Решение по делу № 2-727/2023 (2-8613/2022;) от 26.09.2022

74RS0002-01-2022-007934-45

Дело № 2-727/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      17 мая 2023 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Шваб Л.В.,

при секретаре Кобяковой Н.В.,

с участием представителя истца Фалькова Д.Н.,

представителя ответчика Сениной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надиенко В.И. к Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности установить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Надиенко В.И. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости; возложении обязанности назначить Надиенко В.И. с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости с учетом получения права на получение страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет, взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что истец является инвалидом в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, ему установлена пенсия по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ Надиенко В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу в установлении страховой пенсии по старости было отказано со ссылкой на отсутствие у истца права на одновременное получение двух пенсий, поскольку им не был представлен документ, подтверждающий, что он в период ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС проходил военную службу по призыву. Истец с названным решением не согласился, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Надиенко В.И. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Представитель истца Фальков Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что истец, будучи военнообязанным, был направлен для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он в качестве водителя автомобиля принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. По заключению медико-социальной экспертизы Надиенко В.И. является инвалидом второй группы. Причиной инвалидности является заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика Сенина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.

С учетом мнения представителей истца и ответчика, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного истца.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Надиенко В.И. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным ОПФР по Челябинской области Надиенко В.И. в установлении страховой пенсии оказано. Согласно указанному решению основанием для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости является отсутствие документа подтверждающего, что заявитель в период ликвидации аварии на ЧАЭС проходил военную службу по призыву.

В силу норм ст.ст. 39, 55 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение граждан, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Право на пенсию в соответствии с этим федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 (пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пунктом 2 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в том числе, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 13 Закона РФ
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся в том числе военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления этого закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Абзацем первым пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного закона, включая военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» даны разъяснения о том, что пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В пункте 4 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 07.02.2012 г. №1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина В.В. Авдонина» указано, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного суда Российской Федерации следует, что к числу лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, отнесены граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от радиационного воздействия, в частности военнообязанные, призванные на специальные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Для этих граждан установлен льготный порядок пенсионного обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19.01.2021 г. № 1-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подвязникова А.Л. на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вышеперечисленные лица приравниваются в сфере пенсионного обеспечения к гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и страховой пенсии по старости на основании Федерального закона «О страховых пенсиях». Критерием такого приравнивания является получение при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнообязанными, призванными на специальные сборы, направленными и командированными для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевания, приведшего к инвалидности.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Надиенко В.И. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Надиенко В.И. выдана справка об инвалидности МСЭ-2021 , согласно которой ДД.ММ.ГГГГ истцу повторно бессрочно установлена инвалидность II группы. В качестве причины инвалидности в справке указывается на заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Основанием выдачи справки является акт освидетельствования медико-социальной экспертизы.

Участие Надиенко В.И. в ликвидации последствий на ЧАЭС подтверждается архивной справкой № ЮЛ-Н-09/04-09 от ДД.ММ.ГГГГ, указывающей, что Надиенко В.И. командирован приказом от ДД.ММ.ГГГГ в Чернобыль сроком на 65 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как водитель автомобиля управления автомобильного транспорта, в журнале регистрации работников, принявших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, в отношении Надиенко В.И. указано на пребывание в 30 км зоне ЧАЭС.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной Республиканским государственным учреждением по делам обороны г. Степногорска, Надиенко В.И. действительно принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания выдачи справки указано дело «Со списками военнообязанных, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС».

Военный билет НС от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Надиенко В.И., подтверждает, что истец, участвуя в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, являлся военнообязанным.

Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием Надиенко В.И. имеет право на получение двух пенсий предусмотренных законодательством: пенсии по инвалидности в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Статьей 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлено, что гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Пунктом 3 части первой статьи 13 названного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

Статьей 28.1. Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Таким образом, у Надиенко В.И. по достижению им возраста 55 лет возникло право на получение страховой пенсии по старости, предусмотренное статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 8 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью 3 статьи 35 указанного закона установлено, что с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Надиенко В.И. достиг возраста 55 лет в 2014 году.

Согласно материалам гражданского дела размер индивидуального пенсионного коэффициента истца составляет 35,698.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пенсий), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по невыплате в полном объеме пенсии, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия), применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного пенсионным органом.

Поскольку изначально, при рассмотрении заявления о установлении пенсии, пенсионным органом необоснованно было отказано в назначении предусмотренной законом пенсии, истец был лишен возможности получать пенсию в установленные сроки и в предусмотренном законом размере. Учитывая, что пенсионное обеспечение направлено на создание получателем достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу Надиенко В.И. компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Надиенко В.И. к Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности установить страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Надиенко В.И. страховой пенсии по старости незаконным.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ИНН 7453040822) обязанность по установлению Надиенко В.И. (паспорт 75 04 ) страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ИНН 7453040822) в пользу Надиенко В.И. (паспорт 75 04 ) компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В удовлетворении оставшихся исковых требований Надиенко В.И. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Шваб

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года

2-727/2023 (2-8613/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Надиенко Василий Ильич
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Военный комиссариат Челябинской области.
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Шваб Лариса Валерьевна
Дело на сайте суда
centr.chel.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2022Подготовка дела (собеседование)
18.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2023Предварительное судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
17.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее