителя ответчика администрации <адрес> ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен признанного аварийным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению в собственность благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте <адрес>, равнозначного по площади <адрес> по пер.Нагорному, <адрес>. В обоснование требований указано, что истица на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>, и на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес> по пер.Нагорному, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по пер.Нагорному <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом также признан аварийным и подлежащим сносу. Полагает, что имеет право на предоставление иного жилого помещения.
В судебном заседании истица требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в доме проживать сложно, в квартире плесень и сырость, ухудшилось состояние здоровья ребенка, программы по переселению еще не имеется.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 с требованиями не согласилась, просила отказать. Пояснила, что имеется бюджет для расселения и очередность.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены МКУ Департамент городского хозяйства, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, МКУ Департамент жилищной политики, представители которых в заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, представитель которого в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, представлены пояснения по заявленным требованиям, где указывают на наличие обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению другого жилого помещения, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Выслушав истицу и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрела в собственность <адрес> по пер. Нагорному, <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приняла в собственность <адрес> по пер.Нагорному, <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии выявлены основания для признания многоквартирного дома по пер.Нагорному, <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Представлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, а также заключение ИП ФИО5 о результатах технического обследования несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома, где в заключении указано, что общее техническое состояние многоквартирного дома идентифицируется как аварийное, указано, что не обеспечена механическая безопасность, техническая надежность, объект не является сейсмостойким. Сделан вывод, что обследуемый многоквартирный дом является не пригодным для проживания, является аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер.Нагорному, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. На МКУ Департамент городского хозяйства администрации <адрес> возложена обязанность, в том числе, по организации проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопросов сноса многоквартирного дома и обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений в установленном законом порядке, по отправке собственникам требования о сносе.
Из ответа МКУ Департамент жилищной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в январе 2022 года администрацией города проведено собрание с собственниками и нанимателями жилых помещений во дворе МКД по пер. Нагорному, <адрес>, на котором жильцы проинформированы о принятии решения о признании дома аварийным, сроках переселения граждан и необходимости предоставления в администрацию города документов, подтверждающих право пользования или владения жилым помещением. Собственникам жилых помещений предложено определиться со способом отселения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ и проинформировать в письменной форме о выбранном ими способе. Указано, что ФИО2 не предоставила сведения об основных характеристиках жилого помещения, праве собственности и выборе способа отселения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, на ответчика – администрацию <адрес> была возложена обязанность по предоставлению суду копии указанного протокола общего собрания собственников и нанимателей <адрес> по пер.Нагорному в <адрес>. Однако представителем администрации такая обязанность не была исполнена, копия протокола общего собрания в рамках рассмотрения иска ФИО2 не была предоставлена, в связи с чем, суд исходит из информации, представленной в ответе МКУ Департамент жилищной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В дело представлена копия информационного листа от ФИО2, датированное ДД.ММ.ГГГГ, но не имеющим сведений о дате подачи такого уведомления в администрацию города или иной уполномоченный орган, где ФИО2 определила способ переселения – по соглашению с собственником путем предоставления другого жилого помещения по договору мены (две разные квартиры). Из представленного информационного листа невозможно с достоверностью сделать вывод, что такие сведения истицей были предоставлены в администрацию города или иной уполномоченный орган (нет даты поступления в орган).
В соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч.5).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч.9).
В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если многоквартирный дом признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Аналогичная позиция Верховного Суда РФ закреплена в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Материалы дела не содержат доказательств того, что многоквартирный дом по пер.Нагорному 3 в <адрес> включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. При этом Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах».
Кроме того, участниками не представлены доказательства заключения сторонами соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, как это предусмотрено ч.8 ст. 32 ЖК РФ. Сам факт признания жилого дома аварийным и непригодным для проживания не порождает обязанности администрации <адрес> незамедлительно предоставить истице вне очереди жилого помещения взамен занимаемого.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, признавая их заявленными преждевременно, поскольку процедура изъятия жилых помещений и земельного участка не завершена, соглашение в порядке ч.8 ст. 32 ЖК РФ с истицей не заключено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░░ ░░░.░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.05.2022