Дело № 2-493/2023
УИД 61RS0020-01-2023-000083-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 г. г.Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.
при секретаре Сугейко Д.А.
с участием истца Логачева А.В.
представителя ответчика - Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности № от 27.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2023 по иску Логачева А.В., Логачевой Н.Ш., Логачева В.А., Логачевой Г.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Логачевым А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Логачевой Н.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Логачевым В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Логачевой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2023.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они зарегистрированы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности Логачевой Г.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20.11.2004 года.
Дом по <адрес> в <адрес>, в котором они проживают, признан непригодным для постоянного проживания и снесен Администрацией города.
Их семья состоит из 4-х человек, которые были включены в список граждан на переселение в 2005 году по ш. Ленина под ТЭО №.
26.03.2010 года между Администрацией города Новошахтинска и Логачевым А.В., Логачевой Н.Ш., Логачевым В.А. и Логачевой Г.В. был заключен договор о предоставлении социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков №. Сумма социальной выплаты составляла 1 965 600,00 рублей. Указанную социальную выплату они направили на участие в долевом строительстве 2-х квартирного одноэтажного жилого дома по адресу: <адрес>.
17.05.2010 года между ними и ООО «Интерпром» был заключен договор № об участии в долевом строительстве. Согласно заключенного договора плановый срок окончания строительства и предоставления объекта и квартиры в нем для приемки комиссии - второй квартал 2011 года. Свои обязательства по договору - передача объекта в указанный срок ООО «Интерпром» не исполнил.
В связи с чем они были вынуждены обратиться в Ленинский районный суд г. Ростова на Дону с исковым заявлением о расторжении договора об участии в долевом строительстве, взыскании неустойки и компенсации морального вреда. 23.08.2013 вынесено решение по делу № 2-2091/2013, в котором их исковые требования были удовлетворены в полном объеме, и было вынесено дополнительное решение по этому же делу, в котором ООО «Интрепром» был обязан возвратить денежные средства в сумме 1 965 600,00 рублей в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу на счет Администрации города Новошахтинска.
До настоящего времени денежные средства, представляющие собой социальную выплату, предоставленную их семье для реализации права на переселение, в Администрацию города не поступали.
В Администрации города Новошахтииска имеется весь необходимый пакет документов для их переселения. В настоящее время они хотят использовать социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке, о чем письменно уведомили ответчика.
Они не однократно ездили в Администрацию города Новошахтинска по вопросу переселения, а также неоднократно обращались письменно, однако на обращения они получают один и тот же ответ, что денежные средства по расторгнутому договору об участии в долевом строительстве жилого дома по <адрес> от 17.05.2010 на счет Администрации города не поступали, в связи с чем с ними невозможно заключить дополнительное соглашение к договору (заключенного ранее) на предоставление социальной выплаты.
Считают, что их вины в сложившейся ситуации нет. В 2010 году Администрация города навязала им недобросовестного застройщика, который своевременно не построил жилой дом, несмотря на то, что на строительство данного дома уже были перечислены денежные средства Администрацией г.Новошахтинска в полном объеме, в размере их социальной выплаты.
Из жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес> все жильцы дома переселены в 2012 году, и дом снесен Администрацией города в 2013 году. С 2014 года по настоящее время фактически их семья осталась не переселена.
Истец Логачев А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Истцы Логачева Н. Ш., Логачев В.А., Логачева Г.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии сост.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика - Никулина О.Н.. действующая на основании доверенности, в судебное заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что с истцами уже был заключен договор о предоставлении социальной выплаты, деньги из бюджета были выделены и направлены застройщику, который впоследствии обанкротился, договор долевого участия между истцами и застройщиком расторгнут, но денежные средства последним не возвращены, в связи с чем выделение еще одной социальной выплаты повлечет за собой нецелевое расходование денежных средств. Дополнительно пояснила, что требования Администрации включены в реестр требований кредиторов ООО «Интерпром». Просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно представленным возражениям, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов ц поселков установлены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 с дальнейшими изменениями и дополнениями.
Согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результат ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списком переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Согласно пунктам "а" и "б" п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:
а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. <адрес>) (далее - ветхое жилье);
б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (с последующими изменениями) установлено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за ччет средств федерального бюджета в соответствии с названным Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами РФ, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев); что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (п.п. 2, 3 ст. 5).
Принятые Правительством РФ во исполнение названных положений закона меры направлены на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. п. 3, 8, 9, 12).
Предоставление социальных выплат осуществляется в связи с переселением из ветхого жилья граждан, при условии отсутствия обеспеченности другим жилым помещением, что определяет социальный характер указанных выплат, и является однократным.
Иного порядка предоставления социальной" выплаты, кроме как предусмотренного вышеназванными Правилами, нормативными актами не предусмотрено.
Из материалов дела следует и установлено судом, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу Логачевой Г.В. квартира №, был признан непригодным для проживания по критериям безопасности и граждане, зарегистрированные в нем, включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. По данной квартире в список были включены истцы под № ТЭО 12.
26.03.2010 года между Администрацией города Новошахтинска и истцами: Логачевым А.В., Логачевой Н.Ш., Логачевым В.А. и Логачевой Г.В., был заключен договор о предоставлении социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков №. Сумма социальной выплаты составляла 1 965 600,00 рублей.
17.05.2010 года между истцами и ООО «Интерпром» был заключен договор № об участии в долевом строительстве 2-х квартирного одноэтажного жилого дома по адресу: <адрес>, по условиям которого застройщик принял на себя обязательство в предусмотренный договором срок своими силами и/или с привлечением 3-их лиц построитель (создать) одноэтажный двухквартирный трехкомнатный жилой дом, имеющий строительный адрес: <адрес>, №. Застройщик привлекает Логачева А.В., Логачева В.А., Логачеву Н.Ш., Логачеву Г.В. в качестве участников долевого строительства с приобретением ими прав и обязанностей по строительству указанного выше объекта с целью приобретения ими в свою собственность по окончании строительства жилого помещения - трехкомнатной квартиры с условным №, общей площадью 77,64 кв.м. Плановый срок окончания строительства – второй квартал 2011 года, цена настоящего договора – 1 965 600,00 руб., который оплачивает Администрация города Новошахтинска в порядке, предусмотренном договором № на предоставление социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, заключенным 26.03.2010 между Администрацией города Новошахтинска и Логачевым А.В., Логачевым В.А., Логачевой Н.Ш., Логачевой Г.В.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.07.2013 по гражданскому делу по иску Логачева А.В., Логачевой Н.Ш., Логачева В.А., Логачевой Г.В. к ООО «Интерпром» о расторжении договора участия в долевом строительстве, взыскании денежных средств по договору, взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда (в редакции дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ) был расторгнут договор участия в долевом строительстве № от 17.05.2010, заключенный между Логачевым А.В., Логачевой Н.Ш., Логачевым В.А., Логачевой Г.В. и ООО «Интерпром», на застройщика возложена обязанность по возврату денежных средств в сумме 1 965 600 руб. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу на счет Администрации г. Новошахтинска Ростовской области для последующего предоставления истцам в виде социальной выплаты как лицам, подлежащим переведению из ветхого жилья.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2016 ООО «Интерпром» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве, конкурсное производство. Процедура конкурсного производства продлена до 25.04.2023. Требования Администрации города в отношении семьи Логачевых включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Интерпром».
Поводом для обращения истцов в суд, послужило то, что имеющие право на получение социальной выплаты, истцы ее до настоящего времени не получили, первоначально их ввели в заблуждение и принудили заключить договор об участии в долевом строительстве с недобросовестным застройщиком. Вины истцов в заключении указанного договора с недобросовестным застройщиком не имеется.
Согласно пункту 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил.
Согласно абз. 3 пункта 13 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что между сторонами после расторжения договора об участии в долевом строительстве от 17.05.2010 не было достигнуто соглашение о способе и об условиях переселения из аварийного жилищного фонда.
Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, где зарегистрированы истцы, снесен, граждане, в нем проживавшие переселены, кроме семьи истцов, администрация муниципального образования до настоящего времени не выполнила предусмотренную законом обязанность по предоставлению истцам социальной выплаты для их переселения, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, приходит к выводу о законности требований истцов об обязании ответчика заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством Энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2023. При этом не исполнение ООО «Интерпром» обязательств по возврату Администрации г. Новошахтинска денежных средств в размере 1 956 000 руб. не может являться основанием для отказа в предоставлении истцам предусмотренной законом социальной выплаты для приобретения жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Логачева А.В., Логачевой Н.Ш., Логачева В.А., Логачевой Г.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, третье лицо – Министерство энергетики Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области (ул. Харьковская, д. 58, г. Новошахтинск, Ростовская область, 346900, ИНН 6151005266, ОГРН 1026102485034) заключить с Логачевым А.В. (паспорт №), Логачевой Н.Ш. (паспорт №), Логачевым В.А. (паспорт №), Логачевой Г.В. (паспорт №), зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено 06.03.2023 с учетом положений ст.ст. 107, 108 ГПК РФ.