К делу № 2а-5713/20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 26 мая 2020 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Игорцевой Е.Г.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
с участием:
ответчика Сергеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару к Сергееву А. В. о взыскании задолженности по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
В Первомайский районный суд г. Краснодара с вышеуказанными исковыми требованиями к Сергееву А.В. в порядке административного судопроизводства обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару (далее по тексту также ИФНС России № 4 по г. Краснодару).
Иск предъявлен по тем основаниям, что Сергеев А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России № 4 по г. Краснодару. На праве собственности ему принадлежат объекты недвижимого имущества (две квартиры), а также транспортное средство.
Ответчик обязанность платить законно установленные налоги и сборы не исполняет, в связи с чем в его адрес было направлено единое налоговое уведомление заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления.
В связи с неоплатой налога Сергееву А.В. было направлено требование от 14.12.2017 г. №, которое также не исполнено.
Мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который отменен в связи с поступившими возражениями Сергеева А.В.
По указанным основаниям, административный истец просит взыскать с Сергеева А.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.): пеня в размере 1 886,1 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г.: пеня в размере 580,01 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 662 руб.; страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ, на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010 г.) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка. Задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 796,77 руб.; страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 г.) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 398,40 руб., на общую сумму 4 323,33 руб.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, к дате рассмотрения дела от него поступило ходатайство с просьбой провести разбирательство в его отсутствие в связи с введением ограничительных мероприятий на территории Краснодарского кая.
Административный ответчик Сергеев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что обращался в налоговый орган для списания задолженности на основании Федерального закона.
Суд, выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируются законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налоговые органы как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Из материалов дела следует, что Сергеев А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС № 4 по г. Краснодару.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В судебном заседании установлено, что Сергеев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно свидетельству, выданному ИФНС России № 2 по г. Краснодару, 17.05.2013 г. зарегистрировано прекращение деятельности Сергеева А.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1, п. 9 ст. 45 НК Ф).
Истцом инициировано требование о взыскании с Сергеева А.В. недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования (в части пени).
Проанализировав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи с нижеследующим.
Согласно доводам административного иска, в адрес Сергеева А.В. было направлено единое налоговое уведомление.
В силу п.1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения обязательств по уплате налогов и сборов.
В силу ст. 75 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для начисления ему налоговым органом пени.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (пункт 4). Пени согласно п. 5 ст. 75 НК РФ уплачиваются одновременно с суммой налога или после уплаты указанных сумм в полном объеме.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
14.12.2017 г. Сергееву А.В. направлено требование об уплате налогов, сборов, пени, штрафов в срок до 10.01.2018 г. (л.д. 14-19).
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Установлено, что определением мирового судьи судебного участка № 61 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 03.08.2018 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Сергеева А.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. – пени в размере 4 323,33 руб.
29.08.2018 г. судебный приказ в отношении Сергеева А.В. отменен в связи с возражениями ответчика (л.д. 26).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Между тем, ч. 3 ст. 48 НК РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, применительно к вышеприведенным правовым положениям, административный истец обязан был обратиться в суд не позднее 01.03.2019 г., тогда как административное исковое заявление поступило 10.04.2020 г., т.е. с существенным пропуском установленного срока.
В соответствии с положениями ст. 95, ст. 286 КАС РФ, ст. 48 Налогового кодекса РФ восстановлению подлежит срок, пропущенный по уважительной причине.
Ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено, соответственно, каких-либо уважительных причин его пропуска не приведено.
Более того, суд считает необходимым отметить, что административным истцом также пропущен срок обращения за вынесением судебного приказа, который может быть выдан не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из направленного ответчику требования, срок оплаты по нему установлен до 10.01.2018 г., следовательно, судебный приказ не мог быть вынесен позднее 10.07.2018 г.
Однако судебный приказ был вынесен 03.08.2018 г., указание на восстановление срока в нем отсутствует (л.д. 39).
При таких обстоятельствах, судом установлено, что на дату обращения в суд с административным иском, не содержащим ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления и взыскании задолженности по страховым взносам, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ при отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд, установив изложенные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о пропуске налоговым органом процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением к Сергееву А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и об отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Кроме того, Сергеев А.В. обратился в налоговый орган с заявлением о списании числящейся за ним задолженности. Согласно полученному ответу от 17.10.2018 г., Инспекцией ФНС № 2 по г. Краснодару проводятся мероприятия по списанию задолженности, признанной в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ безнадежной к взысканию (л.д. 37).
В этой связи, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска.
В силу ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару к Сергееву А. В. о взыскании суммы недоимки - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Е.Г. Игорцева
мотивированный текст решения изготовлен 09 июня 2020 года