Дело №2а-7716/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 16 сентября 2019 года
Центральный районный суд г.Хабаровск в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В., при секретаре Алиевой Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю Цыбеновой Баире Юльевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об освобождении от взыскания исполнительских сборов
УСТАНОВИЛ:
Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбеновой Б.Ю., УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об освобождении от взыскания исполнительских сборов и приостановлении исполнительных производств. В обоснование заявленных требований указав, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбеновой Б.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления: по исполнительному производству №; № №; №; № №; №; № № №; № о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края многократный исполнительских сборов в размере 50000 рублей в связи с отказом добровольно исполнить решение суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба на действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю Цыбеновой Б.Ю. о взыскании с министерства указанного выше исполнительского сбора не подавались. Министерство считает данные постановления необоснованными и подлежащими отмене. Полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие министерства в неисполнении решения суда отсутствует. Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям - сиротам по итогам аукционов. Срок обеспечения граждан, относящихся к категории инвалиды, зависит от размера субвенций федерального и краевого бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда, а не от действий министерства. В связи с указанным, умысел министерства в непредставлении жилого помещения указанным взыскателя до настоящего времени отсутствует. В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края в министерство строительства края направляются исполнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу определений суда, в том числе на приобщение жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа. Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и лиц из их числа, предусмотренных краевым бюджетом.
В судебное заседание стороны по административному делу, а также заинтересованные лица, извещавшиеся о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об отложении рассмотрения де просили. Поскольку их явка в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не признавалась судом обязательной, суд в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению административного дела по существу.
Согласно поступившим возражениям судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбенова Б.Ю. представила возражения, согласно которым, в удовлетворении административного иска просит отказать, так как Министерство ЖКХ Хабаровского края без уважительных причин не выполнены в установленный срок требования исполнительного документа; отсутствие жилых помещений само о себе не является основанием для неисполнения требований исполнительного документа; судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления руководствовался требованиями действующего законодательства.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как указано в статье 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела.
Положения статей 64, 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленных в письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 №0001/16, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбеновой Б.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления: по исполнительному производству №; №; №; №; №; № №; №; №; № о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительских сборов.
Предметом исполнения предметом исполнения в рамках указанных исполнительных производств является предоставление взыскателям жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Постановления о возбуждении исполнительных производств были получены должником, но в указанный в них срок сведения об исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах, судебному приставу-исполнителю от должника не поступили, решения суда не исполнены, что не оспаривалось стороной административного ответчика.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбеновой Б.Ю. в отношении должника Министерства ЖКХ Хабаровского края вынесены оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, суд находит вышеуказанные оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Цыбеновой Б.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора законными и обоснованными.Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено. Действиями судебного пристава-исполнителя не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации, излагая свою правовую позицию, в Постановлении от 30.07.2001 №13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54 Конституции Российской Федерации).
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Давая разъяснения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (пункт 75) указал, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных положений освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №59-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантии указанных лиц на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам указанных субъектов.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим, в том числе, заключение контрактов на приобретение квартир детям – сиротам по итогам аукционов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 №136-пр утвержден регламент взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края.
В судебном заседании из представленных стороной административного ответчика сведений установлено, что административным ответчиком неоднократно в министерство строительства края направлялись заявки на строительство (приобретение) жилых помещений (квартир). Сам административный ответчик необходимым имуществом для исполнения решений суда не обладает.
Вышеуказанные сведения стороной административного истца приобщенными копиями документов из исполнительных производств не опровергнуты.
Вместе с тем, согласно ч.ч.1, 2 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Таким образом, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства позволяют сделать вывод, что должником в пределах предоставленных ему полномочий, предприняты меры по исполнению требований исполнительных документов, следовательно, в рассматриваемом случае виновные противоправные бездействия должника в неисполнении решений суда отсутствуют.
Так как вина должника в неисполнении требований исполнительных документов не установлена, имеются основания для освобождения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от уплаты исполнительских сборов по постановлениям судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам: №; №; №; №; №; №; №; № № №, и требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку судом удовлетворены требования об освобождении административного истца от взыскания исполнительских сборов, требования о приостановлении исполнительного производства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края удовлетворить частично.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительских сборов по постановлениям судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам: №; №; №; № № №; №; №; №
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 23 сентября 2019 года.
Судья Н.В. Владимирова