РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г.Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М.В.,
При секретаре Терновом В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПевника В.Н. к Южному таможенному управлению, Краснодарской таможне о признании права на уплату таможенной пошлины для цели выпуска в свободное обращение транспортного средства дл личного пользования
У С Т А Н О В И Л:
Истец Певник В.Н. первоначально обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указал, что он является гражданином России. Гражданство приобретено им на основании статьи 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 М 6-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" в результате подачи заявления о принятии в гражданство России и принесения присяги гражданина России. Адрес его постоянного и зарегистрированного места жительства на территории России находится в пределах Луганской Народной Республики. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл на территорию России из Литвы на принадлежащем ему по праву собственности автомобиле – <данные изъяты> через п/п Псковской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление Правительства Российской Федерации №2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики. Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее - Особенности).
Пп. г) п. 9 Особенностей установлено, что следующие транспортные средства для личного пользования рассматриваются как товары, указанные в подпункте 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приобретенные на праве собственности физическими лицами, постоянно проживающими на территориях Донецкой Народной Республики. Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, и ввезенные на территорию Российской Федерации до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. №2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (в том числе в отношении которых такая процедура завершена), - со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. №2215 "Об утверждении особенностей применена законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был им вывезен в Республику Абхазия, где находится по настоящий день - должностные лица таможенного органа не позволяют транспортном средству въезжать на территорию России без таможенного обеспечения либо уплаты полно стоимости таможенных платежей.
ДД.ММ.ГГГГ ФТС России направило разъяснение в таможенные органы на места, чтос таможенного контроля подлежат снятию и те автомобили, которые были ввезены в Россию в любом таможенном режиме, в том числе и в таможенном режиме временного ввоза.
ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком было разъяснено, что с учетом положений пункта 14 Особенностей совершение декларантом таможенных операций по закрытию временного ввоза в отношении транспортного средства не требуется. То есть, автомобили, ввезённые в таможенном режиме временный ввоз, также подпадают под действие Постановления № 2215.
Истец обратился к Ответчику с заявлением относительно правого статуса его Автомобиля, на что не получил ответа по существу правого статуса транспортного средства. Считает, что непризнание Ответчиком его транспортного средства для личного пользования, приобретшим статус товара Союза согласно подпункта 47 пункта 1 статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, нарушает его права, предоставленные ему Постановлением Правительства России № 2215 на свободный ввоз своего транспортного средства на территорию России без уплаты таможенных платежей.
На основании изложенного, просит суд:
Признать за Певником В.Н. право на признание транспортного средства для личного пользования - автомобиля <данные изъяты> года выпуска приобретшим статус товара Союза согласно подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза основании Постановления Правительства Российской Федерации №2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
Впоследствии в ходе судебного разбирательства истец свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, указав о том, что ДД.ММ.ГГГГ истец прибыл на территорию России из Литвы на принадлежащем ему по праву собственности автомобиле – <данные изъяты> (далее - Автомобиль), через п/п Псковской таможни и направился по месту жительства в Луганскую Народную Республику, где планировал произвести таможенную очистку указанного автомобиля. По месту жительства Певник В.Н. зоной обслуживания являлся таможенный пост «Антрацит» ГТК ЛНР, куда он и прибыл. Должностные лица ТП «Антрацит» ГТК ЛНР сообщили истцу, что последняя операция по таможенной очистке автомобиля произведена еще в первой половине октября 2022, в настоящий момент они не работают, ждут указаний вышестоящего руководства. Рекомендовали истцу обратиться в Луганск. В последующем из Луганск Певник В.Н. был направлен в г.Новошахтинск и так три раза по кругу, пока у него не закончился временный ввоз, в связи с чем истец был вынужден вывезти автомобиль в Абхазию, где он находится по сей день, в ожидании рассмотрения спора судом. Так как ответчики настаивают на уплате таможенной пошлины по ныне действующим ставкам на территории ЕАЭС, Певник В.Н. был вынужден обратиться в суд. Однако, в период времени, когда истец принимал попытки по таможенной очистке своего автомобиля, на территории ЛНР действовали положения пункта 13 статьи 31 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", согласно которого с 1 января 2023 года па территории Луганской Народной Республики применяется законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. Особенности применения в течение переходного периода нормативных правовых актов Луганской Народной Республики и законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
То есть, включительно по ДД.ММ.ГГГГ на территории ЛНР действовало законодательство о таможенном регулировании Луганской Народной Республики, особенности применения которого должны быть урегулированы Правительством РФ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ на территории ЛНР ставка таможенного тарифа для иностранных автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, составляла 0,4 евро за 1 см3 рабочего объема цилиндра двигателя.
ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление Правительства Российской Федерации №2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее - Особенности). Поскольку ТОЛП истца не подпало под действие пункта 9 Особенностей, в таком случае пунктом 10 Особенностей было установлено следующее.
Транспортные средства для личного пользования, не указанные в пункте 9 настоящего документа, рассматриваются как товары, указанные в подпункте 12 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении которых при обращении лица в таможенные органы, обладающие соответствующей компетенцией по совершению таможенных операций, совершаются таможенные операции, связанные с оформлением временного ввоза или выпуском в свободное обращение.
Таким образом, для выпуска в свободное обращение ТОЛП Певник В.Н. имел право на основании п. 13 ст. 31 N 6-ФКЗ от 04.10.2022 для цели выпуска в свободное обращение своего ТСЛП уплатить таможенную пошлину по ставкам ЛНР включительно по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ на территории ЛНР уже начали действовать ставки таможенной пошлины ТК ЕАЭС. Действия по таможенной очистке ТСЛП истцу надлежало совершать в одном из поименованных в Особенностях перечне таможенных постах.
В период с ДД.ММ.ГГГГ истец минимум трижды обращался в Несветайский таможенный пост Ростовской таможни (<адрес>) для реализации права на оформление выпуска в свободное обращение ТСЛП по таможенным тарифам ЛНР, однако каждый раз должностные лица сообщали ему, что не знают, как быть и что делать, снова и снова рекомендовали приехать через неделю и т.д.
Таким образом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ истцом не было реализовано право на уплату таможенной пошлины по тарифам ЛНР для цели выпуска в свободное обращение ТСЛП по обстоятельствам, от него не зависящим. Истец не может нести ответственность за не доведение на места (на таможенные посты), не разъяснения должностным лицам на местах со стороны ФТС России и Южного таможенного управления порядка и способа реализации гражданами Новых Территорий своих прав, предоставленных N 6-ФКЗ от 04.10.2022 (в частности, которые следуют из пункта -13 статьи 31), в части таможенных послаблений, действовавшие ограниченный период времени. Фактически с момента принятия Особенностей ДД.ММ.ГГГГ гражданам Новых Территорий было отведено всего 30 дней на уплату таможенной пошлины по старым тарифам за ввезенные ТСЛП, а порядок совершения указанных действий не был ни разработан, не доведен для исполнения на таможенные посты.
На основании изложенного, с учетом указанных уточнений, в окончательной редакции просит суд:
Признать за Певник В.Н. право на уплату таможенной пошлины для цели выпуска в свободное обращение транспортного средства для личного пользования - автомобиля <данные изъяты> в размере 0,4 евро за 1 см3 рабочего объема цилиндра двигателя.
Истец Певник В.Н. и его представитель Кузнецов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнений, просил суд их удовлетворить, поддержав доводы иска.
Представитель ответчика Южного таможенного управления Самойлова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в удовлетворении иска отказать, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на иск.
Ответчик Краснодарская таможня своего представителя в судебное заседание не направили, извещены, сведений о причинах неявки не представили, ранее направили отзыв на иск, в котором против удовлетворения иска возражали.
Третьи лица Ростовская таможня, Центральная акцизная таможня о времени и месте судебного заседании уведомлены, сведений о причинах неявки не представили, дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» (далее - Закон № 6-ФКЗ) Луганская Народная Республика (далее - ЛНР) принята в состав Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 31 Закона № 6-ФКЗ с 1 января 2023 года на территории ЛНР применяется законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. Особенности применения в течение переходного периода нормативных правовых актов ЛНР и законодательства Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации.
5 декабря 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. № 2215 «Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее - Постановление), которое направлено на определение и реализацию особенностей применения в течение переходного периода (до 1 января 2023 г.) нормативных правовых актов субъектов и законодательства Российской Федерации.
Пунктом 9 Постановления определены категории транспортных средств для личного пользования (далее - ТСЛП), которые признаются товарами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Транспортные средства, являющиеся товарами ЕАЭС, могут перемещаться между территориями государств - членов ЕАЭС любым способом без таможенного декларирования, помещения под таможенные процедуры и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 02.12.2022 N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" следующие товары, за исключением транспортных средств для личного пользования, рассматриваются как товары, указанные в подпункте 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза:
а) находящиеся на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территориях указанных субъектов - со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов;
б) находящиеся на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территории Российской Федерации, ввезенные с территорий указанных субъектов, - со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно п.9 следующие транспортные средства для личного пользования рассматриваются как товары, указанные в подпункте 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза:
а) зарегистрированные в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", - со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
б) зарегистрированные на Украине и находящиеся на день принятия Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территории Российской Федерации и на территориях указанных субъектов, - со дня принятия Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов;
в) зарегистрированные на Украине и ввезенные с Украины в период со дня принятия Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до 1 января 2023 г. на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, - с момента такого ввоза;
г) приобретенные на праве собственности физическими лицами, постоянно проживающими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, и ввезенные на территорию Российской Федерации до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (в том числе в отношении которых такая процедура завершена), - со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Певник В.Н. прибыл на территорию Российской Федерации из Литвы на принадлежавшем ему по праву собственности автомобиле – <данные изъяты> автомобиль временно ввезен ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни сроком по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был вывезен в Республику Абхазия (номер операции обратного вывоза №). Сведения о таможенном декларировании автомобиля Заявителем с целью ввоза/временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в таможенных органах отсутствуют.
Ввезенное Певником В.Н. ТСЛП не относится к определенным в соответствии с пунктом 9 Постановления категориям, соответственно, не может быть признано товаром ЕАЭС.
ТСЛП, не указанные в пункте 9 Постановления, рассматриваются как иностранные товары, в отношении которых при обращении лица в таможенные органы, обладающие соответствующей компетенцией по совершению таможенных операций, совершаются таможенные операции, связанные с оформлением временного ввоза или выпуском в свободное обращение.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров определены главой 37 ТК ЕАЭС и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении ТСЛП, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа либо по единой ставке, установленные Приложением № 2 к Решению № 107 (Таблица № 2). В отношении автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС ставки таможенных пошлин, налогов установлены в пункте 3 Таблицы № 2 Приложения № 2 к Решению № 107 в зависимости от даты выпуска автомобиля, стоимости и рабочего объема двигателя. В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, ставки таможенных пошлин, налогов установлены в зависимости от рабочего объема двигателя.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 342 (ред. от 06.05.2023) "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров" при совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, указанных в абзацах первом, третьем и четвертом пункта 1, пунктах 3 и 4 таблицы 2 приложения N 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", ввозимых в Российскую Федерацию любым способом для личного пользования, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.
За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Порядок взимания утилизационного сбора, а также размеры утилизационного сбора установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 1291, Правила), которым утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень). Коэффициенты расчета сумм утилизационного сбора установлены в Перечне в зависимости от категории транспортного средства, даты выпуска, рабочего объема двигателя автомобиля, а также даты ввоза с учетом изменений, которыми установлены новые коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию после 1 августа 2023 г.
Таким образом, на основании анализа вышеизложенных норм законодательства, при выпуске в свободное обращение ТСЛП необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, установленные Приложением № 2 к Решению № 107, таможенные сборы за таможенные операции в соответствии с Постановлением № 342, а также утилизационный сбор, размер которого установлен Постановлением Правительства № 1291
Доводы истца о том, что, учитывая положенияпункта 13 статьи 31 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" включительно по ДД.ММ.ГГГГ на территории ЛНР действовало законодательство о таможенном регулировании Луганской Народной Республики, особенности применения которого должны быть урегулированы Правительством РФ, и в период с ДД.ММ.ГГГГ на территории ЛНР согласно постановлению Правительства Луганской народной республики от 06.07.2021г. №587\21 ставка таможенного тарифа для иностранных автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, составляла 0,4 евро за 1 см3 рабочего объема цилиндра двигателя, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку сведения о таможенном декларировании автомобиля Заявителем с целью ввоза/временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в таможенных органах отсутствуют, при этом, товары, ввезенные на территорию Российской Федерации до вступления в силу постановления правительства Российской Федерации №2215 и не помещенные под процедуру таможенного транзита, не соответствуют условиям, необходимым для их признания товарами, указанными в подпункте 47 пункта 1 ст.2 ТК ЕАЭС.
Сведений об отказе в регистрации транзитной декларации, либо от отказе в выпуске товаров (ст.125 ТК ЕАЭС) в период с ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, что свидетельствует об отсутствии намерений истца помещать автомобиль под процедуру транзита в установленные сроки.
Доводы о том, что он неоднократно обращался на различные таможенные посты объективно не подтверждаются, поскольку сам по себе факт явки, без оформления соответствующей таможенной декларации, не свидетельствует о выражении воли истца на совершение действий, влекущих правовые последствия.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для применения в целях выпуска в свободное обращение ТСЛП ставки в размере 0,4 евро за см3 рабочего объема цилиндра двигателя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Певника В.Н. к Южному таможенному управлению, Краснодарской таможне о признании права на уплату таможенной пошлины для цели выпуска в свободное обращение транспортного средства дл личного пользования в размере 0,4 евро за 1 куб см. рабочего объема цилиндра двигателя – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2023 года