Решение по делу № 2-171/2018 (2-1693/2017;) ~ М-1542/2017 от 15.12.2017

дело № 2-171/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 февраля 2018 года                     город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Гайфуллина, при секретаре Ч.Г. Рахмановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску О.М. Макаровой к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельных участков,

У С Т А Н О В И Л :

О.М. Макарова обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района (далее по тексту – Исполком) с вышеназванным иском, указав, что на праве аренды владеет и пользуется земельным участком с кадастровым площадью <данные изъяты>, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенным в <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которым размер арендной платы предусмотрен с нарушением законов в 29349 руб. Оспаривая договор в части установления размера арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, а также принцип расчета арендной платы, просила обязать Исполком заключить дополнительное соглашение к договору аренды с определением арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и с учетом Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об арендной плате за землю".

В судебном заседании О.М. Макарова поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Исполком представителя в судебное заседание не направил, в предусмотренном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, дело в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика; в письменном ходатайстве представитель Исполкома Е.И. Митрофанова просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении иска, указав, что возможность установления арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка предусмотрена Порядком определения арендной платы, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, размер арендной платы определяется договором аренды.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

Как следует из материалов дела, О.М. Макарова на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ на праве аренды владеет и пользуется земельным участком с кадастровым , площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенным в <адрес>

Пунктом 2.1 договора предусмотрен размер арендной платы - 29349 руб, пунктом 7.1 – изменение условий договоров допускаются по соглашению сторон, вносимые изменения и дополнения рассматриваются сторонами в месячный срок и оформляются в виде дополнительного соглашения, которое не требует государственной регистрации.

На заявление истца Исполком ответом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в перерасчете размера арендной платы, указав на добровольность заключения договора.

Между тем, исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего до 01 марта 2015 года, и пункта 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

9 февраля 1995 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 74 "Об арендной плате за землю", которым утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).

В пункте 2.1 раздела 2 Положения приведена формула расчета размера годовой арендной платы за пользование земельными участками:

А = Рс x Кф, где:

А - размер годовой арендной платы,

Рс - размер ставки земельного налога,Кф – поправочный коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, указанный в приложении N 1.

При установлении арендной платы за земельные участки истца необходимо руководствоваться Положением, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 74 от 9 февраля 1995 года "Об арендной плате за землю", и исходя из требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункт 60), спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

В силу статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").

В данном случае договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка заключены после принятия Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата является регулируемой.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

    Начисление Исполкомом арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, без учета требований Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 74 от 9 февраля 1995 года "Об арендной плате за землю", не соответствуют требованиям закона, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.    

Необоснованна ссылка представителя Исполкома на Порядок определения арендной платы, утвержденный решением Совета Тукаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку данное решение отменено заочным решением Тукаевского суда от ДД.ММ.ГГГГ как принятое с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск О.М. Макаровой – удовлетворить.

Возложить на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность заключить с О.М. Макаровой дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (на основании договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка с кадастровым номером , с начислением арендной платы исходя из требований Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 74 от 9 февраля 1995 года "Об арендной плате за землю".

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

2-171/2018 (2-1693/2017;) ~ М-1542/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макарова О.М.
Ответчики
ИК Тукаевского района РТ
Суд
Тукаевский районный суд
Судья
Гайфуллин Р. Р.
15.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2017[И] Передача материалов судье
15.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2018[И] Судебное заседание
09.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2018[И] Дело оформлено
20.10.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее