д. № 2а-800/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года п. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего: судьи Тошеревой И.В.,
при секретарях Юниной Ю.С., Барчуковой Ю.П.,
с участием: административного истца Павлова А.С., представителя административного ответчика ООО «Русская охота» - Сытника Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павлов А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Русская охота» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности выдать разрешение на любительскую и спортивную охоту, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Павлов А.С. обратился в суд с административным иском к ООО "Русская охота" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выдать разрешение на любительскую и спортивную охоту, взыскании компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ подал в ООО "Русская охота" заявление на право предоставления любительской охоты на зайца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на лисицу, корсака с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Павловым А.С. получен письменный отказ в выдаче разрешения и путевок на право охоты на лису и зайца. Считает, что данный отказ является не обоснованным и не имеет юридического обоснования. При этом, ответчик в своем отказе ссылается, что при выдаче разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов, либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 г. № 379). Полагает, что в результате необоснованного отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки-договора на право охоты нарушены права истца на добычу охотничьих ресурсов и на осуществление любительской охоты, гарантированные статьями 8, 14 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов". Незаконными действиями ему причинен моральный вред, который он оценивает в 20000 рублей. Истец просит признать бездействие ООО «Русская охота» незаконными в невыдаче надлежащим образом оформленного разрешения на добычу охотничьих ресурсов; обязать ООО «Русская охота» выдать разрешение на любительскую и спортивную охоту на добычу пушных животных (лиса, заяц) в закрепленном охотхозяйстве; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Административный истец Павлов А.С. в судебном заседании поддержал административный иск, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях. Дополнительно пояснил, что лично к Козлову Д.Н. требования не заявляет, требования заявляет только к ООО "Русская охота". Просит взыскать компенсацию морального вреда, поскольку в течение 4-х лет административный ответчик отказывает в выдаче разрешения. На сайте общества нет ни какой информации. Административный ответчик не выполняет распоряжение Губернатора Оренбургской области.
Представитель административного ответчика ООО «Русская охота» Сытник Ю.А., действуя на основании доверенности, с административным иском не согласился, в судебном заседании пояснил, что истцу отказано в выдаче разрешения на основании п.17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. При установлении нормы пропускной способности ООО "Русская охота" руководствуется п.3 Распоряжения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 03.07.2014г № 142-р "О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормах пропускной способности в охотничьих угодьях Оренбургской области", поскольку ООО "Русская охота" является охотпользователем по охотхозяйственному соглашению. Согласно Проекту внутрихозяйственного устройства охотничьего хозяйства ООО "Русская охота" в Саракташском районе участок № от ДД.ММ.ГГГГ, расчет территориальной пропускной способности хозяйства при охоте на зайца в пределах 9 охотников: заяц с собакой 2 охотника, заяц с троплением 1 охотник, заяц загоном (лисица) 6 охотников (таблица 4.6.1). Согласно схемы использования и охраны охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Русская охота" Оренбургская область, Саракташский район от ДД.ММ.ГГГГ участок №, дневная и сезонная территориальная пропускная способность охотничьего хозяйства зайца, лисицы - 12 (таблица 12.3). На дату получения заявления Павлова А.С. все разрешения были выданы. Не отрицал, что ответ Павлову А.С. был выдан позднее установленного срока. Журнал учета поступивших заявлений и выдачи разрешений в ООО "Русккая охота" не ведется.
Представитель заинтересованного лица Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Просил принять решение по делу, соответствующее нормам материального и процессуального права. Из отзыва следует, что ООО "Русская охота" является охотпользователем по охотхозяйственному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. Согласно таблице 4.6.1 "Расчет территориальной пропускной способности хозяйства" проекта внутрихозяйственного устройства охотничьего хозяйства ООО "Русская охота" в Саракташском районе Оренбургской области, в период на зайца загоном количество охотников может составлять 6 человек. Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержден Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года.
Представитель Управления охотничьего хозяйства министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо главный охотовед Саракташского района Оренбургской области Нечаев В.И. в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Согласно полученной телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом их надлежащего извещения и отсутствия ходатайств об отложении судебного заседания.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные сторонам доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого субъект Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № № «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № №) правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № № порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 2 п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № № "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется, в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
На основании части 7 статьи 31 Федерального закона № № приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2017 года № 646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (далее - Методические рекомендации № 646).
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 2 Федерального закона № № основными принципами правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются в числе других обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, а также гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов. Аналогичные принципы сформулированы в Методических рекомендациях № 646 (пункт 1).
Право на добычу охотничьих ресурсов (на любой вид охоты) возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, которое представляет собой документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов, допускающий отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Федеральным законом № №, и выдаваемый физическим и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с названным Федеральным законом (пункт 16 статьи 1, часть 3 статьи 8, части 1 и 2 статьи 29 Федерального закона № №).
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий (пункт 2 Методических рекомендаций № 646).
Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона № №, проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 - 34 указанного Федерального закона, и в предусмотренных данным федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Частью 2 статьи 31 указанного закона предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.
Под общедоступными охотничьими угодьями в силу пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона № № понимаются охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.
Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № № охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с названным федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона любительская и спортивная охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях. Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона (охотнику - физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства). Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона.
Согласно положений ч. ч. 1 и 2 ст. 29 названного Закона разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Указом Губернатора Оренбургской области от 31 июля 2013 г. № 762-ук «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Оренбургской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» установлены виды и параметры разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Оренбургской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения. Данным Указом запрещена любительская и спортивная охота на территории Оренбургской области на зайца - в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по третью ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ во всех охотничьих угодьях.
В соответствии с распоряжением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 03.07.2014 № 142-р (ред. от 30.08.2016) "О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормах пропускной способности в охотничьих угодьях Оренбургской области" (вместе с "Нормами допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи", "Нормами пропускной способности в общедоступных охотничьих угодьях"), норма добычи (суточная, за сезон охоты, предельно допустимая) зайца (русак, беляк), лисицы обыкновенной, корсака, не утверждаются.
Нормы пропускной способности в закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотничьих угодьях, у которых право пользования животным миром возникло на основании охотхозяйственных соглашений или долгосрочных лицензий, определяются согласно проведенным внутрихозяйственным охотустройствам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между обществом с ограниченной ответственностью "Русская охота" (охотпользователь) и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (Министерство) заключено охотхозяйственное соглашение №, согласно которому одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Министерство обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в границах муниципального образования Саракташский район согласно соглашению. Срок действия соглашения - 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между обществом с ограниченной ответственностью "Русская охота" (охотпользователь) и Министерством лесного и охотничьего хозяйства оренбургской области (Министерство) заключено охотхозяйственное соглашение №, согласно которому одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Министерство обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих согласно соглашению. Срок действия соглашения - 49 лет.
Согласно выписке и ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью "Русская охота" осуществляет такой вид деятельности как охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
Указом губернатора Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ук утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области, согласно которой территория Оренбургской области составляет № гектаров, из них № гектара отнесены к среде обитания охотничьих ресурсов. Из общей площади территории Оренбургской области выделены:
1) территории, отведенные для целей использования охотничьих ресурсов - № гектар, из которых № гектара являются средой обитания охотничьих ресурсов, № гектаров - непригодны для ведения охотничьего хозяйства (к ним относятся территории, занятые населенными пунктами, промышленными комплексами, рудеральные территории (свалки, кладбища и др.));
2) территории, исключенные из охотпользования, - № гектаров (особо охраняемые природные территории). Территории, отведенные для целей охотничьего хозяйства, в пределах особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) отсутствуют (таблица 15).
Общая площадь территории ООО «Русская охота» участки 1,2 составляет № га, площадь среды обитания № га.
Согласно Проекту внутрихозяйственного устройства охотничьего хозяйства ООО "Русская охота" в Саракташском районе участок №, утвержденного директором О.М. Макаровым ДД.ММ.ГГГГ, расчет территориальной пропускной способности хозяйства при охоте на зайца в пределах 9 охотников: заяц с собакой 2 охотника, заяц с троплением 1 охотник, заяц загоном (лисица) 6 охотников (таблица 4.6.1).
Согласно схемы использования и охраны охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Русская охота" Оренбургская область, Саракташский район, утвержденной директором Д.Н. Козловым ДД.ММ.ГГГГ участок №, дневная и сезонная территориальная пропускная способность охотничьего хозяйства зайца, лисицы - 12 (таблица 12.3).
Из материалов дела следует, что Павлов А.С. является охотником, имеет охотничий билет серии №, выданный Министерством лесного и охотничьего Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Павлов А.С. обратился в ООО «Русская охота» с заявлением на предоставление права любительской и спортивной охоты на зайца русака с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лисицу-корсак с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Место охоты ООО «Русская охота» участки 1,2.
В судебном заседании установлено, что данное заявление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Доказательств получения ответчиком названного выше заявления ранее в судебном заседании не установлено.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержден Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379. Установлено, что выдача разрешений физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, в закрепленных охотничьих угодьях, осуществляется охотпользователем. Для получения разрешения физическое лицо (далее - заявитель) представляет указанным в пункте 3 настоящего Порядка охотпользователю, в уполномоченный орган либо природоохранное учреждение заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений.
Согласно Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, для получения разрешения представляет заявление соответствующему охотпользователю. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве; предполагаемые сроки охоты; места охоты; дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер. Пунктом 11 установлено, что заявление подписывается заявителем и подается охотпользователю лично либо его уполномоченным представителем; по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения; в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, охотпользователя или природоохранного учреждения, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
На основании п. 13 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений; оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием штампов, печатей, машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении; направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п.17.7).
24 ноября директором ООО «Русская охота» Козловым Д.Н. Павлову А.С. было отказано в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, по причине превышения установленного лимита (квоты) добычи охотничьих ресурсов (п.17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014г №379).
Данные обстоятельства в судебном заседании наши свое подтверждение корешками к разрешению на добычу пушных животных, согласно которым разрешения на добычу пушных животных ООО «Русская охота» выданы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 12 штук, из которых 9 на участки №и №; и дополнительно 3 путевки на участок №.
Следовательно, ко времени получения административным ответчиком заявления Павлова А.С., было уже получено 12 заявлений – и выдано максимально возможное количество разрешений, что свидетельствует о том, что отказ в выдаче разрешения является правомерным и обоснован превышением квот, установленной нормативно-правовым актом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов административного дела, что письмо административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов Павлову А.С., без даты, направлено административному истцу за пределами срока, установленного п. № Приказа № №, составляющего 5 рабочих дней со дня предоставления Павловым А.С. заявления заказным письмом.
Вместе с тем, учитывая установленные по делу обстоятельства и отсутствие оснований для удовлетворения административным ответчиком заявления Павлова А.С. о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в связи с тем, что выдача разрешения приведет к превышению установленных лимитов (квот) добычи охотничьих ресурсов, направление ответа заявителю позднее установленного срока правого значения не имеет, и прав административного истца не нарушает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку при принятии решения об отказе Павлову А.С. в предоставлении услуги, связанной с выдачей разрешения на добычу охотничьих ресурсов, административным ответчиком были соблюдены требования Федерального закона от 24 июля 2009 года № № «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также оно принято в соответствии с Распоряжением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 03.07.2014 № 142-р (ред. от 30.08.2016) "О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормах пропускной способности в охотничьих угодьях Оренбургской области".
Разрешая требования административного истца о взыскании с ООО "Русская охота" компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" при рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 "Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, из буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Исходя из положений действующего законодательства, основанием к удовлетворению требований о взыскании компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерными действиями должностных лиц ответчика. Вместе с тем, установленные по делу обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага административного истца, обстоятельств, свидетельствующих о причинении административному истцу морального вреда, не установлено, а потому в удовлетворении требований о компенсации морального вреда надлежит отказать.
Таким образом, оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона, представленные сторонами доказательства, суд находит иск административного истца не подлежащим удовлетворению, в иске надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 – 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Павлов А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Русская охота» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности выдать разрешение на любительскую и спортивную охоту, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Тошерева
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года.
Судья И.В. Тошерева