Решение по делу № 33-3552/2020 от 17.11.2020

Дело № 33-3552                                                                                  судья Казгалеева М.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

         2 декабря 2020 года                                                                                    город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Фатеевой Л.В.,

судей Полосухиной Н.А., Старцевой Т.Г.,

при секретаре Комкове С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-775/2020 по апелляционной жалобе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 12» на решение Узловского городского суда Тульской области от 28 августа 2020 года по иску заместителя Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 12» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта.

Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

заместитель Узловского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному «Центр образования № 12» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в ходе проведенной в декабре 2019 года проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в указанном учебном заведении выявлены нарушения действующего законодательства, поскольку оно не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. Охрану образовательной организации осуществляют работники учреждения: сторожа, завхозы, уборщицы, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.

Как указал истец, антитеррористическая защищенность указанного образовательного учреждения не соответствует требованиям закона, отсутствие физической охраны ослабляет защищенность объекта, ставя под угрозу жизнь и здоровье детей, получающих образование в данном учреждении, а также неопределенного круга лиц, что недопустимо, в связи с чем просил обязать ответчика принять меры по обеспечению охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 01.12.2021 года.

В судебном заседании помощник Узловского межрайонного прокурора Тараканов П.А. иск просил его удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Якубова Е.Л., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета образования администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Гаврилова Е.В. в судебном заседании заявленное требования не признали, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 11 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 срок осуществления перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории) истекает 31.12.2021 года, а не 01.12.2021 года, как требует заместитель прокурора. Кроме того, обеспечение охраны сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации реализуется в рамках договорных отношений на основе контрактной системы в сфере закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым муниципальные контракты могут быть заключены только после получения финансирования, которое запланировано на 2021 год.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 28 августа 2020 года иск удовлетворен, на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 12» возложена обязанность принять меры по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 01.12.2021 года.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей, а также на то, что в целях принятия мер по обеспечению охраны объекта (территории) ответчика администрацией муниципального образования Узловский район 20.07.2020 года вынесено постановление № 1029 «Об утверждении плана комплексных мероприятий по противодействию терроризму и проявлению экстремизма в образовательных учреждениях, подведомственных комитету образования администрации муниципального образования Узловский район», согласно которому ответчику на осуществление охраны объекта сотрудниками ЧОП предусмотрено выделение из бюджета муниципального образования финансирования в 2021 году, образовательное учреждение осуществляет реализацию мер по обеспечению террористической защищенности объекта в сроки, установленные Требованиями.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования Узловский район, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав объяснения представителя ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 12» по доверенности Якубовой Е.Л., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета образования администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Гавриловой Е.В., возражения прокурора прокуратуры Тульской области Денежкиной В.М., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования                   № 12» - общеобразовательная некоммерческая организация, учредителем которой является муниципальное образование Узловский район, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования Узловский район. Координацию деятельности образовательного учреждения осуществляет комитет образования администрации муниципального образования Узловский район.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета по учету бюджетных ассигнований федерального, областного и муниципального бюджетов и средств, полученных от приносящей доход деятельности, имущество на праве оперативного управления, печать. Предметом деятельности образовательного учреждения является реализация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования. Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основе бюджетной сметы и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона                                     от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательных организациях и работников этих образовательных организаций.

Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 данного Федерального закона одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 этого Федерального закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования помещения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года                       № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования).

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения пунктом 13 упомянутых Требований установлены категории опасности объектов (территорий).

Согласно паспорту безопасности образовательного учреждения муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 12» присвоена третья категория опасности.

Пунктом 25 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области в декабре 2019 года проведена проверка законодательства о противодействии терроризму в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Центр образования                         № 12», имеющем третью категорию опасности, в ходе которой установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований образовательное учреждение не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны; его охрану осуществляют работники учреждения: сторожа, завхозы, уборщицы, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.

Комитетом образования администрации муниципального образования Узловский район рассмотрено представление прокурора, доведено до сведения руководителей общеобразовательной организации, решено изучить ценовые предложения по объектам третьей категории опасности для обеспечения охраны объектов ЧОП или подразделениями вневедомственной охраны, а также рассмотреть возможность использования софинансирования при заключении контрактов на охрану объектов образовательных учреждений.

Обращаясь в суд с указанным иском, прокурор указал на то, что ответчиком до настоящего времени не осуществляются мероприятия по обеспечению охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, то есть нарушений законодательства об антитеррористической защищенности не устранены.

Согласно паспорту безопасности учреждению присвоена третья категория безопасности, с учетом этого определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Средняя посещаемость объекта в будни – 160 человек; объект охраняется сторожем; средства антитеррористической защищенности отсутствуют.

В целях принятия мер по обеспечению охраны школы 20 июля 2020 года администрацией муниципального образования Узловский район вынесено постановление «Об утверждении плана комплексных мероприятий по противодействию терроризму и проявлению экстремизма в образовательных учреждениях, подведомственных комитету образования администрации муниципального образования Узловский район», согласно которому ответчику на осуществление охраны сотрудниками ЧОП предусмотрено выделение в 2021 году из бюджета муниципального образования Узловский район соответствующего финансирования, однако, существующая охрана не соответствует требованиям, установленным пунктом 25 Требований.

Установив приведённые обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о несоблюдении ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности учебных заведений, удовлетворив заявленные прокурором требования.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей, не опровергает правильности выводов суда, поскольку предметом спора бюджетные правоотношения не являются.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

В целом доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Вместе с тем, судебная коллегия не может признать обоснованным установление судом срока для исполнения требований прокурора до 1 декабря 2021 года, поскольку согласно подпункту «е» пункта 11 Требований срок осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий составляет 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает необходимым решение в данной части изменить, установив его с учетом необходимости существенных для ответчика затрат для исполнения решения, особенностей финансирования муниципальных учреждений, утвержденного плана мероприятий, до 31 декабря 2021 года.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Узловского городского суда Тульской области от 28 августа 2020 года изменить в части установления срока для исполнения заявленных требований, установив его до 31 декабря 2021 года.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 12» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3552/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Узловский межрайонный прокурор Бежанов А.В.
Ответчики
МКОУ"ЦО № 12"
Другие
администрация МО Узловский район
Комитет образования администрации МО Узловский район
Суд
Тульский областной суд
Судья
Полосухина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
02.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2020Передано в экспедицию
02.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее