Дело № 2-605/2020
29RS0001-01-2020-001035-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2020 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего Цаплина А.Н.,
при секретаре Пивневой В.А.,
с участием представителя истца Подобаевой Т.Г.,
представителя ответчика – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – Абрамовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черкесова М. В. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о разделе земельного участка и прекращении права аренды земельного участка,
установил:
Черкесов М.В. обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, филиалу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Северная железная дорога о разделе земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 366 752 кв.м., в координатах, согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на два земельных участка: под нужды филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») Северная железная дорога, площадью 3 363 857 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, местоположение: установлено относительно ориентира Вельский район с запада на восток, и под обслуживание административного здания, площадью 2 895 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, и о прекращении права аренды земельного участка филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Северная железная дорога на часть земельного участка, общей площадью 2 895 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>.
В обоснование иска Черкесов М.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам открытого аукциона в электронной форме приобрел у АО «Железнодорожная торговая компания» Ярославский филиал нежилое административное здание, общей площадью 378,8 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: Архангельская область <адрес>. Государственная регистрация осуществлена по месту нахождения объекта недвижимости – в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и НАО, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №. Административное здание передано без земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 366 752 кв.м., на котором находится принадлежащий ему объект недвижимости, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги) является собственностью Российской Федерации, и передан в аренду ОАО «РЖД». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Для оформления земельного участка под объектом недвижимости обратился к кадастровому инженеру, который сформировал земельный участок с целью образования земельного участка под объектом недвижимости и территории, необходимой для его использования, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. На сформированный земельный участок была составлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая была направлена в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе для предварительного согласования. Схема, была возвращена без согласования и предложено устранить ошибки. Также было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером № по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № находится в аренде у ОАО «РЖД». В связи с этим необходимо согласие арендатора ОАО «РЖД» на формирование нового земельного участка в результате раздела арендуемого земельного участка. В адрес филиала ОАО «РЖД» Северной железной дороги было направлено заявление о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером №. ОАО «РЖД» на раздел земельного участка не согласилось, но предложило заключить договор субаренды непосредственно на земельный участок под объектом недвижимости по ставке арендной платы, указанной в абз. 5 пункт 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и договор субаренды на земельный участок, необходимый для обслуживания объекта недвижимости по ставке арендной платы, определенной путем оформления отчета независимого оценщика о рыночной величине платы по договору субаренды. Между тем, обладая частью земельного участка, находящегося в аренде у ОАО «РЖД» на праве субаренды, он не имеет возможности поменять вид разрешенного использования земельного участка, так как законодательством не предусмотрено изменение вида разрешенного использования на часть земельного участка. Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Фактически сформированный для раздела земельный участок под объектом не используется Филиалом ОАО «РЖД» Северная железная дорога в соответствии с видом разрешенного использования для производственной деятельности и эксплуатации железнодорожного транспорта и находится на расстоянии более 250 метров от крайней рельсы. В настоящее время он, являясь собственником объекта недвижимости, не может в полной мере осуществлять правомочия собственника здания, в том числе использовать земельный участок по своему усмотрению. В связи с чем, считает, что необходимо разделить земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 366 752 кв.м., на два земельных участка, а именно: под нужды ОАО «РЖД», площадью 3 363 857 кв.м., и под обслуживание административного здания, площадью 2 895 кв.м. Полагает, что само по себе расположение административного здания в полосе отвода железной дороги не может служить основанием для отказа в разделе земельного участка.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от 13 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, кадастровый инженер Кокорин А.Ю.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от 03 сентября 2020 года ненадлежащий ответчик – филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога, не являющийся самостоятельным юридическим лицом, заменен надлежащим ответчиком – ОАО «РЖД», с одновременным исключением ОАО «РЖД» из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от 03 сентября 2020 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области.
Представитель истца Подобаева Т.Г. в ходе судебного заседания уточнила исковые требования, просит: произвести раздел земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 366 752 кв.м. в координатах согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории: <данные изъяты>; на два земельных участка: под нужды филиала ОАО «РЖД» площадью 3 363 857 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский район, местоположение: установлено относительно ориентира Вельский район с запада на восток, и под обслуживание административного здания, площадью 2 895 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>; прекратить право аренды филиала ОАО «РЖД» на земельный участок общей площадью 2 895 кв.м., расположенный по адресу: Архангельская область, <адрес>. Указала, что в настоящее время земельный участок под приобретенным Черкесовым М.В. объектом недвижимости ОАО «РЖД» не используется. Полоса отвода железной дороги на кадастровом учете не состоит, является декларативной, ее границы не определены.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Абрамова Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении, указав, что земельный участок с кадастровым номером №, находится в федеральной собственности с разрешенным использованием деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги). Отношения по использованию вышеуказанного земельного участка регулируются договором аренды, заключенным между ОАО «РЖД» и Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области. Таким образом, объект аренды обременен в виде обязательств ОАО «РЖД» по ранее заключенному договору аренды между Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и ОАО «РЖД». Любое соглашение о передаче части обремененного земельного участка в аренду иному лицу будет являться недействительным. ОАО «РЖД» не препятствует в использовании Черкесовым М.В. земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества. Черкесову М.В. предложено заключить с ОАО «РЖД» договор субаренды земельного участка.
Представитель ответчика – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на судебное заседание не явился, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Черкесову М.В. отказать.
Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили.
Третье лицо – кадастровый инженер Кокорин А.Ю. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица – администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил, полагает возможным удовлетворение иска в случае отсутствия нарушений прав и законных интересов третьих лиц.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассматривает дело без участия не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя истца Подобаевой Т.Г., представителя ответчика – ОАО «РЖД» – Абрамовой Н.Н., исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктами 1, 2 и 6 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные. Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.
Из п. 1 ст. 131 ГК РФ следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что на основании договора № купли-продажи недвижимого имущества/земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме
№ лот № (№) на право заключения договора купли-продажи объекта недвижимого имущества АО «Железнодорожная торговая компания» (далее – АО «ЖТК»), Черкесов М.В. приобрел здание (административное, нежилое), общей площадью 378,8 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>. Объект принадлежал продавцу на праве собственности, запись регистрации права собственности АО «ЖТК» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (к договору
№ от ДД.ММ.ГГГГ) здание по вышеуказанному адресу передано покупателю Черкесову М.В.
На административное здание изготовлен технический паспорт.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ административное здание, площадью 378,8 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Черкесовым М.В. ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права
№.
Данные сведения также подтверждаются Выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
ДД.ММ.ГГГГ Черкесов М.В. обратился к главному инженеру Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» с заявлением о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер – кадастровый номер №), с целью образования земельного участка под приобретенным в собственность объектом недвижимости и территории необходимой для его использования и намерением приобретения земельного участка под зданием в собственность, приложив схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и пояснительную записку.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника железной дороги филиала ОАО «РЖД» Северной железной дороги Гусевым В.В. дан ответ на заявление Черкесова М.В. с предложением заключить договор субаренды земельного участка, на котором находится принадлежащий Черкесову М.В. на праве собственности объект недвижимого имущества.
Земельный участок, категория земель: земли поселений, под объекты железнодорожного транспорта, общей площадью 3 366 752 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира Вельский район с запада на восток, расположенного в границах участка, с кадастровым номером №, находится в собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии №.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, общей площадью 3 366 752 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира Вельский район с запада на восток, с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер – кадастровый номер №), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги).
Из указанной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости также следует, что административное здание, площадью 378,8 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>, зарегистрированное на праве собственности за Черкесовым М.В., располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с условиями договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Договор аренды), заключенного между Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и ОАО «РЖД», в аренду ОАО «РЖД» передан земельный участок площадью 3 366 752 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для производственной деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги).
Согласно п. 5.1.2 Договора аренды, арендатор имеет право передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, сдавать земельный участок в субаренду, в пределах срока настоящего договора при условии обязательного уведомления арендодателя с указанием наименования субарендатора, площади земельного участка, целевом использовании передаваемого в субаренду земельного участка.
В соответствии со ст.ст. 17, 27 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», земельные участки полосы отвода железной дороги ограничены в обороте и являются исключительно федеральной собственностью.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ; в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; д) отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 определены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» (далее – Правила).
Согласно п. 4 Правил арендатор обязан передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка.
Статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определены следующие понятия:
земли железнодорожного транспорта – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;
полоса отвода железных дорог (далее – полоса отвода) – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
охранные зоны – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц, установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отраслевыми строительными нормами ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», утвержденными указанием МПС РФ от 24 ноября 1997 года № С-1360у, установлены основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации.
В полосу отвода железных входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями (к ним относятся земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно-бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).
Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
В целом ширина земельных участков полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.
Согласно Акту осмотра территории объектов от ДД.ММ.ГГГГ, составленному администрацией городского поселения «Кулойское» установлено, что измерить расстояние от здания, расположенного на земельном участке по адресу: Архангельская область, <адрес>, до первого рельса железнодорожного пути общего пользования путем применения измерительных приборов непосредственно на местности не представляется возможным, поскольку территория наикратчайшего пути (по прямой линии) от здания до железнодорожных путей труднопроходима, заросла травой, деревьями, кустарником, возможно, пролегает через какие-либо строения. В связи с чем, расстояние вычислено при помощи сервисов «ЯндексКарты» и составляет 265 м.
Между тем, судом достоверно установлено и не оспаривается истцом, что административное здание, площадью 378,8 кв.м., кадастровый №, по адресу: Архангельская область, <адрес>, зарегистрированное на праве собственности за Черкесовым М.В., располагается в пределах находящегося в собственности Российской Федерации и поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер – кадастровый номер №), общей площадью 3 366 752 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира Вельский район с запада на восток, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги).
В этой связи, доводы представителя истца Подобаевой Т.Г. о том, что поскольку полоса отвода железной дороги на кадастровом учете не состоит, является декларативной, ее границы не определены, в связи с чем, имеется возможность раздела спорного земельного участка, суд находит несостоятельными, противоречащими имеющимся в материалах дела доказательствам и основанными на неверном толковании закона.
Поскольку земельные участки полосы отвода железной дороги ограничены в обороте и являются исключительно федеральной собственностью, заявленные требования истца о разделе земельного участка и прекращении права аренды земельного участка не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░