Дело № 2-1431/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 06 августа 2024 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Жукова В.И.
с участием помощника прокурора г. Кумертау Рыскулова М.Р.
при секретаре судебного заседания Ивановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению образовательный комплекс «Перспектива» городского округа <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке ст. 45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <...> РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <...> проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образовательный комплекс «Перспектива» городского округа <...> Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 102 Федерального закона от <...> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в реестр контрактов включаются следующие информация и документы информация об исполнении контракта, в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы. Руководствуясь ч. 3 ст. 103 Закона в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. С целью реализации вышеуказанных положений Закона постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения' государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила),
В соответствии с п. п. "в" п. 11 Правил в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. На основании п. п. "к", п. 14 Правил предусмотренная подпунктом "в" пункта 11 настоящих Правил информация об оплате формируется автоматически на основании документов, полученных в рамках информационного взаимодействия государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" с единой информационной системой. При этом, информация о соответствии платежного документа документу о приемке товаров, работ, услуг, условию об уплате аванса обеспечивается посредством идентификатора этапа исполнения контракта. Согласно пункту 9 Правил ответственность за неполноту, недостоверность информации и документов, формируемых для размещения в реестре, несет заказчик.
Между тем, проведенной прокуратурой города проверкой выявлены вопиющие факты ненадлежащего информационного обеспечения об этапах исполнения контрактов. В частности, муниципалитетом на систематической основе игнорируются требования об изменении статуса исполненного контракта, чем нарушается принцип открытости и прозрачности закупок.
Так, по состоянию на <...> мониторингом Единой информационной системы всего выявлены 2 контракта (<...>, 3<...>), фактически исполненных до <...>, а также расторгнутых по соглашению сторон, по которым не внесены изменения статуса об их исполнении. Указанные нарушения не позволяют своевременно осуществлять контроль за исполнением контрактов поставщиком и заказчиком контрольно-надзорными органами, что также не способствует достижению целей закупки. Более того, названные упущения нарушают права неопределенного круга лиц на доступность информации об исполнении и расторжении контрактов, а также освоении и расходовании бюджетных средств. Кроме того, выявленные нарушения также ущемляют права субъектов предпринимательской деятельности при выборе учреждения для участия в конкурентной закупке, поскольку некорректное отражение статуса исполненных контрактов, а также отсутствие сведений реестре контрактов об оплате поставленной учреждению продукции не позволяют объективно оценить риски по оплате контрактов при работе с заказчиком. В частности, в реестр контрактов по состоянию на <...> не внесены сведения об исполнении фактически исполненных, а также расторгнутых по соглашению сторон контрактов, при их реальном исполнении, а также расторжении по соглашению сторон до настоящего времени сохраняется статус "исполнение".
Руководствуясь ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Согласно ст. 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу вышеуказанных положений законодательства каждый гражданин Российской Федерации наделен правом на информационное обеспечение об освоении бюджетных средств, а также о проведении государственных и муниципальных закупок и реальном исполнении заключенных контрактов как поставщиками (подрядчиками), так и заказчиками.
Вместе с тем, не размещение обязательных сведений в реестре контрактов Единой информационной системы, а также размещение недостоверных сведений об исполнении контрактов, в том числе о статусе их исполнения, нарушает данное право граждан на информационное обеспечение исполнения контрактов, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от <...> <...> "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Вопреки вышеуказанным нормам закона нарушения законодательства муниципалитетом не устранены до настоящего времени. В этой связи прокурор вынужден обратиться в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Частью 4 статьи 27 Федерального закона от <...> <...> "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного просит: признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образовательный комплекс «Перспектива» городского округа <...> Республики Башкортостан по состоянию на <...>, выраженное в невнесении актуализированных сведений в реестр контрактов о фактически исполненных контрактах со сроками исполнения до <...>. Обязать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кумертауский педагогический колледж Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем внесения в реестр контрактов Единой информационной системы сведений об исполнении исполнителями и заказчиком контрактов №(<...>, <...> со сроками исполнения до <...> для изменения статуса «на исполнение» на «исполнено».
В судебном заседании прокурор Рыскулов М.Р. поддержал исковые требования, привел изложенные выше доводы.
Представитель ответчика МБОУ ОК «Перспектива» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представила письменное заявление о признании иска, в котором пояснила, что признание иска сделано добровольно, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что ответчик добровольно признал исковые требования истца. Признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому принимается судом.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <...> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образовательный комплекс «Перспектива» городского округа <...> Республики Башкортостан по состоянию на <...>, выраженное в невнесении актуализированных сведений в реестр контрактов о фактически исполненных контрактах со сроками исполнения до <...>.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение образовательный комплекс «Перспектива» городского округа <...> Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем внесения в реестр контрактов Единой информационной системы сведений об исполнении исполнителями и заказчиком контрактов №(<...>, <...> со сроками исполнения до <...> для изменения статуса «на исполнение» на «исполнено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий